Меняющийся музей в меняющемся мире

Определились финалисты конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире", объявленного Благотворительным фондом Владимира Потанина и Министерством культуры при оргподдержке Ассоциации менеджеров культуры. Из 450 проектов в финал прошли 38. Об этом 25 марта было объявлено на пресс-конференции в Медиа-центре "Известий".

Идея конкурса в том, чтобы возбудить, взбудоражить музейную жизнь. Раньше у нас был Фонд Сороса, который по-своему решал ту же примерно задачу. Но Сороса нет, а музеи остались. Немногие живут очень активно. Другие - чахнут. Потому все музеи так обрадовались конкурсу - прислали 450 заявок, вдвое больше, чем получал Фонд Сороса.

В конкурсе участвовали 66 регионов России - от Дальнего Востока до Калининграда. Самыми активными оказались петербургские музеи (59 заявок), от Москвы - вдвое меньше (26). Оно, впрочем, и понятно: все-таки Петербург - культурная столица, а Москва и без того обласканный деньгами город. Если же говорить о типологии музеев, то больше всего заявок пришло из исторических и краеведческих (128 и 69 соответственно), а от художественных - всего 50. Тоже понятно: исторических музеев вообще больше, чем художественных, а кроме того, арт-музеям все же полегче - картиной проще заманить зрителя (и, кстати, спонсора), чем глиняным черепком.

Грантовый фонд конкурса - 165 тысяч долларов. Из 38 финалистов в пяти номинациях (музеи и туризм, партнерские проекты, образовательные программы, социальные сервисы и управленческие инновации) гранты получат примерно десять музеев. Сумма каждого гранта - от 5 до 25 тысяч. На эти деньги музеи смогут многое сделать.

Например: создать сеть клубов современного искусства. Современное искусство - штука не всегда легко понятная и не всегда сразу вызывающая восторг. Часто его надо объяснять, воспитывать к нему вкус. Первый такой клуб возник в Третьяковке. Если этот проект выиграет, то клубы появятся и в других музеях.

Или: организовать Соловецкий центр гостеприимства при местном музее. Или: в крошечном городке Няндома под Архангельском сделать Видеомузей - ведь местные жители отрезаны от цивилизации. Или: пригласить волонтеров, которые бы осуществляли связь музея с городом, участвуя, например, в уличных экспозиционных проектах.

И так далее. Есть в списке финалистов маленькие музеи с их маленькими нуждами и музеи-гиганты с суперпроектами. Эрмитаж, который готовит сейчас проект реконструкции Главного штаба, задумал выставку, посвященную мировому опыту расширения художественных музеев. В результате мы впервые увидим работы крупнейших архитекторов, сделанные для крупнейших музеев - Лувра, Метрополитена, Гуггенхайма и т.д. В этом контексте будет представлен и проект Большого Эрмитажа.

В апреле финалисты приедут в Москву на тренинг-семинар: там встретятся представители больших и малых, столичных и региональных музеев и, как надеются организаторы конкурса, найдут пути взаимодействия. Несвязанность музеев - это реальная проблема нашей арт-жизни. Когда это взаимодействие происходит в ситуации открытости, то эффективность проектов всегда возрастает.

По результатам семинара финалисты доработают свои проекты и представят их на окончательное обсуждение. На июньской Ярмарке музеев состоится презентация победителей.
Источник: Известия Науки

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.