Полный продакт-плейсмент: как в Калининграде строят Голливуд

Все новости по теме: Культура
Полный продакт-плейсмент: как в Калининграде строят Голливуд

На рибейты (частичную компенсацию затрат) претендуют 5 фильмов, снятых в нынешнем году в Калининградской области. Об этом стало известно в пятницу: в театре эстрады «Янтарь-холл» собралась конкурсная комиссия, которая оценивает, насколько претенденты заслуживают региональных бюджетных выплат. Судя по всему, они ей понравились: денег просят меньше, чем зарезервировано; очень хвалят местные красоты; обещают превратить областной центр в Лос-Анджелес. И кто бы не согласился? Вот и корреспонденту «Нового Калининграда» на минутку почудилось, что теперь-то мы все заживем.

«Желтый глаз» янтаря

«Желтый глаз тигра», сериал. 2017 г. Режиссер — Марк Горобец. В регионе был 41 съемочный день, съемки проходили в Калининграде, Светлогорске, Куликово, Коврово, Приморье, в Национальном парке «Куршская коса». Бюджет — 260 млн, затраты на территории региона — 28 млн 548 тыс 423,42 рубля. Предполагаемый рибейт — 5 млн 709 тыс 684,68 рубля.

В конкурсную комиссию входят самые разные люди: например, министр культуры и туризма Андрей Ермак, директор театра эстрады Нина Тупий, арт-директор кинотеатра «Заря» Артем Рыжков. По какой-то причине в нее затесался и известный кинодеятель, директор ГТРК «Калининград» Николай Долгачев; но его пока нет. Представляющим конкурсные работы киношникам почему-то не дают слушать друг друга и запускают по одному. Первым должен выступать продюсер сериала «Желтый глаз тигра» Игорь Толстунов, однако еще до того, как он успевает сказать хоть слово, замдиректора «Янтарь-холла» (чудны дела твои, Господи) по кинематографии Алексей Монастырский заявляет, что целесообразно удовлетворить заявку в полном объеме.

Она, кстати, самая большая: создатели 16 серий, снимаемых по заказу Первого канала, претендуют на 5,7 млн рублей рибейта (компенсируется не более 20% от затрат, понесенных в регионе). Но это оправданно: по словам продюсера Игоря Толстунова, три четверти натуры снято именно здесь, на балтийских берегах. «Правильный продакт-плейсмент […] все-таки фильм про янтарь», — начинает он. На этом можно было бы и закончить: янтарь — это наше все, а здесь — «сюжетообразующий предмет». С ним связывают свою жизнь несколько друзей-одноклассников, закончивших калининградскую школу в конце 80-х. Но остроты для их потом разместили по разные стороны линии, которая отделяет добро от зла. В этом, собственно, весь сюжет. «16 серий продакт-плейсмента янтаря и Калининградской области», — повторяет продюсер, упирая на то, что картинка получилась не по-телевизионному красивой — но другого здесь, мол, и быть не могло. Слава Богу, Долгачев еще не пришел: деды-то ни про какие «плейсменты» не говорили, бесовщина, тьфу!

bc8dc7c127df6001015c1ae45ef5a708.jpg

Янтарная парочка

Алексей Монастырский предлагает «обратиться к оценочному листу»: каждому члену жюри нужно проставить баллы «Желтому глазу». Тем временем молодой московский мужчина по имени Игорь Викторович представляет следующий сериал — «Золотая парочка», его заказал ТВЦ. Это ироничный детектив про современных Бонни и Клайда (хотя столь печального конца, как у американской парочки,

«Золотая парочка», т/ф. 2017 г. Режиссер — Андрей Силкин. Фильм снят за 13 съемочных дней на территории региона, съемки проходили в Калининграде, Светлогорске, Рыбачем, Янтарном, Храброво. Затраты — 15 млн рублей. Предполагаемый рибейт — 3 млн рублей.

жанр, конечно же, не предполагает). Но и здесь не обходится без «нашего всего». Российские налетчики (они специализируются на ювелирных магазинах) отправились с тургруппой в Калининградскую область. Как вы думаете, зачем? Ну конечно же, чтобы ограбить музей янтаря (и заодно показать самые выигрышные виды, похоже). «Красивый фильм-открытка о Калининграде и известных вам всем достопримечательностях», — говорит Игорь Викторович.

