Реставрация конфликта

Конфликт вокруг храма Воскресения в Кадашах, в котором задействованы Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им.Грабаря (ВХНРЦ) и прихожане храма Воскресения в Кадашах, теперь может ждать решения арбитражного суда города Москвы сколь угодно долго. Один из представителей общины подал по месту своего жительства иск в Балтийский районный суд Калининграда. В четверг судом вынесено решение о мерах обеспечения до рассмотрения вопроса в арбитражном суде. Иначе говоря, закрепил статус кво, не усмотрев правонарушений в действиях общины.

Теперь работникам реставрационного центра остается ждать решения арбитражного суда на улице, а прихожанам - в осажденном реставраторами храме. Пока обе стороны враждуют, их представители охотно общаются со средствами массовой информации, зачастую предоставляя крайне противоречивую интерпретацию происходящего.

Напомним, что до 2001 года Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. ак.И.Э.Грабаря (ВХНРЦ) являлся арендатором здания храма Воскресения Христова в Кадашах, на который у центра был заключен охранно-арендный договор с Департаментом государственного и муниципального имущества. Иначе говоря, последние три года ВХНРЦ находится на территории храма незаконно, поскольку пролонгировать договор мастерские не смогли, в связи с тем, что в 7 декабря 2000 года вышло распоряжение правительства Москвы о передаче недвижимости православным общинам. В этом распоряжении, в частности, упоминался и храм в Кадашах.

С того момента община протоиерея Александра Салтыкова (зарегистрированная Минюстом еще раньше, в 1992 году. Прихожане были вынуждены до сих пор совершать богослужения в отремонтированной конюшне) довольно терпеливо ждала, когда ВХНРЦ освободит помещение. А реставраторы, понимающие, что их дни пребывания в здании памятника архитектуры XVII века "нарышкинского барокко" сочтены, решили не замечать разрушающиеся стены храма и обрастающую деревьями, разрушающими своей корневой системой, крышу. Не говоря уже о внутреннем состоянии самого здания и его территории, пребывающими в весьма загаженном состоянии.

Утром второго августа члены церковной общины московского храма Воскресения Христова в Кадашах захватили здание церкви, где и находятся по сей час, несмотря на то, что накануне ВХНРЦ отключил в храме свет и воду. На вопрос об обеспокоенности реставраторов за судьбу имущества, представитель общины Александр Раков ответил Стране.Ru, что находящиеся внутри церкви оргтехника и художественные ценности "в полной сохранности и будут охраняться до того момента, когда реставраторы соберутся их забрать". Впрочем, по его словам, представители ВХНРЦ могут вывезти свои вещи в любое время.

С этого момента начинаются расхождения в показаниях, поскольку примерно в то же время, когда корреспондент Страны.Ru общался с представителями общины, заместитель директора ВХНРЦ Светлана Вигасина в интервью "Благовест-инфо" опровергла информацию об отключениях, отметив, что "если бы это произошло через Мосэнерго, руководство ВХНРЦ об этом бы знало". Кроме того, Вигасина заявила, что пятого августа реставраторы получили записку адвоката прихода Михаила Воронина, в которой он просит в течение двух недель забрать имущество, находящееся в храме. В противном случае, по ее словам, "имущество будет объявлено бесхозным и передано по акту соответствующим инстанциям".

Далее, по словам Александра Ракова, "помещения Центру предоставлялись неоднократно, но, по ряду причин, он так и не переехал. Поскольку до сих пор не урегулирован ряд вопросов между правительством Москвы и федеральной властью". Однако, Община видит и другие причины нежелания ВХНРЦ покидать насиженное место. Храм в Кадашах находится рядом с самым крупным заказчиком мастерских Грабаря - Третьяковской галереей и гораздо удобнее иметь жилплощадь по соседству, нежели перевозить культурные ценности через всю Москву на улицу Радио. Когда община поняла, что реставраторы тянут время, они "приняли решение вернуться в свой дом". Уверенность общины в законности действий, заметил Раков, подтверждает тот факт, что накануне из УВД Центрального административного округа"был получен ответ, что правонарушений нет".

