Мимо евро: досада элиты и ликование населения

Все новости по теме: Соседи

Событием недели в Литве можно считать решение Еврокомиссии (ЕК) отказать Литве в ее стремлении ввести евро с 1 января 2007 г. Такой вывод основывается на том, что Литва всего на одну десятую процента не соответствует одному из пяти критериев, предъявляемых к странам, намеревающимся войти в еврозону. Как заявил комиссар ЕС по вопросам экономики и денежной политики Хоакин Альмуния, "Литва соответствует всем критериям конвергенции, кроме инфляции". Это событие неоднозначно оценили ведущие политики Литвы, эксперты, ведущие политологи.

В то время, как правительство Литвы в один голос целый год оптимистически утверждало, что Литва "соответствует критериям введения евро" и призывало Брюссель внять разуму и не наказывать Литву за превышение уровня инфляции на десятую долю процента, ЕК проявил на удивление жесткую позицию и не внял "голосу разума". Удар для Литвы тем более болезненный, что из двух претендентов на вступление в еврозону, Литвы и Словении, Словении дан зеленый свет.

Как пишет газета Kauno diena, речь идет даже не о десятой, а сотых долях процента, что не позволяет серьезно относится к мотивации ЕК. Очевидно, ЕК уцепилось за сущую формальность, а мотивы не впустить Литву в еврозону были совсем другие. Эта мысль сегодня является ведущей в литовских СМИ.

Так в марте допустимый показатель инфляции для кандидата в еврозону составлял 2,63 проц. - на 0,07-процентного пункта меньше, чем в Литве. Напомним, что Маастрихтский договор предусматривает, что в странах-кандидатах инфляция не должна превышать средний показатель в трех государствах ЕС с наименьшим уровнем инфляции. К этому показателю добавляется еще 1,5 проц.

Официальная позиция Еврокомиссии. Ее в отношении Литвы определил отчет ЕК: "Если иметь в виду дальнейшую перспективу, быстро растущий внутренний спрос, подорожание энергоресурсов и увеличение косвенных налогов, все это создает риск дальнейшего роста инфляции. На инфляцию будет иметь влияние и согласование роста зарплат с ростом продуктивности", отмечается в отчете ЕК. Комиссар ЕС по экономическим и финансовым вопросам Алмуния, похвалив на пресс-конференции Литву "за хорошие результаты экономической деятельности", выразил надежду, что Литва вскоре будет соответствовать всем критериям, необходимым для введения евро.

В то же время Алмуния подчеркнул, что необходимо учитывать не только сегодняшнее соответствие маастрихтским критериям, но и долговременные перспективы этих показателей. Комиссар ясно дал понять, что Литве было сказано "нет" не столько из-за минимального несоответствия инфляции, сколько из-за прогнозируемого дальнейшего ее роста. По словам комиссара ЕС, ожидается, что в Литве годовая инфляция будет составлять около 3,7 проц. "Еще в 2005 году, когда Литва изъявила желание присоединиться к зоне евро, мы посоветовали обратить особое внимание на показатели инфляции, хотя тогда Литва по этому показателю была среди лучших новых стран ЕС", - напомнил Алмуния, подчеркнув, что инфляция будет расти, если в Литве не будут приняты меры для ее сдерживания.

Как пишет газета Respublika ("Еврокомиссия не разрешила Литве ввести евро"), неспособность властей Литвы контролировать инфляцию вчера критиковала и еврокомиссар Даля Грибаускайте, сожалеющая, что Литва лишилась возможности ввести евро.

По мнению ряда экспертов, вполне вероятно, что Литва была "распята на кресте" для примера другим потенциальным членам зоны евро, что ЕК не сделает исключения даже при малейшем несоответствии маастрихтским критериям. Алмуния не согласился с такой мыслью, утверждая, что именно инфляция, а не твердая рука ЕК не позволила Литве войти в зону евро. Комиссар заявил также, что требования ко всем потенциальным членам зоны евро будут одинаково строгими. Он отметил, что формула подсчета маастрихтских критериев не изменится, в нее по-прежнему будут включены все страны ЕС, а не только входящие в зону евро, как это предлагает Литва. "Изменение критериев было бы опасно как для зоны евро, так и для самого ЕС".

