Детство подорожает

Фото "Калининград.Ru"
Все новости по теме: Жизнь детей
Такую невесёлую новость озвучили родителям почти во всех детских садах Калининграда. Садики переходят на автономное финансирование, и теперь за содержание чада в дошкольном учреждении придётся платить до 6 тысяч рублей. Это почти в 5 раз больше, чем сегодня.

Справка: в Калининграде сейчас функционирует 94 муниципальных детских сада (95й – на ремонте) и полдесятка частных садиков. Кроме этого есть ведомственные детсады: 7 из них принадлежат Министерству обороны, 3 - ОАО «РЖД», 1 – заводу «Калининградгазавтоматика». Есть специализированные садики: для тубинфицированных детей и предрасположенных к туберкулезу, для слабовидящих детей, для слабослышащих и глухих детей, для детей, больных ДЦП. Для особо одаренных детей детских садов нет, то есть все остальные сады – для талантливых, шутят чиновники.

Пребывание ребенка в детском саду обходится муниципалитету в 6700 рублей в месяц. Родители пока официально платят 1200, если это специализированная группа (например, логопедическая) – чуть дороже. Но не секрет, что перманентная «благотворительная» помощь садику со стороны родителей, инициируемая администрациями дошкольных учреждений, уже давно вошла в норму. Не секрет также, что «устройство» ребенка в садик без очереди – также не бесплатное удовольствие. В противном случае, чадо может не попасть в детский сад вплоть до школы. Опрос родителей дал разные расценки на «вход»: от 500 до 2,5 тысяч евро или матпомощь садику на эту сумму. Только одна мама, из двух десятков опрошенных нами родителей, поведала, что ее ребенок попал в садик по очереди и бесплатно, при этом добавила, что ей никто не верит.

Переполнение детских садов усугубляется еще и тем, что многие, особенно те, что расположены в центре города, давно перестали быть детскими учреждениями. Не слышно детских голосов в двух бывших садиках на ул. Чайковского, на ул. Комсомольской, на Университетской, на Салтыкова-Щедрина, на ул. Грекова, на ул. Чкалова и в других. Здания используются под офисы, предприятия общепита и торговли или вовсе стоят в запустении.

В существующих муниципальных садиках нормы наполнения групп превышаются на 5 и более человек. Но у чиновников есть понятие «детодни» (соотношение количества дней на посещаемость – дети часто болеют, уезжают с родителями в отпуск или отсутствует по другой причине), и по детодням они со скрипом выходят на положенную норму: для яслей – 15 человек в группе, для старших групп – 20 человек. Актуален вопрос персонала – средняя зарплата у воспитателей составляет 5000 рублей – за эти деньги они отвечают за жизнь и здоровье наших детей в течение дня!

Елена растит ребёнка одна. Новость о повышении оплаты за садик её, конечно, не обрадовала. Но забирать малышку домой – тоже не выход.
- Меня устраивает нынешний размер платы за детский сад — 1200 рублей. 5-6 тысяч сложно потянуть. Но если ребенка забирать из садика, его нужно будет кормить. Здесь, в садике, все-таки трехразовое питание. И получается, что если сидеть дома, то будут уходить какие-то дополнительные средства на питание. То есть, 5 – 6 тысяч, в принципе -  это как раз та сумма, когда можно выбирать: сидеть дома, либо водить ребенка в садик. Но в садике еще коллектив и дополнительное образование, дополнительное общение.

Светлана Габитова, заведующая детским садом № 102 г. Калининграда объясняет плюсы автономного финансирования детских учреждений:
- Форма бюджетного учреждения, конечно, достаточно жёсткая и ориентирована, скорее всего, на исполнительскую дисциплину, а не на реализацию творческого потенциала и повышение качества. Я считаю, что форма автономного учреждения  расширит спектр образовательных услуг. Каждый родитель может выбрать тот или иной предмет, а может быть это будет дополнительное питание для ребёнка или какие-то интересные экскурсии... Мы будем работать по запросам родителей., хотя понимаем. что кто-то не сможет взять дополнительные услуги для своего ребёнка, исходя из материального достатка семьи. Но дети из малообеспеченных семей не будут обделены. В каждом детском саду существует определённая программа, по которой работают воспитатели. У нас работает музыкальный руководитель, преподаватель физкультуры, медицинская сестра, осуществляется 4-х разовое вполне калорийное питание. Кроме того, если педагог, воспитатель, преподаватель захочет заработать, то  при автономном управлении у него будет возможность это сделать.

