Государство повысило расходы на бесплатное лечение, но станет ли лучше в наших больницах?

Правительство РФ приняло постановление о Программе государственных гарантий оказания медицинской помощи на 2009 год. Такие документы, кстати, утверждаются теперь ежегодно, в них прописаны виды бесплатного медицинского обслуживания, затраты на одного пациента и источники финансирования.

Расходы государства на медицину, несмотря на финансовые трудности, увеличиваются значительно. Повышение по каждому виду медпомощи разное, но в среднем из федерального бюджета будет потрачено на больного на 70 процентов больше, чем это было в нынешнем году.

Так, одно посещение пациентом врача в поликлинике будет оплачиваться медучреждению из расчета 218 рублей (было – 133 рубля), день стационарного лечения – 1380 рублей (сейчас – 759), вызов бригады «скорой помощи» – 1710 (нынче – 1213). В целом же в 2009-м государство потратит на одного пациента 7633 рубля против 4503 рублей в нынешнем.

Определены также виды и условия оказания медицинской помощи в рамках данной программы. Обозначены нормативы финансовых затрат на единицу объема медпомощи (подушевые нормативы), разработаны критерии доступности и качества медицинского обслуживания, по которым будет определяться эффективность деятельности медучреждений.

Следует сказать, что правительственный документ важен как для самой системы здравоохранения, так и для простых граждан – потенциальных клиентов поликлиник и больниц. С одной стороны, в программе четко определены нормативы по оказанию разных видов помощи, исходя из чего рассчитывается финансирование медицинских учреждений из бюджета и фонда ОМС. А для больного первостепенное значение имеет перечень бесплатных медицинских услуг. К примеру, кроме традиционных скорой и неотложной помощи, работы участковых врачей, специалистов в поликлиниках, предполагается оказание без оплаты в случае необходимости высокотехнологичной медицинской помощи.

Государственный стандарт – это минимум, ниже которого не могут опускаться на местах. Важно подчеркнуть, что регионы могут гарантировать больший объем и перечень медицинских услуг, если, конечно, на это в местном бюджете есть средства.

Вместе с тем уже первый опыт так называемого подушевого финансирования в нашей области выявил множество болевых точек. Региональный минздрав регулярно выступает в роли пожарного, гася одну конфликтную ситуацию за другой. (И эта роль, заметим в скобках, ему не очень удается). Недовольны врачи, средний медицинский персонал. А уж о больных и говорить нечего. Может, существенное увеличение госфинансирования исправит ситуацию?

Заметим, что наибольшие нарекания вызывает «смешение» платных и бесплатных услуг. Да, сейчас во многих поликлиниках и больницах вывешены перечни видов медицинской помощи, которые должны оказываться без оплаты. Но в правительственном постановлении, на основе которого разрабатываются территориальные программы, в том числе и наша областная, количество этих медицинских услуг исчисляется десятками, без специальных познаний в них непросто разобраться. На практике происходит так: больному, и без того находящемуся не в «лучшей форме», врач-специалист мудрено объясняет, что вот это, дескать, мы можем сделать бесплатно, но вам все равно не поможет, а вот это – за деньги. Естественно, пациент готов ухватиться за любую соломинку. В итоге он безропотно оплачивает то, за что, может быть, и платить было не надо.

Другая проблема, связанная с подушевым финансированием, – это возрастание роли административного ресурса в распределении заработанного между сотрудниками. Наша газета на эту тему уже писала, лишь повторимся, что без действенной роли общественности, сильных профсоюзов в медучреждениях и контроля со стороны областного минздрава от произвола главврачей избавиться невозможно. И никакое увеличение государственных нормативов тут не поможет.

Александр ГМЫРИН
Источник: Калининградская правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.