Новые общеобразовательные стандарты – так ли они новы?

Не секрет, что умные головы давно бьются над созданием нового (второго поколения) государственного стандарта образования. Одним из главных направлений является разработка «Системы гигиенических требований к условиям реализации общеобразовательных программ» и «Методологии и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений и гигиенической экспертизы образовательных технологий». За этими невообразимо наукообразными названиями кроется, проще говоря, забота о здоровье наших школьников.

Здоровье это, увы, оставляет желать – с каждым годом у специалистов к нему всё больше нареканий. То есть «стандартное здоровье» детей не отвечает требованиям стандарта здоровья.

Всероссийская «детская» диспансеризация, имевшая место шесть лет назад, дала следующие результаты: почти 60 процентов школьников обладают какой-либо патологией. В последующие годы «прирост» в этом отношении составил около 1/5! Стремительно набирают вес проблемы с вегетососудистой системой, ухудшается нервно-психическое состояние детей. Дети полнеют (школа и гиподинамия – едва ли не синонимы), у них ухудшается функционирование опорно-двигательного аппарата.

Для такого положения дел созданы, что называется, все условия. Юные россияне сплошь и рядом кусочничают и сухомятничают. Они сидят за «неправильными» партами, носят неподъёмные ранцы и рюкзаки. А ещё, бывает, в одном классе собираются ученики, которые значительно разнятся по возрасту. Например, первоклашке может быть и шесть лет, и восемь. Причём реально далеко не все соответствуют «прожитым годам». Десятая часть ребятишек по развитию либо моложе «себя самого», либо старше.

Один чуть опережает, а другой-то – чуть отстаёт… У них разные силы, разные возможности, разные способности и к наукам, и к социальной адаптации, разное восприятие и разные мотивации. А нагрузки равные. В результате – как минимум стресс. Плюс почти непременная авторитарность учителя, не всегда вменяемое содержание обучения, его зачастую непосильные объёмы… И т.д., и т.п.

Что же делать?

Специалисты предлагают внедрять и использовать здоровьесберегающие образовательные технологии. О таких все слышали, но – никто не знает толком, что это. Порой в школах готовы выдать за таковые выполнение обычных санитарных норм, следование элементарным гигиеническим правилам. Выполнения эти и следования – святое. Но состояние ученика зависит не только от интерьера. Сам процесс обучения должен быть здоровье-сберегающим. Он должен провоцировать, учитывать и использовать детскую любознательность, быть не облегчённым или «сверхумным», а оптимальным по трудности и - вариативным. Ему необходимо самым разумным образом сочетать движение и «сидение». Учить детей следует малыми группами, а не многолюдными классами, подавая информацию максимально разнообразно (благо нынешняя техника этому способствует). При этом непременно создание благоприятной психологической атмосферы и также – взращивание у «объекта» положительного образа «учёбы». И, конечно, совершенно необходимо культивировать в ребёнке «идею здоровья».

Исследования последних лет показали, что «мозговое напряжение», связанное с необходимостью «грызть гранит наук», зачастую исключительно тяжело для юных голов. Это портит нервную систему, снижает способность к адаптации, в целом ухудшает состояние здоровья.

Весь учебный процесс должен быть строго регламентирован – с учётом способностей ученика, его возрастных особенностей, его общего состояния, даже – пола. Это касается объёма и содержания предлагаемой нагрузки, организации её усвоения.

Тогда есть опасность чрезмерно «облегчить» школьную программу? Тут нужен баланс. Нагрузки, считают специалисты, следует формировать таким образом, чтобы они были лишь чуть-чуть выше возможностей школьника. Чтобы необходимость справляться с ними не ввергала ребёнка в депрессию, не лишала его трудоспособности, не отнимала все силы, а «победа над задачей» внушала бы оптимизм и формировала желание «закрепить успех». И, конечно, очень важно, чтобы дело «усвоения знаний» было интересным – это значительно облегчает (психологически) самоё учебную нагрузку. Обязательный к усвоению, но скучно поданный материал, даже небольшой, воспринимается как принуждение, он способен вызвать у учащегося полную аллергию – вплоть до «необучаемости», приводящей к апатии. А там уже рукой подать до физиологических и невротических расстройств. А для того, чтобы в школе дети учились, а не портили своё здоровье, они должны существовать в комфортном психоэмоциональном климате (не в состоянии Обломова «на диване», а в условиях сбалансированных по всем направлениям нагрузок). Это и следует сделать краеугольным камнем, главным условием грядущих общеобразовательных программ. Тогда современное образование будет отвечать критериям здоровьесберегающих технологий.

P.S. При подготовке статьи использовались материалы Минздравсоцразвития РФ. Всё настолько логично, что кажется давно знакомым… И – подозрение: а не болтология ли всё это? Ведь каждый нормальный учитель непременно следует всем вышеуказанным «должно», «надо», «обязательно»… А учителю-держиморде или просто бесталанному, или равнодушному хоть 100 здоровьесберегающих программ пропиши – никакого толку…

Наталья НИКОЛАЕВА
Источник: Калининградская правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.