Позиция президента Литвы. Как сообщает национальное литовское радио Lietuvos radijas, в своем обращении к народу после принятия Европейской Комиссией решения о неготовности Литвы с начала будущего года стать членом денежного союза и ввести евро руководитель Литвы Валдас Адамкус призвал правительство самокритично оценить, все ли сделано для соответствия критериям ЕС. Он также выразил сожаление, что рост экономики, скачок мировых цен на нефть и газ и недостаточно обдуманные административные решения предопределили более быстрый рост инфляции, что отграничивает Литву от зоны евро.

Адамкус: "Убежден, что, несмотря на сегодняшнее решение Еврокомиссии, мы и впредь должны добиваться исчерпывающей и равноправной оценки страны с учетом быстрого экономического прогресса Литвы". "Остается лишь сожалеть, что растущая экономика, скачок мировых цен на нефть и газ и недостаточно обдуманные административные решения предопределили более быстрый рост цен". По его словам, введение евро усилило бы привлекательность страны для инвесторов, облегчило бы торговые связи и передвижение наших граждан в странах еврозоны, что в будущем повысило бы благосостояние жителей Литвы.

Отметив, что повышение цен предопределили и объективные причины, В.Адамкус призвал правительство и другие ответственные институции самокритично оценить, все ли сделано для соответствия выдвигаемым критериям, достаточно ли представлены достижения Литвы в Европе. "Только требовательная оценка усилий может стать солидной основой при планировании нашей деятельности в будущем". В частности, президент призвал правительство проводить жесткую бюджетную политику и перед приближающимися выборами в местные органы власти не поддаться соблазну предпринять "краткосрочные меры, которые бы повысили долги Литвы". Другое предложение - решительно снижать налог на доходы населения и проводить другие реформы, необходимые для роста экономики.

Председатель сейма видит в отказе ЕК "политику". Тем временем занимающий вторую по значению должность в руководстве страны спикер сейма Викторас Мунтянас не скрывал, что принадлежит к лагерю большинства в политической элите Литвы, которое видит причины отказа Литве вовсе не в экономической, а в политической плоскости. Об этом пишет ELTA ("Мунтянас усматривает политические причины"). После обнародования вердикта ЕС он имел экстренную встречу с председателем правления Банка Литвы Рейнольдиюсом Шаркинасом, после которой заявил: "Сегодня трудно прогнозировать, как поступили бы комиссары, руководители ЕС, если бы мы соответствовали всем требованиям Маастрихтского договора. Я, например, думаю, что результат был бы таким же, как и сейчас".

Правда, по его мнению, дело не только в политических мотивах, но и в том, что экономика Литвы не вызывает такого доверия, как могла бы, поскольку "мы еще слабее, чем государства ЕС со средним уровнем развития экономики". Руководитель Сейма полагает, что можно надеяться на введение евро в Литве с начала 2008 года. По мнению Мунтянаса, сейчас Литве нужно продолжать то, что она делала, особенно важны финансовая дисциплина, управление фискальной ситуацией, регулирование потребительских цен, насколько это возможно, со стороны государства и правительства. "Это основные действия, которые могут влиять на данный процесс, и, разумеется, должен быть самый тщательный надзор за кредитами, поскольку особенно много спекулятивных изменений происходило на рынке недвижимости".

"Правительство своей вины не чувствует". Так озаглавливает материал газета Respublika. Министр финансов Зигмантас Бальчитис, в настоящее время замещающий находящегося в отпуске премьера Альгирдаса Бразаускаса, придерживается того же мнения, что и спикер сейма. По словам газеты, он считает, "что даже если бы Литва полностью соответствовала критерию по инфляции, она вряд ли была бы принята в еврозону сейчас". Главная причина этого - прогнозы, что Литва в будущем не сможет обеспечить постоянство этого показателя. Балчитис: "А такие прогнозы существуют, при этом имеются в виду рост цен на нефть и газ и обязательства правительства по повышению акцизов на некоторые товары". В частности, речь идет об увеличении акциза на бензин, что приводит в ужас рядового литовца, который и так страдает от роста мировых цен на нефть. Цена самого популярного бензина А-95 почти достигла одного евро за лит.

Что касается дальнейших прогнозов, то Бальчитис отказался прогнозировать: "Не от нас это зависит, а от ЕС. Когда он будет готов к расширению еврозоны и принятию в нее динамично развивающихся стран". По сути, это означает, что дело не в Литве, которая как бы не старалась, в еврозону приниматься не будет, а в Брюсселе. По словам министра, в конце сентября планируется пересмотр экономических прогнозов стран - членов ЕС, после чего можно будет точнее оценить как показатели Литвы, так и критерии еврозоны.