С другой стороны, как утверждает Светлана Вигасина, "сейчас все активно ищут для нас помещение. Но у нас пока нет ни одного официального документа, в котором предлагалось бы альтернативное помещение". Замдиректора ВХНРЦ отметила также, что решение проблемы практически остановилось после реструктуризации Правительства в марте 2004 года. (тогда конфликтный вопрос находился в ведении Галины Кареловой). Но и Светлана Вигасина и директор Центра Алексей Владимиров начинают путаться, когда их спрашивают о предоставленном им помещении на улице Радио. То ли это "давняя история и разрешение на въезд, данное Мингосимущества отменено арбитражным судом", то ли "помещение было предоставлено недели две назад, но его отсудил себе Росавиакосмос", то ли в нем уже идет ремонт, и мастерские практически готовы выехать туда.

"Мне не понятно, для чего понадобилась эта провокация. Пусть Патриархия активнее вмешается в эту ситуацию", - заявляет Вигасина, которую "удивляет отсутствие официального ответа из управления Московской епархии", почему-то забывшая, что еще в июле Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился с ходатайством вывести мастерские из трех храмов Москвы, с тем, чтобы им было предоставлено помещение для богослужений.

Но самыми противоречивыми оказались представители светской и церковной власти. Если третьего августа появилось сообщение "Интерфакса", что архиепископ Истринский Арсений сделал заявление о том, что в Московской Патриархии осуждают захват храма Воскресения Господня. При этом приводятся его слова, что "проблему следует решать цивилизованным путем. Выходит, что нам предлагают уничтожить тех, кто всегда помогал Церкви и у кого находятся наши святыни. Так дело не пойдет". То уже четвертого августа РИА-Новости размещают у себя слова того же владыки Арсения о том, что "все права на владение храмом находятся у общины, и уже более 10 лет она ждет, когда реставрационному центру предоставят помещение, куда он сможет переехать". Больше того, архиепископ отметил, что верующие на протяжении многих лет вынуждены молиться в маленьком "храме-конюшне" и поблагодарил общину "за мужество и терпение". Стоит отметить, что обе реплики владыки Арсения стоит расценивать как высказывания частного лица, поскольку по словам Александра Ракова, регулярно общающегося с Московской Патриархией, ему там сообщили, что в ближайшее время МП не собирается делать никаких официальных заявлений.

Необычайно ярким и захватывающим стало выступление экс-министра культуры, сегодня - руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого, пообещавшего в прямом эфире "Эха Москвы", что "по факту захвата мы все равно будем вынуждены открывать уголовное дело". "Произошел захват храма группой радикальных людей, которые нигилистически относятся к закону и своими действиями вредят Русской Православной Церкви" - оценил события вокруг храма Воскресения в Кадашах Швыдкой, будто не понимая, что именно при его власти этот конфликт должен был быть урегулирован по закону.

Но во времена его правления над культурой ни у кого не нашлось ни времени, ни помещений, чтобы разрешить ситуацию, которую с таким удовольствием Швыдкой взялся комментировать. Он грозно тряхнул своими связями с "иерархом Русской Православной Церкви, владыкой Арсением, надеюсь, что завтра поговорю еще с владыкой Кириллом". Произнеся загадочную фразу, смысл которой, впрочем, можно постараться прочесть между строк - "в этом смысле у нас нет расхождения ни с Его Святейшеством, Патриархом Московским и Всея Руси, ни с теми иерархами Православной Церкви, с которыми я разговаривал вчера, ни с теми, с кем дружу - с рядом из них меня связывают просто дружеские отношения".

"Конфликт между православными верующими и реставраторами вокруг церкви Воскресения Христова в Кадашах близок к разрешению" - не то пообещал, не то погрозил Михаил Швыдкой.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Страна.Ru

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.