Анализ религиозной ситуации в России за 31 октября-5 ноября

События прошедшей недели были сконцентрированы, в основном, на проведении православных и мусульманских праздников, пиком которых стал День народного единства и Ураза-Байрам.

Православная церковь освоила новый праздник

Неделя для православия была богата, прежде всего, потому что на нее пришлись два праздника – День Казанской иконы Божией матери, которая сыграла роль священного знамени в освободительной борьбе народного ополчения, и так называемый «День народного единства», посвященный освобождению от польских захватчиков Китай-города, и который с подачи Госдумы РФ 16 декабря 2004 стал государственным выходным.
Власть без народного одобрения в очередной раз перекроила историю под политическую конъюнктуру, и отменила всенародный праздник в угоду другому, о котором сейчас практически никто и не вспоминает, кроме самой церкви. Это «всенародный» праздник некоторые представители церкви даже считают вторым Днем Победы. По словам митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, события 1612 года, связанные с освобождением Москвы от иноземных захватчиков, не менее важны, чем День Победы и ни одно событие в русской истории не может претендовать на звание Дня народного единства более чем освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского. Такое мнение церкви легко объяснимо, если вдуматься, почему для празднования не выбраны другие, не менее славные даты. Например, победа князя Александра Невского над немецкими рыцарями Ливонского ордена на льду Чудского озера 15 апреля 1242 года, победа князя Дмитрия Донского над ордами хана Мамая на Куликовом поле 8 сентября 1380 года, разгром шведских войск под командованием Карла XII русскими войсками под командованием Петра I под Полтавой 8 июля 1709 года, или битва под Бородино между армией Наполеона и русскими войсками под командованием Кутузова 7 сентября 1812 года. Дело в том, что власть желала полностью снять ассоциации с годовщиной Великой Октябрьской социалистической Революции. И в этом вопросе церковь поддержала сегодняшнюю власть. По словам Сергея Кара-Мурзы, в целом, как институт, Церковь в тот момент Октябрьской революции не приняла. Мало того, возникновению гражданской войны в России способствовал и открытый конфликт РПЦ с Советской властью. А любое идеократическое государство, возникающее революционным путем, неминуемо вступает в конфликт с церковью, которая была важнейшей частью старой государственности. Сосуществование на равных двух структур, претендующих на статус высшего арбитра в вопросах жизнеустройства, невозможно. Конфликт с церковью был обострен из-за того, что общая в первые месяцы после Октября уверенность в недолговечности режима большевиков толкнула церковь на открытое выступление против советской власти.
В начале 1918 года, в момент массовых упований на мирное развитие революционного процесса, Церковь не встала над назревающим братоубийственным конфликтом как миротворческая сила, а заняла радикальную позицию на одной стороне, причем именно на той, которая не была поддержана народом. А новый праздник для церкви удобен, прежде всего потому, что тогда она была действительно объединяющей силой для русского народа и его руководства, что привело к изгнанию захватчиков и окончанию «смутного времени». Как отметил председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов, речь идет о единении страны, о восстановлении государственности, о том, что «великие распри и насилия, многим разорения и «убивства смертные» прекратились».
В связи с новым праздником по всей стране были проведены тожественные литургии, праздники и Крестные ходы. Центром торжеств стал Нижний Новгород, куда с визитом прибыл Святейший Патриарх Алексий II. Он возглавил в четверг всенощное бдение в Александро-Невском соборе, в пятницу совершил чин великого освящения храма Рождества Иоанна Предтечи на Нижепосадском торгу и отслужил Божественную литургию, и принял участие в открытии памятника Минину и Пожарскому. Как заявил Алексий II в канун праздника, «памятный день призывает нас помнить историю России и ее уроки. И сегодня, как никогда раньше, нам необходимо единение всего нашего народа, чтобы духовно возрождать и обновлять наше Отечество, крепить его государственную мощь, - подчеркнул Его Святейшество. - Завтра впервые после 89-летнего перерыва вся наша страна будет вновь вспоминать эти трагические и одновременно славные страницы своей истории и тех великих патриотов, которые помогли отстоять независимость и единство нашей Родины, спасли ее от иноземных завоевателей, опустошавших Русь и хотевших стать ее властителями». Отметим только, что подобная риторика руководства РПЦ несколько неуместна в отношении исторической памяти. Великих патриотов в нашей стране вспоминали всегда, но именно сейчас в угоду политическим амбициям их заслуги перед Отечеством принято пересматривать.