Председатель Центробанка Литвы снимает с себя всякую ответственность. Характерна и позиция руководителя Банка (центробанка) Литвы Рейнольдиюса Шаркинаса, который, выступая на радиостанции Žinių radijas, заявил, что Литва сделала все и "даже более того" на пути введения европейской валюты с начала следующего года. По мнению Шаркинаса, Литва не могла сделать ничего сверх того, что она сделала, чтобы уровень инфляции был ниже. Говоря о снижении инфляции, Шаркинас заявил: "Честно сделать это было невозможно, а нечестно, да, возможно, но нечестные действия стали бы известны скорее".

Он считает, что экономика Литвы ничего не потеряет, если евро не будет введен на данном этапе, однако выиграть могла бы многое. Вообще прилагавший весь год старания зря глава Центробанка обижен на Брюссель: "Обидно, безусловно, тем более что суть не в критериях, а, возможно, в их оценке. В критериях существуют пробелы в смысле подбора трех лучших стран. В будущем мы не раз будем об этом говорить, чтобы было больше конкретности и не оставалось места для предположений". Речь идет о выборе трех стран с наименьшим уровнем инфляции среди стран ЕС, в то время, как логично было бы выбирать между странами еврозоны, и тогда Литва вполне соответствовала бы критериям.

Европарламентарии от Литвы обвиняют Центробанк Литвы. Тем временем отнюдь не все согласны с такой позицией литовских властей. По мнению известного экономиста, европарламентария, члена комитета ЕП Маргариты Старкявичюте, Литва могла ввести евро с начала 2007 года, однако упустила возможность принять участие в дебатах о расширении зоны евро и критериях для кандидатов. "С сожалением скажу, что правительство и Банк Литвы не участвовали в этих дебатах, и мы в данном случае напоминаем нашу баскетбольную сборную, которая в последние пять минут пытается выиграть". По словам европарламентария, наше общество не было подготовлено к введению евро.

Старкявичюте: "Руководитель правительства умалчивает о том, что мы обязались увеличить акцизы, что повышение цен на тепло отложено до осени, а социальные выплаты и пенсии можно было индексировать быстрее. Руководитель Банка Литвы умалчивает о том, что в нашем банковском секторе конкуренция слабая, а потому услуги банков стоят слишком дорого. Если бы Банк Литвы лучше контролировал этот сектор, то цены были бы ниже".

Между прочим, европарламентарии от Литвы пытались спасти положение, намереваясь определить положительный отзыв о возможности ввести евро в Литве комитета экономики и социальных дел Европарламента. Однако большинство членов комитета ЕП одобрили только присоединение Словении к зоне евро. Литве же они предложили подождать, ссылаясь на формальный критерий инфляции. В утвержденном комитетом варианте отчета говорится, что "для того, чтобы присоединиться к зоне евро, нужно полностью выполнить критерии Маастрихтского договора".

Комментируя отчет, основной докладчик Вернер Ланген утверждал, что касательно Литвы предстоит решить, являлось ли превышение критерия инфляции кратковременным или же факторы, вследствие которых и в дальнейшем можно ожидать постоянного превышения критерия инфляции, имели длительное влияние. "Литва очень старалась выполнить программы конвергенции и условия Маастрихтского договора. Это следует учесть по достоинству. Однако можно ожидать превышения уровня инфляции и в дальнейшем (закрытие обоих блоков Игналинской АЭС, связанное с этим постоянное повышение цен на энергию), поэтому не следует предоставлять Литве позицию, позволяющую отклониться". По мнению представителей ЕП, "преждевременное присоединение к зоне евро может иметь неожиданные последствия для процесса экономической конвергенции".

Комитет отклонил также предложенные европарламентариями из Литвы Д.Будрейкайте, О.Юкнявичене, П.Бирутисом, А. Дягутисом и Ю.В.Палецкисом поправки, предполагавшие сделать отчет более благоприятным для вступления Литвы в зону евро.

По словам Юкнявичене, Литва, чтобы сдержать инфляцию и соответствовать в будущем необходимым критериям, должна приостанавливать рост экономики, а это Литве не невыгодно. "Мы имеем отрицательный результат не только в связи с решением ЕП. Литовские политики не были готовы к этому шагу и не хотели евро. С опозданием руководители страны предприняли необходимые шаги и использовали дипломатические каналы" (Respublika).