Ирина Ковалёва, хозяйка частного детского сада «Альциор» полагает, что самая большая проблема для частных детских садов - это помещения:
- В городе есть заброшенные детские сады. Я выходила напрямую на чиновников от образования и просила дать мне эти помещения под детский сад - для целевого использования. Не дают. Мне говорят, что под садиком - земля, садик под снос, построим дом. Это выгоднее, чем детский бизнес. Люди не задумываются о том, что это - будущее поколение, это дети, внуки и обеспечение их старости. Мне пришлось взять в аренду неспециализированные здания, оборудовать их, слегка перестроить. Вложения в арендованную недвижимость составили около 200 тысяч долларов. Без этого невозможно получить разрешения пожарных, СЭЗ, все нужные справки, и т.п. Только при наличии этих документов можно получить лицензию на детсад. Я в общей сложности потратила на оформление всех документов для лицензирования около 2 лет. Замкнутый круг: получить лицензию можно только на уже существующий детский садик, а его нельзя открыть без лицензии.

В Калининграде 15 тысяч малышей стоят на очереди в детский сад. Получают гарантированную государством услугу по дошкольному образования примерно столько же. Есть 3 частных детских садика. но там оплата пребывания ребёнка колеблется от 10 до 15 тысяч рублей в месяц.

Министр образования Правительства Калининградской области Наталия Шерри расставила все точки над i и объяснила цели такой непопулярной меры и схему её функционирования:
- К сожалению мы путаем сразу очень много понятий. В Конституции РФ очень чётко прописано, что «общедоступным и бесплатным должны являться дошкольное, начальное, основное, среднее и так далее образование». В законе об образовании ровно такая же трактовка, только там ещё добавлено «в рамках образовательных стандартов». В ФЗ122, который распределяет полномочия между бюджетам, говорится о том, что работа детских садов и дошкольное образование - это функция муниципалитетов.  

Есть дошкольное образование и есть содержание детей в детских садах. Дошкольное образование – то, что мы обязаны бесплатно предоставить. А содержание ребёнка в детском саду – это  дополнительная услуга, которую  государство не может предоставить.

- Какова перспектива строительства новых детских садов?

- Во всей России сегодня очень сложная ситуация с детскими садами. Не моя задача сегодня искать виноватых в этом. При этом у нас на очереди в детский сад стоит 15000 детей. если отбросить тех, кому нет ещё 3х лет — 12000. Насколько бюджеты наших муниципальных образований сегодня могут решить эту проблему? нам сегодня нужно выложить 60 миллиардов рублей, для того чтобы, во-первых построить новые детские сады, а во-вторых, реконструировать те нетиповые детские сады, которых у нас было 60% от общего количества, чтобы принять всех нуждающихся детей. Реально это? Нет конечно! Но если стоять на месте и не искать пути решения этой проблемы, то мы ещё лет 20-25 будем рассказывать, как это дорого и как это невозможно.

Наше население это не интересует. Населению необходимо своего ребёнка устроить в дошкольное образовательное учреждение а) для выравнивания его знаний, умений и навыков к 1 классу, чтобы ребёнок мог благополучно учиться и был адаптирован к школе, получить образовательную услугу, и б) иметь возможность самому работать, когда ребёнок будет устроен.

Строить детские сады нет возможности ни у областного бюджета, и уж тем более нет у муниципалитета. Значит, необходимо создавать условия, при котором система дошкольного образования будет развиваться. Для мам и пап самое важное - качество услуги, а к какому юридическому виду собственности относится учреждение - это не столь важно. А качественная услуга может возникнуть, когда существует конкуренция. Но мы не можем сегодня говорить о конкуренции по той причине, что этой конкуренции сегодня по определению нет. У нас мест нет! У нас развивается чёрный рынок дошкольной образовательной услуги. Чьи дети, как всегда, как говорит наш Губернатор, в детских садах? У власть имущих, как всегда, всё в порядке, у их родных, у их друзей, и у тех, кто в состоянии платить больше. Очень много людей у нас за пределами доступности этой услуги, потому что ну нет у них ходов без очереди попасть в детский сад.

- Есть ли механизмы борьбы с этим чёрным рынком?