Однако его так просто не отпускают, и начинают расспрашивать о сложностях, с которыми пришлось столкнуться. «Технические сложности: не хватает света, камер», — отвечает он. «А что первично — специалисты или техника?», — подводит его к правильному ответу советник губернатора по кинематографии (так ее представляют) сценарист и продюсер Анна Крутова, тоже член комиссии. И потом уже прямо в лоб: «Нужно ли готовить в Калининградской области специалистов [для кинопроизводства]?». Ну конечно-конечно, понимает, наконец, тот. И… рассказывает про «капризнейшую» погоду: «весь съемочный период был сильный горизонтальный дождь», а во время работы на побережье камеру вообще задуло песком, и пришлось срочно везти другую из Питера.

Керчь по-калининградски

Следующий продюсер членам комиссии (многим из них) хорошо знаком. Это Аркадий Данилов, представляющий в данном случае кинокомпанию «Синтез-фильм», а вообще — развивающуюся калининградскую киноиндустрию. Он рассказывает, что сериал «Черные

«Черные бушлаты», сериал. 2014—2017 гг. Режиссер — Виталий Воробьев. В регионе было 7 съемочных дней, съемки проходили в Калининграде, Балтийске, Светлогорске, Приморье, Куликово. Затраты на территории региона — 6 млн 723 тыс 133,8 рубля. Предполагаемый рибейт — 1 млн 344 тыс 626,76 рубля.

 бушлаты» (тоже снимается по заказу Первого канала) уникален тем, что его сюжет не имеет никакого отношения к самому западному региону: действие проходит немного в Керчи и много — в Мурманске. Но снимали здесь почти полностью и то, и другое: с полярными ландшафтами проблем не было, а вот с крымскими пришлось помучаться, и скалы «лепили» в павильоне. Сам факт того, что все получилось, доказывает: «здесь можно снимать все, что угодно», уверен Аркадий Данилов. Например, Берлинскую стену в Черняховске. Фильм, кстати, рассказывает о создании морской пехоты, о войне; он основан на реальных событиях.

Данилова тоже спрашивают про специалистов: хорошо заметно, что на самом деле уже все решено, и калининградских школьников вот-вот начнут соблазнять перспективой вписать свое имя в историю кино. Аркадий рассказывает, что местные жители во время съемок выполняли сначала не требующую особой квалификации работу. Но со временем удалось обучить реквизиторов, гримеров и ассистентов по костюму.

Еще продюсер очень хвалит саму идею рибейта, и то, что она осенила калининградские власти. «Большой скачок вперед, — говорит он. — Москвичи звонят, спрашивают; буквально сейчас Жигунов (актер, кинорежиссер, продюсер Сергей Жигунов — прим. „Нового Калининграда“) звонил». «Не только рибейты делают съемку экономически оправданной», — авторитетно вставляет свое слово еще один член комиссии, руководитель Корпорации развития Калининградской области Владимир Зарудный. И расписывает преимущества нашей Особой экономической зоны: «Раз уж вы таким амбассадором являетесь, донесли бы вы в Москве до коллег».

photo_2017-11-28_22-12-35.jpg

Рапс и война

«На Париж» — еще один фильм, претендующий на калининградский рибейт. Его презентуют с помощью видеоролика. На снятых с квадрокоптера в Калининградской области кадрах — бескрайние рапсовые поля, при этом звучит «Майский вальс» («Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай…»). Потом — кадры то ли кинохроники, то ли «под кинохронику», потом — левитановское «Говорит Москва. 

«На Париж», к/ф. 2017 г. Режиссер — Сергей Саркисов. В ролях: Дмитрий Певцов, Сергей Маковецкий, Рената Литвинова и др. Фильм снимался на территории региона 26 дней, съемки проходили в Калининграде, Советске, Славске, Гусевском, Черняховском, Правдинском, Озерском, Багратионовском районах. Бюджет — 76 млн, затраты на территории региона — 19 млн 505 тыс 867,16 рубля. Предполагаемый рибейт — 3 млн 901 тыс 173,43 рубля.

От Советского информбюро. Войска Первого Белорусского фронта…». Потом — опять рапс. «Фильм рассказывает удивительную историю танкистов, прошедших войну и решивших отпраздновать Великую Победу в Париже», — говорится в аннотации к этой работе; сценарий написали Сергей Говорухин и Сергей Ашкенази.