Евреи России встретили новый праздник добрыми делами

Праздник 4 ноября главный раввин России Берл Лазар предложил считать праздником Добрых дел. В поздравлении к россиянам Лазар сказал, что «День народного единства должен помочь нам найти путь к подлинному единению всех граждан нашей Родины, вне зависимости от национального происхождения, религиозной принадлежности и политических взглядов». По его словам, человеку свойственно заботиться о собственных интересах, об интересах своих родных, друзей, ближайших соседей. Но рано или поздно каждый из нас должен понять, что заботиться о своем «ближнем круге» недостаточно, надо взять свою долю ответственности и за «дальних» - за весь народ, за всю страну. Ведь если у вас все хорошо, но вокруг много бедных людей, безработных, молодежи без образования – это порождает в обществе напряженность, которая угрожает и тем, кто, вроде бы, решил свои проблемы. «Полагаю, что День народного единства стоит использовать и для того, чтобы забыть обиды, наладить отношения с теми, с кем они до сих пор у нас не складывались. Наверное, для этого даже не обязательно делать подарки – достаточно доброго слова, приветливого взгляда, благожелательного внимания к человеку, который в этом нуждается», - говорится в поздравлении главного раввина.
Сам раввин, между прочим, отказался отмечать праздник. Как сообщало АНН, формальный повод для отказа состоит в том, что на 4 ноября (пятницу) у Берл Лазара запланировано участие в официальных мероприятиях в Москве и, скорее всего, он физически не успеет приехать в Нижний Новгород до субботы, когда наступает шабат. Впрочем, есть и другая версия отсутствия главного раввина в Нижнем. Глава иудейской общины по понятным причинам избегает оказываться в центре православного празднования дня иконы Казанской Божией Матери, который приходится на 4 ноября. Ведь если рассуждать строго исторически, то поляков из Москвы изгнали не 4 ноября, а несколько раньше, и (с точки зрения православного человека) прежде всего, благодаря чудотворной иконе Казанской Богоматери, находившейся в войсках Минина и Пожарского.
Тем не менее, еврейская община сделала немало добрых дел. Так, в Ижевске местная община отправила в детский областной приют одежду и игрушки, собранные ее членами. Гуманитарная помощь начала оказываться еще год назад. С тех пор, пишет АЕН, активные женщины общины приносят детские вещи, книги игрушки, и раз в месяц община отправляет свою гуманитарную помощь в государственные воспитательные попечительские учреждения. Кроме того, еврейская община Владикавказа ко дню народного единства приурочила выставку предметов иудаики, выставку книг еврейской тематики и периодики. Активисты и сотрудники Еврейского общинного дома приготовили блюда национальной кухни для дегустации участникам праздника. На вечерний концерт приглашены ветераны Великой Отечественной войны, для которых молодежь республики подготовила специальные знаки внимания - участникам боевых действий, ветеранам трудового фронта, узникам торжественно вручены цветы.
Власти Нижнего Новгорода евреев в праздник не забыли и выделили в собственность здание исторической городской синагоги. Раввин города Шимон Бергман рассказал, что до момента получения здания в собственность, община пользовалась зданием на правах аренды.


Для мусульман месяц воздержания закончился

Мусульмане всей страны в четверг отметили религиозный праздник Ураза-байрам (Ид аль-Фитр), знаменующий завершение поста, длившегося в течение всего священного месяца Рамадан. Именно в этот месяц, считают мусульмане, Аллах ниспослал людям Коран. Праздник отмечают в течение трех-четырех дней. В это время правоверные посещают мечеть, посвящают время чтению Корана. Торжества продолжаются за праздничным столом, когда в каждом доме встречают гостей, дарят друг другу подарки. Принято также помогать обездоленным, чтобы все могли принять участие в торжестве. Пост - практика, общая для многих религий. Ислам также предписывает мусульманам пост в виде месячного воздержания, сопровождаемого интенсивным выражением преданности Богу. Ислам признает, что такие физические нужды и желания, как пища, питье и половое влечение, являются мощными факторами в человеческой жизни, делая человека зависимым от телесных нужд и желаний. Поэтому от мусульманина требуется один месяц в году ежедневно воздерживаться от удовлетворения этих потребностей для того, чтобы развивать духовный элемент своей природы. Испытание голодом, жаждой и половое воздержание - причем все эти тяготы переносятся добровольно, - все это способствует освобождению человека от господства физических нужд и животных потребностей, позволяя ему в этот период стремиться к духовным целям и ценностям. Таким образом, Рамадан - это месяц, во время которого мусульманин, благодаря меньшей озабоченности своими физическими потребностями, имеет уникальную возможность (зависящую, конечно, от того, использует он ее или нет) посвятить себя Богу и духовному развитию.

