Кто построит балтийскую Мариинку?

Все новости по теме: Город

23 апреля на градостроительном совете Калининграда планируется рассмотреть один из самых амбициозных проектов последнего времени - проект областного Музыкального театра. Работа над ним доверена малоизвестной строительной компании «Мурадин» из Подмосковья, ставшей единственным участником конкурса на разработку проектно-сметной документации.


Дорогой конкурс

Идея о строительстве в Калининграде грандиозного Музыкального театра, на сцене которого могли бы показывать свои спектакли знаменитые театральные коллективы, оперные  и балетные труппы, появилась через 2 месяца после назначения Георгия Бооса. Навестивший область с официальным визитом глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой привез хорошую новость: федеральный бюджет готов выделить области 420 миллионов рублей на строительство новых объектов культуры: универсального театрально-концертного зала в Светлогорске, Музыкального театра и Художественного музея в Калининграде.

После этого работа буквально закипела. В марте 2006-го мэр Калининграда выделил под будущий Музыкальный театр участок земли на Нижнем озере, примерно в том месте,  где когда-то стоял дом известнейшего кенигсбержца, автора «Щелкунчика» Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

Летом 2006-го области перечислили первые 50 миллионов рублей из федеральной казны. Местное правительство добавило к ним еще пять «областных» и объявило конкурс на разработку проектно-сметной документации будущего грандиозного проекта. В конкурсе решили принять участие две калининградские компании - «Калининградгражданпроект» и «СТИЛЬ-проект» и одна питерская - ООО «Аватар». Компания из Северной столицы заручилась поддержкой своих земляков - инженерно-строительной компании «Невисс-Комплекс» и архитектурной мастерской «Студия 44», которой руководит архитектор с мировым именем, автор Ладожского вокзала Никита Явейн. «Питерцам» и присудило победу наше конкурсное агентство.

Победителям предстояло, во-первых, на конкурсной основе выбрать автора концепции  Музыкального театра, во-вторых, на основе этой концепции подготовить проект, и, в-третьих, рабочую документацию для строительства. На это компании давалось 10 месяцев и 54 миллиона 285 тысяч бюджетных рублей. Обязательным для участников конкурса условием стало предусмотреть в театре или около него место для памятника Гофману и скульптурной композиции по мотивам его произведений.

(Решение о том, чтобы разместить в Калининграде скульптурную композицию по мотивам произведения Гофмана работы скульптора Михаила Шемякина - автора памятника Петру Первому в Петропавловской крепости С.-Петербурга -  было принято в дни празднования 750-летия города. Михаил Шемякин показал наброски своей работы Владимиру Путину и Герхарду Шредеру. Гофман им понравился, и главы государств пообещали скульптору личный контроль и поддержку. - Ред. ).

К конкурсу концепций театра компания «Аватар» привлекла известнейших архитекторов из Москвы - Александра Асадова, Владимира Кубасова, Михаила Хазанова, столичные бюро «Атриум» и «Среда», калининградское бюро Игоря Паньковского, а также Никиту Явейна из Санкт-Петербурга. Конкурс и начало проектно-изыскательных работ обошлись бюджету в восемь миллионов рублей. Четыре из них поделили между собой участники конкурса: за каждый представленный проект бюджет заплатил архитекторам по 500 тысяч рублей.

Стоит напомнить, что в конкурсе победил представленный профессором Московского архитектурного института Михаилом Хазановым проект его коллеги Андрея Некрасова. Однако через месяц после завершения творческого конкурса совет по культуре при губернаторе отдал предпочтение проекту другого известного московского архитектора Александра Асадова под названием «Балтийский форум».

- Театр должен стать изюминкой в градостроении. Его здание должно потрясать, о нем должны говорить в Европе, на его «смотрины» должны приезжать специально, - заявил по итогам совета Георгий Боос.

Именно «Балтийский форум» Асадова архитекторы и старейшины от культуры признали самым амбициозным и суперсовременным в технологическом отношении.

Между тем летом 2007 года договор между компанией «Аватар» и правительством области о проведении работ по разработке проекта был расторгнут.

- Сроки, отведенные на проектирование, заканчивались, областные власти никак не могли определиться с проектом. Да и денег на разработку недостаточно, - объяснил генеральный директор компании Евгений СПИРИДОНОВ причину размолвки с областными властями. - Для того чтобы разработать проект настоящего театра с живой акустикой, а не глухой коробки, нужно гораздо больше времени и в два раза больше денег. Мы рассчитывали, что работать над проектом будут именитые архитектурные мастерские, не зря же мы привлекали их к конкурсу... Но этого не произошло.