- Дело в том, что у нас не только нет конкуренции сегодня, мы не только не даём возможность развиваться этой услуге, но у нас активно развивается чёрный рынок этой услуги. Чтобы сделать этот рынок легальным, надо дать возможность частнику строить эти детские сады, развивать все формы: государственные, негосударственные, маленькие, большие, садики кратковременного пребывания, полноценные детские садики, развивающие центры, на первых этажах домов, в клубах, в библиотеках, везде, где эта услуга может быть представлена. Чем шире она будет развиваться, тем больше между ними будет конкуренция. Тогда уйдёт чёрный рынок. Он сегодня активный, и мы с ним никаким репрессивными мерами не справимся.

Те обязательства, которые государство обязано нести перед всеми детьми, оно сегодня несёт только перед частью – теми, кто в садик ходит, остальным их конституционное право мы не обеспечиваем.

Итак, по конституции мы должны сделать доступным и бесплатным дошкольное образование. Содержание ребёнка: присмотр, питание, уход – должно быть платной нормированной услугой. У нас достаточное количество вполне обеспеченных родителей. За содержание ребёнка в детском саду они могут платить. И они не отказываются это делать. Стоимость содержания сегодня ребёнка в детском саду – порядка 5,5 – 6 тысяч рублей. Но есть родители, которые не могут платить, и вот этим родителям мы должны помочь. А именно, ввести дифференцированную плату за детский сад. И сделать эту дифференциацию с учётом среднемесячного дохода на члена семьи.

Дифференциация оплаты услуг детского сада в зависимости от доходов родителей
Уровень дохода в расчёте на 1 члена семьи в месяц, руб Размер родительской платы в % от расходов на содержание воспитанника
Менее 6000 Освобождены от платы
6000 – 10000 20
10000 – 12500 50
12500 – 20000 75
Более 20000 100

- Каждый родитель должен принести справку о доходах?

- Не каждый родитель, а тот, кто заинтересован в освобождении от оплаты. Работает заявительный принцип – если у меня нет возможности платить за садик, я должна доказать это. Если у меня возможность есть, от меня никаких справок не требуется. Для чего нужна такая дифференциация? Только для того, чтобы мы могли оказать полноценную помощь как раз неимущим родителям. И тогда финансовые возможности муниципалитетов позволят это сделать.

- Предположим, детский сад где-нибудь в Нестерове. Зарплаты маленькие, а то и вообще родителям работать негде, а некоторые и пьют… Они все неимущие. Кто за них платит?

- Как только мы развязываем руки, мы заявляем, что часть рисков, скажем, частника - человека, который готов инвестировать в развитие детского сада - мы возьмём на себя. каким образом? Каждый муниципалитет устанавливает на свои детские сады норматив на 1 ребенка, который состоит из 2х частей: части за образование и части за содержание. Не важно, государственный это детский сад или негосударственный, норматив на образование ребёнка оплачивается из бюджета всем. Таким образом, некоторые риски частника покрываем мы, у него появляется интерес к развитию. И тогда окупаемость этого детского сада будет не 12-15 лет, а гораздо меньше. Со своей стороны областная власть говорит: «Если вы, муниципалитеты, сегодня примите правила игры — перейдёте на новые методы хозяйствования, начнёте формировать автономные учреждения, учреждения финансово более самостоятельные, учреждения, которые способны к развитию, учреждения, которые помогут уже через несколько лет нам эту систему поднять и развить, то тогда область готова вам помочь!» В этом случае областной бюджет прософинансирует норматив, чтобы слабым муниципалитетам хватило на оплату содержаний детей из малообеспеченных детей в детских садах.

- Не будут ли обделены дети из малообеспеченных семей?

- Ни в коем случае. Они получат образовательную услугу по стандартной образовательной программе. В неё входит развитие речи, основы русского языка, математика, чтение, музыка, ряд других занятий. Но если, например, я – сумасшедшая мама, и хочу, чтобы мой ребёнок занимался в садике музыкой, теннисом, плаванием, изучал 3 иностранных языка и артистическое мастерство - почему за меня должны платить другие налогоплательщики?

Если будет конкуренция, то даже стандартная услуга будет очень качественной, и ребёнок сможет развиваться. Кроме того, существует масса программ поддержки одарённых детей, когда особо талантливый ребёнок будет востребован, потому что каждый специалист заинтересован в показе результата. Кстати, новая система оплаты труда педагогов к этому только толкает.

Жанна МЕЙЛЕР, специально для "Калининград.Ru"

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: "Калининград.Ru"

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.