Декан католиков в Калининграде: "Вокруг передачи зданий много недосказанности"

Священник Александр Кревский, настоятель прихода Святого Семейства, декан западного региона римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве рассказал корреспонденту "Нового Калининграда.Ru" почему католики рассчитывают на кирху Святого Семейства, на какие средства община планирует содержать здание и есть ли у католической церкви претензии на другие объекты.

- Сколько культовых объектов, принадлежавших католической общине до 1945, находится на территории области?

- У меня таких данных нет. Я знаю, что в самом Калининграде сохранилось 3 исторических католических храма. Это храм Святого Адальберта на проспекте Победы, кирха Святого Семейства (Областная филармония - прим. "Нового Калининграда.Ru") на улице Богдана Хмельницкого и вспомогательный храм Святого Иосифа на улице Киевской, сразу за православным храмом. Еще, насколько мне известно, есть католическая часовня на территории мясокомбината. Я не знаю, есть ли сейчас эта часовня на территории предприятия, и в каком состоянии она находится. Это тот объект, о котором я слышал от людей, но никогда его не видел. 

И ни один из этих храмов не был передан католической общине в Калининграде. Пока не было нового храма Святого Адальберта, построенного на улице Александра Невского, были старания получить здание на проспекте Победы. Это было невозможно. Часовня Святого Семейства (на улице Лесопильной - прим. "Нового Калининграда.Ru"), в который мы сейчас молимся, - временная постройка. Она выстроена, чтобы у людей была возможность молиться до тех пор, пока не будет передана кирха Святого Семейства.

- А были какие-то договоренности насчет передачи этого памятника архитектуры?

- Договоренностей никаких не было. Все время ссылались на то, что у филармонии нет другого здания. Соответственно, мы ждали. Мы же тоже люди. Если говорить о католической церкви, то мы настроены дружелюбно: мы хотим нести теплые отношения, добро. Сейчас, насколько я узнаю из комментариев журналистов, вся проблема в том, что если здание передадут католикам, то филармонию выгонят из здания кирхи Святого Семейства. Я не знаю, откуда берется такая позиция.

- Но ведь по федеральному закону, который может вступить в силу с 1 января 2011 года, в переданных зданиях вы сможете вести только уставную деятельность. Предоставление помещения для нужд филармонии к ним не относится. Особые условия могут быть оговорены до передачи зданий по новому федеральному закону. Однако в своем письме на имя губернатора Георгия Бооса архиепископ Павел Пецци не оговаривает возможностей сохранить филармонию.

- Сколько писем было написано епископом на имя губернатора, вы можете у главы региона узнать. Даже если сейчас уже нет губернатора прежнего, то ведь остались документы, обращения, письма. Это ведь история. Последний ответ, который мы получили, датирован сентябрем. Он гласит, что передача кирхи Святого Семейства невозможна. Обоснование было одно единственное: мы не можем никуда поместить филармонию.

Вопрос был в том, чтобы получить в собственность, а потом уже решать вопрос о филармонии. Кирха Святого Семейства может использоваться филармонией. А еще в здании могут параллельно совершаться богослужения. Но этого никто никогда не учитывал. Все только и думают о том, что если католики получат здание, они выгонят оттуда филармонию. Но до обременений по использованию зданий диалог католической церкви и региональной власти просто не доходил. Был разговор только о передаче здания в собственность, как это сделали по просьбе православной церкви, отказав в такой же просьбе католикам.

- То есть вы хотите сказать, что, если бы региональные власти согласились передать вам этот объект, вы взяли бы на себя точно такие же обременения, как и православная церковь?

- Конечно. Это вторая часть переговоров. Но до нее никто не дошел в отношениях с католиками. Первая часть состоит в том, чтобы получить здание в собственность, а вторая -  как дальше строить отношения. Но никто не собирался подписать документы о переходе кирхи в собственность, а на следующий день выдворить из здания филармонию. 

Только все настроены на то, как это было двадцать лет назад. Мы с вами помним и про Москву. Может быть, если бы там на улицу выставляли станки из храма, там и сегодня был бы завод? А может быть, оно было бы куплено как здание храма Петра и Павла? Или как здание храма в Светлогорске, которое мы пытались получить в собственность - Молельный дом моря. Мы не могли получить его в собственность, но в частную собственность его передать могли. Понимаете, это тоже те вещи, которые вы должны уметь сопоставить.

Понимаете, если этот храм Святого Семейства, о котором сейчас говорят как о великом культурном наследии, преподносится как общественное достояние, о котором все пекутся, то почему, когда зданию исполнилось 100 лет, никто об этом не вспомнил? Мы хотели провести в нем историческое богослужение, но нам сказали, что это невозможно. Мы везде писали, но нам сказали, что это невозможно. А что могли сделать верующие люди зданию? Осквернить его? Невозможно по закону - ответили. А через месяц там была частная свадьба, вечеринка, которую вела Верка Сердючка. Объясните это тоже людям, если вы в состоянии это сделать.