О киноленте и о том, что во время съемок очень помогали региональные власти, рассказывает еще одна гостья, Валерия Колесник. Во время работы не хватало не только кинотехники («нам пришлось везти всю группу, всю технику, весь свет»), но и техники военной. Через Аркадия Данилова киногруппа обращалась в Балтфлот — очень нужен был танк, но безуспешно. Тогда навстречу пошли гвардейские власти, и «Т-34», давно уже превратившийся в памятник, сняли с постамента, заставив вспомнить былое. Даже башня у него, говорят, еще вертится.

Валерии задают традиционный вопрос про нехватку кадров; она обещает составить список киноспециалистов, которых, по ее мнению, могли бы готовить в регионе. Хвалит «красивейшие рапсовые поля», рассказывает, что у нас были отсняты километры дорог, группа побывала «во всех закоулках» Калининградской области. «Чистая Европа, которую мы не могли найти нигде в России», — хвалит она. И не знает, чего ей удается избежать: в зал таки зашел глава региональной государственной телекомпании; но ярый поклонник полатей, лаптей и посконных штанов освоиться еще пока не успел.

Лос-Калининградос

Наконец, приходит черед сериала «Живой» — это рассказ про журналиста, который раскручивает запутанную схему, благодаря которой желающие (и имеющие материальную возможность) люди могут начать жизнь с чистого листа, став фактически «новой личностью». Одна такая личность по сюжету поселяется в Светлогорске.

Сериал тоже представляет продюсер Аркадий Данилов. На этот раз — от ООО «Калининград Фильм», который, по его словам, на самом деле помогал при съемках всех пяти кинолент (у компании здесь свой павильон). Выясняется, что «Калининград Фильм» предлагал свои услуги московским киношникам с 10% скидкой — при условии, что ему дадут право претендовать на весь рибейт. Как сообщает 

«Живой», сериал. 2017—2018 гг.                             Режиссер — Михаил Кабанов.  В регионе было 10 съемочных дней, съемки проходили в Калининграде, Янтарном, Куликово и Шоссейном.             Бюджет — «около 10 млн», подтвержденные затраты на территории региона — 3 млн 268 тыс 903 рубля. Предполаемый рибейт — 653 тыс 780,6 рубля.

продюсер, для региона это даже выгодно, поскольку все деньги останутся здесь.

Это именно такой случай, и подобная схема помогает «работать, выживать и бороться» поскольку, имея возможность здесь оперативно решать возникающие проблемы, столичные кинокомпании смелеют и приезжают сюда более охотно. А иначе — есть ведь и более теплые моря, отмечает продюсер. Анна Крутова успокаивает: наступят времена, «когда Калининград превратится в Лос-Анджелес», и снимать Италию киношники будут не на Апеннинах, а на Самбийском полуострове. Итог — не только рабочие места, но и толпы туристов (про опыт бельгийского городка Брюгге на этот раз никто не вспоминает). «Вы идете по западной модели, используете западный опыт», — благосклонно говорит она. Долгачев пока молчит.

Аркадий Данилов рассказывает, что съемочный процесс в регионе обошелся в 9–10 млн, «эти деньги москвичи оставили в области»; компания «подается» на 3. Потом заходит разговор о том, а не раздавать ли начинающим кинематографистам гранты — почему бы и нет, отвечает Аркадий. И тут наконец вскидывается опоздавший: «Синопсис прочитал про гламурного папарацци. А про Калининград там есть?». Как же, вторую страницу откройте, отвечают ему.

«Магнит уже здесь, на этой стороне, и этот магнит начинает потихонечку притягивать», — торжественно завершает продюсер Данилов. Имея в виду, конечно же, рибейты. Журналистов просят удалиться, комиссия остается совещаться. Потом выходит Андрей Ермак и рассказывает, что решение открыть здесь киношколу действительно принято.

А вот окончательный вердикт на тему, кому и сколько достанется компенсаций, комиссия объявит в понедельник. Оказывается, сегодня обсуждали экономику и бухгалтерию кинопроцессов, художественную часть предстоит рассмотреть после выходных. Однако из бюджета региона в этом году на рибейты выделено 20 млн рублей, а все заявки вместе взятые — это 14,6 млн, поэтому, скорее всего, все они будут удовлетворены, отмечает министр. На 2018 год выделяется уже 40 млн. Если верить Аркадию Данилову, то телефоны московские киношники обрывают уже сейчас. И кажется, все ему действительно верят.

Текст — Оксана Ошевская, фото — Виталий Невар, Денис Туголуков, Илья Козлов, «Новый Калининград»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.