Тариф на будущее: 6 вопросов о росте цен на проезд в автобусах Калининграда

Все новости по теме: Транспорт: стоимость проезда

В феврале в Калининграде, вероятнее всего, вырастет стоимость проезда в общественном транспорте. Последний раз цены на билеты в автобусах и маршрутных такси поднимались два года назад. За это время городские власти внедрили новую транспортную схему и перекроили рынок пассажирских перевозок, обеспечив долю в 40% МП «Калининград-ГорТранс». «Новый Калининград.Ru» побывал на круглом столе, посвященном ожидаемому росту тарифов, и услышал аргументы городских и региональных властей в пользу этого решения.

Что собой представляет система общественного транспорта Калининграда?

В настоящее время в городе 46 маршрутов обслуживает 469 автобусов: большого класса — 290, из них 118 принадлежат МКП «Калининград Гор-Транс» и 10% резервных, малого класса — 179; 2 трамвайных маршрута, которые обслуживают 24 единицы техники, и 5 маршрутов троллейбусных, на которых задействовано 60 машин. На данный момент договоры на обслуживание маршрутов заключены с 8 транспортными компаниями.Одним из главных аргументов в пользу заметного повышения тарифа администрация города считает необходимость создания устойчивой системы общественного транспорта в Калининграде. Это, по версии властей, подразумевает появление на улицах города новых безопасных и комфортных автобусов класса „Евро-5“. 


Во сколько обходится содержание системы общественного транспорта бюджету Калининграда?

По информации городских властей, в мире нет государства, где система общественного транспорта обходилась бы без дотаций.  Эти сведения были получены, в том числе, благодаря взаимодействию с ведущими специалистами из Польши, Литвы, Швеции, Германии, Бразилии, экспертами ООН. В среднем выручка от продажи билетов покрывает 47–51% от затрат предприятий. Все остальное дотации, субсидии.

В настоящий момент расходы на функционирование всей автобусной сети в год в Калининграде составляют 1 млрд 563 млн рублей. Общий пробег автобусов большого класса всех перевозчиков и электротранспорта в маршрутной сети — 28 млн 017 тысяч км в год (без учета автобусов малого класса). Эксплуатационная стоимость 1 км пробега автобусов большого класса без лизинга (исходя из расходов МКП «Калининград-ГорТранс») составляет 63,68 рублей.

При этом основную долю в структуре себестоимости автобусных перевозок муниципального предприятия занимают затраты на оплату труда — 56%, и приобретение горюче-смазочных материалов — 18%.

Отметим, что на этой неделе в эфире одной из телекомпаний президент некоммерческого партнёрства «Калининградский региональный транспорт» Владимир Гренц представил свою версию расчетов по формированию себестоимости поездок.


Старые автобусы

Автобусы, взятые в кредит

Лизинговые автобусы

Зарплата (водители+кондуктор)

3182 рубля + 1818 рублей

3182 рубля + 1818 рублей

3182 рубля + 1818 рублей

Топливо

3549 рублей

3549 рублей

3549 рублей

Налоги

1540 рублей

1540 рублей

1540 рублей

Накладные расходы

20%

20%

20%

Затраты на техническое обслуживание

1092 рубля

1092 рубля

1092 рубля

Кредитные и лизинговые платежи

 —

2472 рубля

6 000 рублей

Итого

13 417 рублей в день

15 889 рублей в день

19 417 рублей в день

По мнению властей, это идеальная картина, и существует разница между платежами муниципального перевозчика и частными транспортными компаниями в части уплаты взносов во внебюджетные фонды и уплаты НДФЛ. Отличаются и доходы, получаемые перевозчиками, в зависимости от пассажиропотока на конкретном маршруте.

В среднем один автобус ежедневно приносит выручку в 11–12 тысяч рублей при тарифе в 18 рублей за одну поездку. Из-за этого МКП «Калининград-ГорТранс» несет убытки порядка 13 млн в месяц. В год это составляет 161 млн рублей, а с учетом электротранспорта — свыше 300 млн рублей.

По данным мэрии, схема, при которой выгодные автобусные перевозки компенсировали бы убытки от работы трамваев и троллейбусов, пока не принесла результатов. В связи с этим администрация и направила письмо о необходимости повышения стоимости проезда с 18 до 26 рублей в региональную службу по тарифам.

Троллейбус2.jpg

Могут ли в данной ситуации муниципальные власти оставить все как было и не повышать стоимость проезда?

Рост тарифов неизбежен. Последний раз цена за одну поездку повышалась еще в январе 2015 года. За прошедшие два года выросла стоимость топлива, коммунальных платежей, запчастей, а также кредитов, которые привлекаются транспортными предприятиями для покупки новой техники.

Дополнительные расходы городской бюджет несет в связи лизинговыми платежами за купленные в Белоруссии 130 автобусов. На данный момент в расходах МКП «Калининград Гор-Транс» учтены затраты по лизинговым платежам за 30 автобусов, что составляет 70 млн в год. Указанная сумма в расчете на тариф составит 2 рублей 25 копеек. Необходимо учесть, что лизинговые платежи за 100 новых автобусов оплачивает муниципалитет, что составляет 290 млн руб. в год. Если включить лизинг 100 автобусов в стоимость билета, то она должна увеличиться на сумму порядка 10 рублей. При этом  частные компании столь больших лизинговых расходов не несут.

На сколько вырастет тариф в 2017 году?

На этот вопрос знает ответ только региональная служба по тарифам. По словам ее руководителя Кирилла Юткина, в ведомство обратились представители нескольких транспортных компаний. Они заявили разные обоснования стоимости проезда. Пожелания перевозчиков составили от 23 до 34 рублей.

В данный момент служба проводит проверку всех документов, чтобы выявить и исключить необоснованные траты. Завершится этот процесс на следующей неделе. По окончании экспертизы правление службы примет решение о величине тарифа.  При этом правление определит только предельно допустимый тариф. Перевозчики вольны сами устанавливать свои расценки, не превышающие данный тариф. 

Когда повысится стоимость проезда в общественном транспорте Калининграда?

Тарифы повысят в феврале. Это определено сроком рассмотрения заявок от частных транспортных компаний. Сейчас служба сделала запрос некоторым перевозчикам на недостающие документы. После этого пройдет правление, которое и примет решение

Можно ли ожидать в дальнейшем повышения стоимости проезда в общественном транспорте Калининграда?

Да. Потому что модернизация системы общественного транспорта Калининграда еще не завершена. Ее настройка потребует дополнительных затрат.

В действующей маршрутной сети 40% автобусов большого класса 2015–2016 года, из них около 52% — с показателями Евро-4 и Евро-5. Для обновления подвижного состава городского транспорта необходимо приобрести дополнительно 189 автобусов большого класса, что увеличит расходы перевозчика на 1 км пробега на сумму 35 руб. В таком случае эксплуатационная стоимость 1 км пробега автобусов с учетом лизинговых платежей составит свыше 98 руб, что повлечет необходимость в увеличении тарифа более чем на 10 рублей от любого установленного тарифа на сегодняшний день.Потребует дополнительных затрат и внедрение системы электронного билета. По предварительным расчетам, на это необходимо 180 млн рублей. 

При этом власти Калининграда понимают, что все эти транспортные инновации приведут к увеличению цены за проезд. Поэтому они намерены обратиться за финансовой помощью к региональным и федеральным властям. 

Фото —  Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Станислав Пахотин

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.