Вокруг передачи зданий есть много недосказанности. Мы не могли ничего сделать, не могли повлиять. Мы даже не могли получить информацию. Нас никто не включил в список заинтересованных лиц. Все, что происходило, делалось при закрытых дверях: там руководство встретилось, там руководство встретилось, снова руководство встретилось. А потом - бац! - закон вышел, сразу же второе слушание и здания передали. Как это так возможно? Объясните, пожалуйста. Кто такая католическая церковь? Это такая же зарегистрированная религиозная организация, как и православные. О каких приоритетах на сегодняшний момент люди могут говорить? Непонятно. 

Наверное, есть какие-то традиции. Но нужно уважать чувства всех людей. И переживания архиепископа, его высказывания - это прежде всего переживания иерарха церкви. Те статьи, которые пишутся, очень нехорошие статьи, авторы которых, наверное, не слишком хорошо представляют, что такое католическая культура. Во всей Европе, которую мы знаем сегодня, многое было бы совсем по-другому, если бы не культура католической церкви. Там просто было бы нечего смотреть. И храмы, и все остальное. Отправляйтесь в Кёльнский собор. Там стоит орган. Посмотрите в Польше. В любом большом храме есть орган. Идет богослужение - играет орган. Однако здесь здание стало камнем преткновения. Мне этот вопрос непонятен как простому человеку. А как священнослужитель, я могу вам другую историю рассказать.

- Расскажите.

- Храм построен для Бога. Если это не учитывается, то о чем вообще можно говорить? И точка. И от этого можно говорить что угодно, и рассуждать как угодно. Но храм построен для Бога, а значит, там сегодня должны совершаться богослужения. И мы живем в демократической стране, правда? И мы можем сейчас делать практически все, что угодно. Для модельера на Киевском вокзале закрыли движение, чтобы можно было провести показ коллекции Роберто Кавалли. Но почему мы не можем служить в храме богослужения - ответа нет. Зато есть масса дискуссий вокруг этой темы. Ну, придите в нашу церковь, спросите. Позвоните архиепископу Павлу Пецци - человеку, который в Москве принимает звонки. Он ответит. Но этого не было до сих пор. И его реакция, и это письмо было только потому, что мы получали без конца отказы - и в июле, и в сентябре.

- Последнее письмо, которое есть в распоряжении нашей редакции с просьбой о передачи зданий датировано маем 2010 года. Оно обращено к Георгию Боосу.

- Ответил на это письмо министр культуры. У меня есть копии этих писем. Везде отказ: невозможно, невозможно, невозможно. Но нигде никто не пишет, что православная церковь также претендует, и ей отказа нет.

- После того, как федеральный закон о передаче имущества религиозным организациям вступит в силу, будете ли вы претендовать на какие-либо объекты? Есть ли у католической общины намерение получить какие-либо здания на территории региона?

- По моим сведениям, единственным объектом, на которое рассчитывала и рассчитывает католическая церковь в Калининградской области, является кирха Святого Семейства. Почему мы не хотим получить ту или иную церковь? Ответ прост. Мы исходим из того, насколько мы сможем содержать то или иное здание и насколько оно необходимо общине, которая там будет собираться. Если у нас община в каком-то районе маленькая, то там достаточно часовни. Если община большая, то часовни недостаточно. 

Есть церковная территория прихода. На сегодняшний день в Калининграде два прихода: Святого Адальберта и Святого Семейства. И в этом году епископ издал декрет, согласно которому люди должны принадлежать к тому приходу, на территории которого они находятся. Поэтому есть одна цифра людей, которые относят себя к той или иной конфессии и посещают церковь, а есть те, кто крещены и церковь не посещают. Есть люди, которые приходят только на праздники - это одна цифра, в будние дни - другая цифра и мы должны это учитывать. Католиков по убеждению в городе не очень мало. А тех, кто практикует, меньше. Так же, как и у православных.

- Сколько часовен и храмов на территории Калининградской области действуют в данный момент? Сколько приходов?

- Католические храмы есть в Советске, в Черняховске, в Большаково и в Калининграде. Всего 4 храма. Часовен в регионе 10: в Славске, в Немане, в Гвардейске, в Мамоново, в Залесье, в Раздольном, в Светлом, в Балтийске, в Пионерском и в Калининграде. На территории региона зарегистрировано 15 приходов.

- Где-либо в области службы проходят в исторических католических зданиях?

- Да. У нас в собственности два исторических здания - в Черняховске и в Большаково. 

- А на какие средства были построены новые здания?