В связи с праздником интересен факт того, что руководство РПЦ, в отличие от иудеев и католиков, мусульман не поздравило. Как сообщил глава пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед Махметов, в ДУМП подобные поздравления расценивают как соответствующие духу диалога между христианами и мусульманами. А руководство Русской православной церкви, в которой подобные вопросы курирует Отдел внешний связей под руководством митрополита Кирилла, пока не ввело в практику поздравления мусульман с их важнейшими праздниками, что выглядит странным, учитывая то, что сотрудник ОВЦС РПЦ Роман Силантьев, являясь исполнительным секретарем Межрелигиозного совета России, прямо призван укреплять диалог и согласие между конфессиями.
С поздравлениями к мусульманам также обратился главный раввин России Берл Лазар. Как заявил раввин, обычаи этого вашего праздника как нельзя лучше соответствуют той уникальной ситуации, в которой живут различные религиозные общины в нашей стране. «Хвала Создателю, - сказал Лазар. - Что Он наделил нас достаточным умом, добротой и терпимостью, что мы можем сотрудничать там, где во многих странах, к сожалению, враждуют; можем помогать друг другу в самых разных областях и вместе работать над возрождением духовности россиян, над воспитанием подрастающего поколения в духе почтения к традициям отцов и уважения к традициям других народов.
В связи с Ураза Байрамом мусульманской общиной на празднование окончания месяца постов Рамадана был приглашен главный раввин Калининграда Давид Шведик. В ходе выступления раввин сказал, что «сердечные отношения, которые связывают еврейскую и мусульманскую общины нашего региона могли бы служить эталоном, как для Европы, так и для всего мира».

Несмотря на спокойную в целом неделю, следует отметить обеспокоенность мусульманского руководства в связи с участившимися случаями нагнетания отрицательного отношения к мусульманам и Исламу. «Невольно складывается впечатление, что в стране действуют силы, стремящиеся вбить клин между мусульманами и православными, последователями других религий. Сегодня появились политические силы, деятели и партии, игнорирующие факт, что Россия изначально являлась многонациональным государством», – сказал Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин в своей проповеди в московской Соборной мечети. Косвенно этот тезис подтверждает заявление директора Центрально-Азиатской программы «Мемориала» Виталия Пономарева. Он в понедельник на пресс-конференции заявил, что «летом 2005 года сотрудники ФСБ объявили, что на 50 российских территориях обнаружены члены террористических организаций. Это значит, что когда поступит команда сверху, на большей части российской территории пройдут аресты». По его словам, гонения на мусульман начались прошлой осенью. Тогда в Поволжье, Тюменской и Московской областях прокатилась «волна арестов», а в этому году уже были осуждены по обвинению в исламистском экстремизме 39 человек. По словам Пономарева, поводом для «фабрикации уголовных дел» послужило то, что люди хранили у себя брошюры движения «Хизб-ут-Тахир». А 14 февраля 2003 года Верховный суд РФ запретил «Хизб-ут-Тахир», причислив его к экстремистским организациям.
Тем временем, российский исламовед Роман Силантьев призвал власти усилить поддержку традиционных мусульманских структур, которые, по его мнению, находятся под атакой прикрывающихся исламом экстремистов. «Без мощной поддержки властей традиционные исламские структуры долго не продержатся. У них нет ни сил, ни денег, чтобы сопротивляться ваххабитам», - заявил Силантьев. По его мнению, «если в какой-то момент к власти в российском мусульманском сообществе придут радикалы, это будет катастрофой, концом межконфессионального мира». «Поэтому Межрелигиозный совет России прилагает все усилия к тому, чтобы поддержать традиционных мусульман. Именно на них направлен основной удар, они главные враги ваххабитов», - добавил Силантьев.
Источник: Агентство национальных новостей

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.