Алексей Зиновьев: «Мы в хвосте янтарного поезда»

Все новости по теме: Янтарь
Председатель Калининградской торгово-промышленной палаты Алексей Зиновьев полагает, что Калининград оказался в "хвосте янтарного поезда". Как сообщает "Российская газета", по словам Зиновьева, таможенный кодекс не заточен под особенности анклава и янтарной отрасли. В таких условиях, считает эксперт, развитие янтарного малого и среднего бизнеса невозможны.

"Общеизвестно, что соседние Литва и Польша давно обогнали нашу янтарную отрасль по степени развития. В сытой Европе янтарь давно позиционируется как польский камень. Гданьск называет себя столицей янтаря - по объемам переработки. Там в этой сфере занято до 10 тысяч человек, в Калининградской области - от силы 2 тысячи. Калининградские переработчики янтаря – в хвосте этого поезда. У нас процветает черная добыча, контрабанда янтаря", - заявил Зиновьев. 

По его словам, мировой монополист по добыче «Калининградский янтарный комбинат», будучи госпредприятием, долгие годы переживает нелегкие времена.

"Эти проблемы имеют многолетнюю историю. Разработано и переписано много программных документов, со всех сторон работают свои лобби", - считает председатель торгово-промышленной палаты Калининграда. 

Замминистра промышленности Владимир Ашихин также подтверждает факты контрабанды янтаря. Ашихин также сообщил, что федеральный минфин не инвестирует в модернизацию производства, в технологии, переработку. На комбинате - постоянное внутреннее движение активов и пассивов, передачи имущества, увод капиталов. За последние два с небольшим года там сменилось 5 генеральных директоров, чьи кандидатуры никто не согласовывал с региональным правительством. Отдельные персоны и деяния попали в поле зрения правоохранительных органов и прокуратуры. 

"Нелегальная добыча солнечного камня и его контрабанда являются очевидными проблемами, тормозящими вывод янтарной отрасли из тупика, но и позиция контролько-надзорных органов, федерального центра, который в лице чиновников Минфина РФ управляет де-факто ГУП «Калининградский янтарный комбинат». В его ведении – монопольное право на добычу и продажу камня-сырца. Нишу переработки янтаря и уникальных специалистов в этой сфере он практически потерял. Когда-то комбинат был градообразующим предприятием, где трудились 5-6 тысяч человек, сегодня – несколько сотен, а объем налогов в бюджеты ничтожен, - рассказал Ашихин. - Складывается впечатление, что декларируя красивые принципы: недра должны принадлежать государству, а значит, всем гражданам РФ, на самом деле Москвой осуществляется политика - при минимальных затратах максимальная добыча янтаря и его максимальная отгрузка по минимальным ценам на экспорт".

По данным таможни, при добыче комбинатом в 2009 году чуть более 250 тонн янтаря, на экспорт отгружено более 560 тонн. В 2008 году из региона отгружено около 330 тонн янтаря, а добыли тогда около 240 тонн. Объём реализации янтаря в 2008 году составил 23 миллиона долларов, а в 2009-м 560 тонн реализовали за 11 миллионов долларов.Отгрузка увеличилась почти в 2 раза, а цена реализации в 2 раза упала. 

При этом сам янтарный комбинат янтарь не продает. Существует сеть дилеров, которые ведут отгрузку. Они продают янтарь по ценам ниже среднеевропейских(800-7000 тыс долларов за кг). Дилерская сеть, по словам Ашихина, «сидит» в Литве - около 12 компаний, и в Польше – 7-8 компаний. У них преимущества на лучшие сорта, фракции. Эти компании затем реализуют наш янтарь в Китай, Арабские Эмираты, в США и т.д. 

"Программа развития янтарной отрасли в феврале ещё раз будет представлена на правительстве. Главный принцип программы – регулирование ценообразования на янтарь, контроль за его отгрузками на региональном уровне и эффективность использования этого природного дара. Главный инструмент – янтарная биржа. Механизм таков: комбинат отправляет на янтарную биржу своё сырьё, где формируется его окончательная цена. Все дилеры, иностранные и российские, должны покупать янтарь по биржевым ценам на основе равноправного доступа. Всё легально, открыто, комбинат получает максимальную прибыль, а биржа - свою маржу за эту деятельность. На биржу должно поступать 100% добытого янтаря. Идеи о том, чтобы отправлять 75% на экспорт, а остальные 25% выставлять на биржу, несостоятельны. Это создаст неравные условия для калининградских производителей, - рассказал Ашихин. - Янтарная биржа позволит решить проблему нелегальной добычи. Объемы незаконно добытого янтаря оцениваются примерно от 25 до 60 тонн в год. Добыча и перекупка краденого янтаря – реальность, а борьба с этими явлениями – почему-то не очень эффективна". 

Гендиректор Янтарного комбината Юрий Мухин сообщил, что в 2009 году добыто чуть более 341 тонны. Из них на экспорт было продано 82 тонны, на внутренний рынок ГУП «Калининградский янтарный комбинат» продал чуть более 180 тонн, а ОАО «Калининградский янтарный комбинат» (дочерняя компания) почти 502 тонны. Однако, по его словам, говорить о контрабанде не приходится. 

