Збигнев Жмудски: Я хочу, чтобы "Петю и волка" показали в Калининграде

В борьбе за главную награду кино работа наших соседей обошла даже российский мультфильм «Моя любовь» знаменитого режиссера Александра Петрова. 24 февраля именно «Петя и волк» получил «Оскара» как лучший короткометражный анимационный фильм года. Мы дозвонились до одного из создателей картины в Польшу и узнали, как шла работа над новым шедевром мультипликации.


25 движений в секунду

- Пан Збигнев, вы говорили, что прототипом главного героя вашей картины стал русский мальчик Максим из Подмосковья. Его самого приглашали на просмотр?

- К сожалению, у меня нет адреса Максима. Надо будет спросить у англичан и послать ребенку диск с мультфильмом: ведь часть успеха и признание нашей работы зрителями - это его очевидная заслуга. Он очень симпатичный и славный мальчик, поэтому и кукла главного героя получилась замечательная и «сыграла» отлично.

- Сколько времени ушло на создание фильма?

- От идеи, которая пришла в голову автору картины англичанину Хью Уэлчману, до ее реализации потребовалось несколько лет. Три года наши коллеги из Великобритании работали над сценарием, купили право на использование музыки композитора Сергея Прокофьева. Они ездили в Россию, изучали натуру, быт небольших старинных городков, знакомились с простыми людьми. Ведь анимационная сказка рассказывает о событиях в одном из поселений Сибири. Мы получили из Великобритании предложение участвовать в этой работе.

- Трудно было «строить» русскую кукольную деревню?

- Поляки, как и русские, - славяне, народы очень близкие по духу и условиям жизни. Поэтому наш декоратор Марек Скробески создал декорации очень правдивые и близкие к оригиналу. Он досконально переносил детали архитектуры и быта из замечательного фотоальбома «Сибирь». Полгода ушло на изготовление кукол, декораций, различного реквизита. Все это сделано в Польше. Съемки на киностудии «Семафор» на 7 площадках одновременно продолжались 8 месяцев. У Пети, кстати, были сменные головы: Петя обычный, встревоженный, веселый; Петя, который плачет, и так далее. Аниматору приходилось быстро менять эти головы. Кукловод должен был передать 25 фаз движения за одну секунду! А вообще четыре секунды фильма, которые вы видите на экране, занимали 12 часов работы аниматоров. В Англии записывали музыку. Над картиной работали режиссер Сьюзи Тэмплтон и один из двух операторов. Монтаж шел также в Норвегии, на студии «Шторм». Там сделано и примерно 20 процентов компьютерной цифровой графики.

- В какую сумму вылился бюджет?

- Примерно 5 миллионов долларов, а в Польше - около 3 миллионов злотых (около 30 миллионов рублей. - Ред.). Дело в том, что у нас в 6-8 раз ниже гонорар, чем в Англии.


Ночевали на съемках

- Где впервые показали картину?

- Премьера прошла в Лондоне 23 сентября 2006 года. Показ состоялся в главном концертном зале Великобритании «Роял Альберт Холл» в сопровождении знаменитого Лондонского симфонического оркестра. Этот зал надо заказывать за два года до показа, таков порядок. Мы опаздывали, 10 сентября еще шли съемки, но успели к сроку. Конечно, все работали в большом напряжении, буквально 24 часа в сутки. Многие ночевали на съемочной площадке.

- Как восприняли мультфильм первые зрители?

- На первом показе было шесть тысяч зрителей, половина из них дети. Приняли очень хорошо, зал рукоплескал. Затем нас ждал триумф на международных показах по всему миру. В 2007 году на анимационном фестивале во Франции «Петя и волк» взял главный приз, а также приз зрительских симпатий. Был сногсшибательный успех на российско-украинском фестивале. Подчеркну, что все показы идут в сопровождении живой оркестровой музыки. Четыре раза мы демонстрировали «Петю и волка» в Лодзи, затем в Варшаве и Познани в сопровождении Лодзинского симфонического оркестра имени Артура Рубинштейна. Вскоре фильм увидят зрители Белостока, Кельц, Плоцка.

- А что же россияне? У калининградцев, как у ближайших соседей, есть надежда посмотреть ваш мультфильм?

- Да, возможно. Мне бы очень хотелось. Но права на прокат в России принадлежат англичанам. У нас дистрибьюция распространяется только на Польшу. А у вас в Калининграде проводятся какие-либо кинофестивали?

- Конечно. Например, «Балтийские дебюты», идут показы лучших картин европейских стран в кинотеатре «Заря».

- Тогда стоит предложить организовать первый показ в Калининграде.


Статуэтки в подарок

- Кому из создателей картины вручили «Оскара»?

- Одну золотую статуэтку получила режиссер Сьюзи Тэмплтон, вторую - идейный вдохновитель Хью Уэлчман. Мы же занимались производством фильма, но такой номинации на «Оскар» нет. Так что награды уехали в Великобританию, но англичане обещают сделать копии статуэток, приехать к нам в Лодзь и подарить их.

- Что, на ваш взгляд, стало ключом к успеху?

- Главное - это не золото и высокая оценка в Голливуде. Главное то, что нашу работу принял и полюбил зритель. Слагаемые успеха это и прекрасная музыка русского композитора Сергея Прокофьева в исполнении лучших симфонических оркестров мира. Это общая заслуга режиссера и мультипликаторов плюс отличный сценарий. Куклы у нас на экране не только двигаются как живые, но и как настоящие актеры передают реальные чувства и эмоции. Помогли и звуковые спецэффекты. В Голливуде я познакомился с замечательным режиссером из России Александром Петровым, он привез картину «Моя любовь». Мы подружились. Он признал: «Хотя мы и конкуренты, но ваш фильм лучше всех».


СПРАВКА «КП»

«Петя и волк» в польско-британской версии - это экранизация одноименного произведения Сергея Прокофьева. Продолжительность мультфильма 30 минут.

Фильм создан в сотрудничестве студии «Семафор» с британской фирмой «Break Thru Peter» при содействии норвежской студии «Storm» и финансовом участии телеканала «Channel Four». В Польше дополнительную финансовую поддержку оказал Польский институт кинематографического искусства.
Источник: Комсомольская Правда - Калининград

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.