Белорусский консул: "Цены на газ и транзит - это вопросы разной логики"

Все новости по теме: Калининградский транзит
Проблема перевозки российских грузов через территорию Белоруссии волнует калининградцев уже давно. О причинах ужесточения транзитных правил и о перспективах развития совместных российско-белорусских проектов корреспонденту «Западной России» рассказал руководитель отделения посольства республики Беларусь в Калининграде Владимир Заломай.

- Владимир Александрович, какова причина усиления белорусскими властями контроля за перевозкой в Калининградскую область подакцизных товаров?

- Это не спонтанное явление и не ужесточение правил, а существующий порядок перевозки подакцизных грузов по территории республики Беларусь. Если проводить аналогии, то такое же положение о перевозке подакцизных грузов по территории России существует с недавних пор. Еще в 1998 году в Белоруссии было принято постановление Совета министров о специальном сопровождении подакцизных товаров по территории страны, поэтому на протяжении этих лет, хотя и существовали соответствующие документы, такого предметного предъявления требований не было. Передвижение грузов не было проблематичным. Сегодня мы возвращаемся на круги своя, поскольку мы получили информацию, что подакцизные товары стали предметом контрабанды на территорию Белоруссии.

- Если постановление Совмина Белоруссии, согласно которому подакцизные товары подлежат обязательному конвоированию, вышло еще в январе этого года, почему реальное ужесточение транзитных правил перевозчики ощутили только сейчас?

- Калининградские перевозчики знали, что такое положение существует. И, прежде всего, знали те, кто занимается перевозкой подакцизных товаров: алкогольной продукции и табачных изделий, однако требований к ним в полной мере не предъявлялось. И сегодня, когда были засвидетельствованы факты нарушений, мы начали возвращаться к тем документам, которые были наработаны, но не до конца введены в действие.

- Сколько всего было задержано большегрузных автомобилей?

- По официальным данным, которыми мы располагаем на 31 мая, было задержано 9 автомобилей. Они находятся на Ошмянской таможне.

- Почему перевозчики задерживаются на белорусско-литовской границы, проехав по территории республики без сопровождения, а не на российско-белорусской?

- Подакцизные товары, провозимые по территории Белоруссии должны сопровождаться работниками министерства внутренних дел республики. Согласно заявлениям перевозчиков, таможенный комитет был уведомлен о характере груза. Они обязаны ставить в известность таможенный комитет. Некоторые перевозчики утверждали, что на таможенном посту на российско-белорусской границе они поставили отметки о том, что они обращались за специальным сопровождением, поскольку перевозили подакцизные товары. Но когда большегрузный автомобиль пребывал на белорусско-литовскую границу, где таможенный режим более строгий, мы, в свою очередь, просили калининградских перевозчиков представить доказательства об обращении за сопровождением сотрудниками МВД. Эта информация была передана в таможенный комитет для учета и принятия решения.

- Были ли судебные прецеденты с конфискацией товара?

- Пока что не было. Но технология такова, если таможенный комитет доказал, что товар является контрабандным или перевозчик нарушает какие-либо правила при транспортировке, сотрудники таможни задерживают автомобиль. Впрочем, таможенный комитет дальнейшей судьбой автомобиля не распоряжается, а передает дело в судебные органы, которые принимают окончательные решения: или конфискуется продукция, или конфискуется средство передвижения, или накладываются штрафные санкции. Поэтому в данном случае мы не располагаем информацией об окончательном решении.

- Многие связывают сложившуюся ситуацию с будущим повышением цен на газ, придавая проблеме политический оттенок? Как Вы можете прокомментировать эти предположения?

- Я не могу это прокомментировать, поскольку не вижу никакой логики, это совершенно разной плоскости вопросы. И что касается сотрудничества Калининградская область-Беларусь, наоборот, на прошлой неделе мы смогли продвинуться в переговорном процессе в таком трудном вопросе, как поставки калийных удобрений в калининградские порты. Это нам дало возможность надеяться, что процесс войдет в нужное русло. Можно считать, что разговоры об увеличении цен на газ и усилении контроля над перевозкой подакцизных товаров – это совпадение во времени. На границе идет процесс обычной работы, но к подакцизным товарам есть отдельное требование. Поток идет, и никаких остановок на границе нет. Задержано лишь девять автомашин, а через один переход проходит до тысячи автомобилей. Поэтому делать какие-то обобщения или проводить какие-то аналогии неуместно.

- Не повлияет ли транзитная проблема на дальнейшее экономическое сотрудничество между Россией и Белоруссией?

- Транзитный вопрос должен быть отработан. Отдельные проблемы есть и в белорусской таможенной системе, более прозрачно должна быть проработана функция сопровождения подакцизных грузов. Я не вижу заинтересованности в том, чтобы тормозить поток грузов. Главное, чтобы система работала более четко, чтобы обе стороны были информированы.

- Каков грузооборот между Россией и Белоруссией на калининградском направлении сегодня?

- За прошлые годы мы выходили на 130-145 млн. долларов. Например, за 2005-й год товарооборот составил 130 млн. долларов, а в 2004-м – 145 млн. долларов. Это зависит от строительства крупных объектов в Калининградской области, необходимость в строительных материалах, конструкций и во многом другом.

- Существуют ли совместные инвестиционные проекты в рамках Особой Экономической Зоны?

- Совместных прямых инвестиционных проектов сегодня нет, но есть совместное участие в организации некоторых проектов. В частности, белорусские строители принимали активное участие в создании на территории Калининградской области ТЭЦ-2, а в этом году они начнут строительство крупного промышленного комплекса по переработке масленичных культур в городе Светлый.

- Какие-нибудь белорусские компании стали резидентами ОЭЗ в Калининграде?

- Совместных предприятий на территории Калининградской области на сегодняшний день около ста. Однако в основном, наше участие ограничивается организацией строительных работ. Наши строители участвуют в реконструкции Неманского целлюлозно-бумажного комбината. Кроме того, силами белорусских строителей построены крупные газопроводы на территории региона, в частности, газоотвод на калининградскую ТЭЦ-2. Существуют инфраструктурные подразделения, такие как ЗападЭлектроСтрой., теплоизоляционные компании и многие другие. В этом и заключается непосредственное участие Белоруссии в создании нового облика свободной экономической зоны.

- Каковы перспективы сотрудничества между Россией и Белоруссией? Какие совместные проекты планируется реализовать в ближайшее время?

- Прежде всего, это проекты, имеющие более глобальное продвижение в совместном сотрудничестве. Например, решение портовых вопросов для использования калининградских портов в качестве перевалочного пункта белорусских металлов и калийных удобрений в другие страны. Мы видим продвижения в вопросах реконструкции существующих сооружений и возможного строительства порта «Восточный».
Источник: Западная Россия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.