"Да, мы продаем больше, чем добываем. Причина: у нас большие складские остатки, исчисляемые сотнями тонн, которые мы переводим из года в год, - сообщил Мухин. - Известно, что ликвидных фракций от всего добытого янтаря – 20%, средние фракции - 50%, еще 30% - совсем мелкие фракции, которые на рынке практически не востребованы. Переработка на ОАО «Янтарный ювелирпром» (дочернее предприятие) пока ничтожно мала. В 2009 году выпущено ювелирных и сувенирных изделий на 1742 кг, из них 100 кг – серебро, а полуфабрикатов – 3700 кг. Сегодня перед руководством комбината стоит приоритетная задача существенно увеличить долю переработки", - сообщил Мухин. 

В 2009 году комбинат вошел в список системообразующих и стратегических предприятий и на предприятии ждут необходимой поддержки-порядка 1 млрд. рублей. 

"Целесообразность биржи вызывает сомнения. Биржа работает, когда есть несколько производителей одинакового товара, имеющего высокую потребность и постоянно воспроизводимого. В нашем случае янтарный комбинат – монополист, а янтарь не является - не средство первой необходимости. Нет гарантии постоянных объемов добычи янтаря. Поэтому жестко держать цену, особенно на фьючерсных торгах очень сложно. Янтарная биржа нужна не региону, а незаконной добыче. Для нелегалов биржа – реальный путь легализации. Но они не несут никакой ответственности за экологию мест добычи, а мы обязаны как госпредприятие оставить за собой нормальную территорию. Если биржа нужна для того, чтобы продавать янтарь дороже, чем сейчас, то встает вопрос: продав по высокой цене 20% крупных фракций, что мы будем делать с 80% мелкого янтаря? Сегодня янтарный комбинат продает янтарь лотами, в которых есть разные фракции. Средняя цена янтаря в лоте – порядка 400 рублей за кг., у нас есть официальные прайсы. Мелким калининградским компаниям, перерабатывающим янтарь, не интересно ради трех камней покупать мешок крошки в придачу. Поэтому работает принцип крупной дистрибьюции, которая, разобрав мешок, сама решит, что переработать, что перепродать", - считает Мухин. 

Исполнительный директор Калининградской региональной общественной организации предпринимателей «Янтарный союз» Ольга Глинская считает главным "врагом" развития янтарной отрасли - ОЭЗ, а Янтарная биржа, по ее мнению, ситуацию не спасет.

"Янтарная биржа - не выход из ситуации. Ни один «янтарщик» не будет покупать сырье на янтарной бирже. Мы изначально не равны с иностранными приобретателями янтаря, так как платим за него на 18%(НДС) дороже. Правительство области упрекает нас в отсталости технологий обработки янтаря. В этом чиновники не совсем компетентны. Конечно, ювелирное производство – это, в основном, ручной труд: и у нас, и во всей Европе. Победить в конкурентной борьбе с иностранцами нам мешает Особая Экономическая Зона. Есть янтарная отрасль, но нет правового поля, которое бы регулировало перемещение продукта этой отрасли внутри страны! Мы не можем вывезти изделия в Россию. В марте 2009 года вышел приказ ФТС объясняющий поставку по упрощённому декларированию. Этот спецрежим работает только для наземного транспорта, пересекающего территорию иностранных государств. Но если груз доставляется самолётом, что обычно происходит с нашими изделиями, таможня в аэропорту не ставит необходимых отметок о спецрежиме. Поэтому, большинство наших «янтарщиков», как и раньше, возит свой товар в Россию нелегально в багажных сумках. Мы хотим честно платить налоги и работать открыто, но государство в лице чиновников не дает нам эту возможность", - заявила Глинская. 

 Глава Янтарного Александр Блинов считает, что Янтарная биржа - эффективный инструмент реализации продукции Калининградского янтарного комбината. Однако программа развития янтарной отрасли встречает сопротивление со стороны игроков рынка.

"Янтарная биржа – это способ расширения спектра покупателей, среди которых будут и дилеры, и производители. Именно на биржу за сырьем смогут приезжать непосредственные покупатели, это будет открытая площадка, на которой выкладывается весь товар, и его можно спокойно выбрать и приобрести то, что нужно по справедливой цене. Наши переработчики янтаря опасаются, что крупные игроки не дадут им доступа к сырью на янтарной бирже. Наши «янтарщики» еще не понимают значимости своей общественной организации. Они сидят в своем маленьком бизнесе и пытаются как-то продвигать лишь собственные интересы. Но,объединившись, они могут претендовать на значительную часть добытого янтарным комбинатом объема. Чтобы победить крупного дилера, нужно усилить свою общественную организацию, и выкупать янтарь всем вместе одним крупным лотом. Многие компании пытаются сесть на жилу перепродажи янтаря без обработки. Этого больше не будет. Ставка - на переработку. Иначе надо уйти с рынка или перестроиться. Янтарный рынок будет развиваться только при цивилизованных правилах игры", - считает Блинов. 

По его словам, янтарная биржа должна быть электронной. Электронная площадка - в Калининграде, товар - в Янтарном. Возить янтарь в Калининград – это лишние расходы на транспорт, хранение и охрану. 

 Председатель КТТП Алексей Зиновьев назвал янтарную биржу "не панацеей от всех проблем". Однако, по его словам, необходимо создать условия, при которых участники рынка могли бы легально приобретать материал для своей работы по приемлемой цене, а также законно отправлять на продажу свою продукцию на территорию своей страны или на экспорт любым транспортом.

Комментарии к новости

Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.