Министр финансов Литвы: ногу подставила Россия. Тем временем BNS озаглавливает сообщение от 18 мая "Бальчитис: введению евро могла помешать зависимость Литвы от России". Выступая 18 мая на радиостанции Žinių radijas, министр финансов Литвы Зигмантас Бальчитис заявил, что Брюссель просто испугался будущей инфляции в Литве, которая неизбежна в связи с объявленным "Газпромом" повышением цен на газ для Литвы.

Бальчитис: "Нам прекрасно известны перспективы наших тенденций касательно цен на газ и нефть, особенно на газ. Если цены на газ будут утверждены в таком размере, которые сейчас в проекте, то это отразится на показателе нашей инфляции цифрой в 0,8%, и это является одной из основных причин, почему Европейская комиссия утверждает, что мы не соответствуем показателю устойчивости". По словам министра, это - проблема энергетической системы страны. "Государство не может зависеть от одного энергетического источника - эти вопросы должны решаться".

Как считает Бальчитис, правительство сделало все, что могло: "Мы усиливали литовскую экономику, тем самым выдерживая требования по маастрихтским критериям. Я уверен, что было принято больше политическое решение".

Реакция литовского бизнеса. Как пишет газета литовских предпринимателей Verslo žinios, неудача с введение евро, прежде всего, ударит по банкам, поскольку они уже вложили определенные средства в обновление технологий, которые должны были содействовать безболезненному и быстрому переходу от лита к евро. Если Литва вступит в еврозону спустя год или несколько лет, то эти технологии, скорее всего, к тому времени уже устареют.

В то же время, как подчеркивает руководитель службы финансовых рынков банка Hansabankas Томас Андрияускас, "введя евро 1 января 2007 г., Литва приобрела бы исключительность среди других стран ЕС, еще не входящих в зону евро: как в смысле привлечения зарубежных инвестиций, так и более удобной торговли со странами еврозоны, экономической стабильности, имиджа страны". Лишившейся возможности ввести евро в запланированный ею срок Литве придется добиваться исключительности в международном экономическом пространстве другими средствами. По мнение банкира, не введение евро в запланированный срок не оправдало надежд некоторых сегментов экономики, но прямого и отрицательного влияния на экономику Литвы это не будет иметь.

Андрияускас: "Нынешняя привязка лита и евро гарантирует стабильность курса валют, а доверие к экономике Литвы на международных финансовых рынках и основано на стабильном развитии экономики. Не оправдавшиеся надежды по поводу введения евро будут ощущаться больше всего в тех сферах бизнеса, которые связывали свои перспективы с общеевропейской валютой и готовились к ней. Это - рынок недвижимого имущества, торговли, финансовые секторы, некоторые отрасли промышленности".

Население Литвы - ликует. Простые литовские граждане, в отличие от политической элиты, отнюдь не горели желанием избавиться от национальной валюты. Как пишут литовские обозреватели, налицо два мотива - страх утраты национальной идентичности и страх подорожания жизни в связи с введением евро (что имело место при введении евро у нынешних членов еврозоны).

Согласно опросу, проведенного Delfi, 6870, или 69% участников интернет-опроса, довольны решением Европейской комиссии, отказавшей Вильнюсу в присоединении с 2007 года к еврозоне. Только 2428 человек (24%) из 9911 участников опроса выразили по этому поводу сожаление. Не имели мнения 613 человек (6%).

Эти данные совпадают с результатами опроса, проведенного по телефону популярным аналитическим журналом Veidas. Почти две третьих жителей больших городов радуются, что и в следующем году расплачиваться будут литами, а не евро. 48% "очень хорошо" оценили решение ЕК, а еще 17,3% утверждали, что будет "полезно" удержать еще пару лет национальную валюту. Отрицательно решение ЕК оценили всего 14,3% опрошенных. 91% "доверяют" литу, а еще 48% считают, что больше выиграли страны, которые доверяли своей национальной валюте. Что выиграли страны, которые ввели евро, считают 29%.

В то же время, министр финансов Литвы Зигмантас Бальчитис признался, что даже его мать радуется решению ЕК: "Моя мама тоже удовлетворена, потому что она боится денежной реформы, поскольку, исходя из опыта прошлого, когда реформировались рубль и другие денежные единицы в Литве, многие люди полагают, что они от этого пострадают финансово. И очень тяжело доказать, что этого не было" (Delfi).

А вот как озаглавливает материал Omni naujenos - "Отложенному евро радуются и мама министра, и вся Литва". В этой ситуации некоторые обозреватели спрашивают, чьи же интересы представляет в таком случае не поддержавшая идею референдума по введению евро литовская власть?

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: REGNUM

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.