- Если, к примеру, брать наше здание (часовня Святого Семейства на Лесопильной - прим. "Нового Калининграда.Ru"), оно было привезено из Германии как деревянная военная часовня. Она стояла на территории воинской части в одном из гарнизонов. Как только в Германии на месте временной часовни было построено что-то постоянное, деревянное сооружение передали нам. Здесь в Калининграде ведь ничего не было - только участок земли. Когда привезли часовню, мы собрали средства, установили ее. Как видите, у нас все очень скромно. Все построено руками наших прихожан.

- Много в области таких часовен-"новоделов"?

- У нас сейчас часовни самые разные. Например, в Балтийске мы получили часовню в историческом доме пастора - там сейчас проживает священник и стоит часовня. В Ладушкино стоит голубая привезенная часовня. Ее доставили сюда сотрудники организации "Помощь на Восток", в Залесье и в Светлом такая же ситуация. Но эти деревянные часовни стоят как временные. Каждый по возможности их усовершенствует - кто-то кирпичом обкладывает, кто-то утепляет, кто-то реставрирует - все зависит от возможности общины.

- Вы говорите о средствах на содержание и обустройство приходов, достаточно скромных возможностях церкви. Каким образом вы бы содержали кирху Святого Семейства?

- Что такое католическая церковь? Это вселенская церковь. И мы приходим друг другу на помощь. Если у одной церкви есть нужда и она не может ее удовлетворить, то она просит соседнюю, поместную церковь, которая может дать ей дотации. Это и есть наш принцип финансирования - не за чьи-то деньги непонятные, а за общие деньги католической церкви. Только она нам и может помогать. Но нужно понимать, что церковь занимается не только культовой деятельностью - есть у католичества и благотворительные фонды, и патронаж. Им тоже нужны источники средств. И если бы у церкви была возможность, мы бы просто построили сейчас новое здание. Но такой возможности пока нет.

Что касается храма Святого Семейства, то, я уверен, у прихода найдутся средства его содержать. Реставрировать - другой вопрос. Здесь мы не имеем права заниматься самодеятельностью: есть специальные сакральные службы, которые разрешают реставрировать храмы именно так, а не иначе, с соблюдением особых технологий и процедур.

- РПЦ получает не один десяток объектов на территории региона. По вашим оценкам, они справятся с содержанием этого имущества?

- Без комментариев.

- Скажите, представители католической общины пытались вступить в диалог с РПЦ по поводу спорных объектов? Вступали в какие-либо переговоры?

- Я не знаю, что вы понимаете под словом переговоры, но отношения с РПЦ хорошие. И нынешний Патриарх Кирилл долгие годы был митрополитом Калининградской области. Всю историю, которая была и есть в этом регионе, он хорошо знает. И отношения строил архиепископ Кондрусевич (предшественник главы католической архиепархии Божией Матери в Москве Павла Пецци - прим. "Нового Калининграда.Ru"), когда он был нашим пастором.

Все эти общие переживания, проекты, конечно, были и остаются. Мы же христиане. Что касается переговоров, то нынешний архиепископ просто удивлен, что кто-то получает здания, которые исторически являются католическими зданиями и при этом никто ничего никому не сказал. Поэтому реакция архиепископа была именно такой. Значит, и его не посвятили. Впрочем, я могу только предполагать. Я не знаю доподлинно, общался ли архиепископ с Патриархом на эту тему или нет. 

- А на калининградском уровне взаимодействие было налажено? Вы общались с владыкой Серафимом о спорном имуществе?

- Я занимаю эту должность совсем недавно. Но отношения с владыкой у нас хорошие. Даже если и возникают спорные моменты, церковь не может быть обидчивой.

Сегодня говорят о том, что когда там (в кирхе Святого Семейства - прим. "Нового Калининграда.Ru") будут католики, то там не будет места филармонии. Но ведь и когда там была филармония, то место католикам тоже было. Я помню, когда там были богослужения в январе 2001 года. Было закрытие юбилейного 2000-го года, и к нам приезжал кардинал Сеппте. Здание было заполнено и люди еще на улице стояли. Тогда мы заплатили за аренду здания. 

История она остается историей. И слава Богу, что в церкви история пишется и сохраняется. На вопросы всегда можно получить ответы. И я думаю, в Германии до сих пор хранятся ответы - кем была построена кирха Святого Семейства, кто туда вкладывал и сколько денег на это было потрачено, когда она была освящена и сколько прихожан туда ходило. В Германии до сих пор жив внук архитектора, проектировавшего кирху Святого Семейства и переставшие существовать храмы в Балтийске и Черняховске. 

- А вы каким-то образом взаимодействовали с протестантской общиной по поводу имущества религиозного назначения на территории региона?

- Нет.

Текст - Ирина Саттарова, фото - "Новый Калининград.Ru", shmeman.ru, cathmos.ru, portal-credo.ru.

Комментарии к новости

Что осталось по наследству

Главный редактор «Нового Калининграда» Денис Туголуков о крахе надежд в отношении «Балтики».