Калининградская область: особенности Концепции поддержки МП

Правительство Калининградской области одобрило Концепцию поддержки малого предпринимательства, подготовленную региональным министерством промышленности. О том, как концепция сможет помочь бизнесу развиваться, газете «Комсомольская правда» в Калининграде» рассказал первый замминистра промышленности Олег Кольцов.
В. Известно, что центрам поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях на реализацию программы по поддержке бизнеса в этом году в бюджете области заложено 5,78 млн рублей. На что хватит этой суммы?
О.: Фактически будет только частичное субсидирование процентных ставок в небольшом объеме, консультирование, оказание консалтинговых услуг, помощь в подготовке деклараций, информационные услуги. Чтобы новая концепция работала эффективнее, чем та, когда существовала практика выделения денег по результатам, мы решили выделить для поддержки приоритетные отрасли и районы, преимущественно депрессивные, и выделять деньги вперед для проектов-победителей. Приоритетными являются, конечно, янтарная отрасль, малое судостроение. Но в программе не определено поименно, кому помогать. Это все будет определяться на конкурсной основе.
В.: Как оценивается на сегодня работа центров и фонда?
О.: Проанализировав работу фонда поддержки малого предпринимательства и центров поддержки в городах, мы обнаружили, что не можем объективно оценить, какую пользу они принесли. Видно, что число обращений в центры растет: чуть ли не удваивается с каждым годом. Очевидно, что потребность в консультационных услугах есть. А вот какое они имеют значение для роста малого предпринимательства, совсем не ясно.
Механизмов оценки эффективности работы центров поддержки нет. Мы сделали свою аналитику и в новой концепции заложили ее разработку. Например, мы думали о таком варианте - создать в каждом центре карту добровольной регистрации субъектов малого предпринимательства, где будет отражена информация о предприятиях, которая могла бы свидетельствовать об их росте. Это может быть и количество взятых и отданных кредитов, и зарплата, и налоги, которые фирма платит. Только нужен механизм, стимулирующий компании регистрироваться. Например, зарегистрировавшиеся предприятия будут иметь облегченный доступ при подаче документов на конкурсы. Или центры будут создавать для таких фирм удобные условия получения кредитов, инвестиций.
В.: Нередко правила для предпринимателей разрабатывают без самих предпринимателей. Бизнес будет участвовать в разработке механизмов оценки эффективности работы центров?
О.: Безусловно. Потом пройдет совместная работа с фондом и защита этой системы в правительстве области. Разработка критериев и механизмов - только первый этап, необходимый для отслеживания эффективности работы бюджетных денег и самих центров.
Есть еще одна идея, над которой мы сейчас работаем очень активно и со следующего года уже реализуем. Право на проведение консалтинговых работ, которые выполняют сегодня центры и фонд, на конкурсной основе может быть передано любой специализированной консалтинговой компании - победителю тендера. Наша задача - чтобы развивалась здоровая конкуренция между всеми учреждениями, способными участвовать в развитии концепции. Главным критерием отбора должен быть профессионализм.
В.: Сколько центров сегодня работает?
О.: Двенадцать. Они созданы не в каждом муниципалитете, а, скажем так, по плотности населения. Мы разрабатываем условия бонусов для самых эффективных центров. Оценивать их работу будем не по числу обратившихся абонентов, а по количеству предприятий, которые кредиты реально получат с помощью центра.
В.: А зачем предпринимателю идти в Ваш центр, а не в частную фирму?
О.: Услуги наших центров не бесплатны. Безвозмездно мы проводим только обучающие семинары, которые поднимают общий уровень образованности малых предпринимателей. А консультации уже платные. Но наши расценки намного ниже коммерческих. Мы понимаем, что фактически центры мешают коммерческим структурам, рушат рынок. С этого года начинаем разрабатывать единый тариф с учетом особенностей районов.
В.: Чем нынешняя концепция отличается от предыдущей, кроме предложенного контроля эффективности?
О.: Этот подход – самое главное отличие. Есть еще отличие в стадии разработки. Как сделать субсидирование процентных ставок по кредитам не по итогам года, а по конкурсу. Сначала ведь правильнее проводить конкурс по тем критериям, которые стратегически важны для области. Сначала определяют победителей, которые собираются осуществлять проекты, и потом, уже зная точно, что выиграли, они эту работу и осуществляют. Таким образом, стимулируются будущие проекты, а не поощряются прошлые.
Источник: Альянс Медиа

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.