Евгений Спиридонов считает, что место для театра выбрано неудачное - участок на Нижнем озере очень мал для такого большого здания, а строительство подземного паркинга в непосредственной близости от озера маловероятно.

По поводу подмосковной компании «Мурадин», которая выиграла повторный конкурс на разработку проекта, генеральный директор «Аватара» высказался скептически:

- Техническими просчетами конструкций Музыкального театра в этой компании занимаются молодые ребята. Наверное, молодые таланты - это хорошо. Но не будет ли страшно потом ходить в этот театр?.. И вообще, вспомните ситуацию с Мариинкой…

(Французский архитектор Доминик Перро выиграл международный конкурс на строительство второго зала для Мариинского театра летом 2003 года. Француз  предложил возвести в качестве здания для новой сцены гигантский стеклянный купол. Работы стоимостью в 8,4 миллиарда рублей (240 миллионов евро) должны были начаться в 2006 году и завершиться в 2008-м. Однако в Госэкспертизе сочли, что конструкция, предложенная французом, ненадежна, а смета - необоснованна. Проект несколько раз отправлялся на доработку, в том числе, с требованием снизить смету. 1 марта 2007 года контракт с Перро был расторгнут. За ним сохранилось только право авторского надзора. Российская компания «Геореконструкция-фундаментпроект», выигравшая тендер на продолжение работ, «провела» проект через Госэкспертизу. Однако федеральному бюджету здание театра обойдется в 9,5 миллиарда рублей, что на миллиард дороже оригинального проекта, разработанного французским архитектором. - Ред.).


Проект без архитектора

В конце прошлого года правительство области объявило новый конкурс на разработку проектно-сметной документации на основе концепции Музыкального театра, разработанной Александром Асадовым. Сроки подготовки документации ужали до 9 месяцев, стоимость работ обозначили в 46 миллионов рублей.

Областные власти буквально уговаривали принять участие в конкурсе самого автора идеи «Балтийского форума». В Москву к Асадову ездила делегация во главе с министром культуры Михаилом Андреевым и руководителем агентства по градостроению Татьяной Кондаковой. Однако многочисленные переговоры успехом не увенчались: автор концепции отказался от участия в конкурсе, так и не подав заявку. Причина отказа - та же, что и у его питерских коллег.

- В условиях конкурса изначально были обозначены нереальные сроки даже для обычного коммерческого строительства. А Музыкальный театр - это объект госзаказа, здесь гораздо больше ответственности. К тому же сам проект очень сложный, - пояснил «Комсомолке» свою позицию архитектор Александр АСАДОВ. - На мой взгляд, проектирование должно вестись по основным разделам параллельно со строительством театра. Это должна быть непрерывная работа, и  тут требуется неформальное отношение всех участников процесса.

При этом автор концепции Музыкального театра выразил сомнения по поводу того, что выигравшая конкурс фирма «Мурадин» успеет закончить работу по разработке документации вовремя.

- С представителями этой компании мы встречались только один раз месяца три назад, - сказал Александр Асадов. - Компания эта нам неизвестна. И если она начала проектирование, а к нам не обратилась, мы будем  вынуждены инициировать отзыв проекта и защиту авторских прав. Нас очень волнует судьба проекта Музыкального театра, и не могут оставить равнодушными события вокруг него.


Загадочный «Мурадин»

Малоизвестная именитым московским архитекторам подмосковная строительная компания «Мурадин», до сих пор замеченная только в строительстве супермаркетов, выиграла сразу два конкурса на строительство крупнейших объектов региона. Сегодня она возводит Театр эстрады в Светлогорске стоимостью 350 миллионов рублей и волейбольный комплекс в калининградском микрорайоне Сельма стоимостью 850 миллионов. Кроме этого, «Мурадин» победил в конкурсе на разработку проектно-сметной документации Музыкального театра. О том, что в Калининграде проводятся такие конкурсы, подмосковная компания узнала из Интернета.

- В нашей компании есть специальный тендерный отдел, где следят за периодическими  изданиями, интернет-ресурсами, официальными сайтами  правительств и администраций регионов, - пояснила PR-директор фирмы «Мурадин» Анна ГАНИНА. - После того, как Совет директоров принимает положительное решение об участии в конкурсе, тендерный отдел готовит необходимые документы для подачи заявки на конкурс.

Далее волею судеб «Мурадин» признали победителем конкурса на разработку документации для Музыкального театра по двум причинам. Первая банальна: компания оказалась  единственным участником конкурса, в котором не стала принимать участие ни одна известная в стране архитектурная мастерская. Вторая причина: хорошая репутация компании «Мурадин», точнее консорциума «БАМО», в который входит эта компания. Консорциум выступал генподрядчиком по проектированию и строительству сложнейших объектов - Дворцов спорта «Олимпийский» в городе Чехове и «Ледовый» в Дмитрове. Также «БАМО» ведет проектирование крытого конькобежного центра, Биатлонного комплекса и Трамплинного комплекса в предолимпийском Сочи. Правда, не совсем понятно, можно ли перенести репутацию крупного консорциума на одно из десятка его подразделений, приписывающего себе заслуги всего холдинга.

- Если компания «Мурадин» принимала участие в калининградском конкурсе, значит, так решило руководство консорциума, - заявили в приемной гендиректора «БАМО».

Впрочем, ларчик открывается просто: фамилия гендиректора «БАМО», в который входит компания «Мурадин», - Мурадян. Почетный строитель России Мурад Мурадян наряду с Гариком Мартиросяном и Левоном Оганезовым входит в сотню самых известных армян, живущих в России. Десять лет назад этот консорциум даже спонсировал армянскую команду КВН «Новые армяне». Три года назад «БАМО» купил у армянского правительства за 5 миллионов долларов ереванский спортивно-концертный комплекс им. Карена Демирчана. Реконструировать его поручили компании «Мурадин».

Кстати, компанию не смутила сумма в 46 миллионов рублей, которую именитые московские и питерские архитекторы признали недостаточной для разработки проекта театра. Более того, вопреки опасениям автора концепции театра Александра Асадова, «Мурадин» уже вовсю работает над воплощением в жизнь его идей.

- Проект Музыкального театра действительно технически очень сложен. Однако, учитывая требования госконтракта, отступления от предпроектного предложения, разработанного «Архитектурной мастерской А.Асадова», предусматриваются минимальные, - утверждает Анна Ганина. -  К проектированию наисложнейших конструктивных элементов привлечены не только отечественные, но и зарубежные поставщики и проектировщики. Бюджет строительства будет сформирован после разработки технико-экономического обоснования и сметно-финансового расчета.


Два миллиарда на зрелища

- Сегодня на строительство Музыкального театра в бюджете предусмотрено всего 300 миллионов рублей. Конечно, это очень мало, - вздыхает областной министр культуры Михаил АНДРЕЕВ. - Думаю, что строительство театра обойдется в итоге в 1,5-2 миллиарда рублей, окончательная сумма станет известна после того, как «Мурадин» закончит проект. Им, конечно, очень сложно работать, потому что Асадов отказался от творческого сопровождения этого проекта.

- Что послужило причиной?

- Думаю, что деньги. Московскому архитектору показалось, что их недостаточно.

- Александр Асадов говорил, что может инициировать отзыв проекта, если компания «Мурадин» начнет проектирование без консультации с ним…

- С авторскими правами у нас все в порядке. За каждую конкурсную работу бюджет заплатил по 500 тысяч рублей. В результате это теперь областная собственность. Хотим - строим, хотим - выставляем в музеи, хотим - учим молодых архитекторов. В любом случае сам проект будет похож на «Балтийский форум», но это все равно проект, который делают другие архитекторы и другая мастерская.

- Может получиться некрасивая ситуация…

- Чем некрасивая? Все по закону. У Александра Асадова был шанс, он им не воспользовался. Его светлое имя останется в истории как имя автора, придумавшего проект. Но самая тяжелая работа - у архитекторов «Мурадина», которые сегодня занимаются просчетами и проектированием. Кстати, архитектурной работой в этой компании руководит очень хороший архитектор, член Союза архитекторов Анаит Тарканян (дочь известного армянского архитектора Артура Тарканяна. - Ред.). Работает над проектом Алексей Ячменев, молодой специалист, закончивший институт с красным дипломом, победитель разных конкурсов.

- Театр будет отличаться от проекта, который предлагает Асадов?

- Все будет зависеть от технологических решений.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Комсомольская Правда - Калининград

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.