«Плюс НДС, минус экономика»: что ждать региону от налогового маневра Силуанова

Все новости по теме: Налоги

Накануне министр финансов Антон Силуанов обозначил ключевые параметры будущей налоговой реформы, которая ожидает страну сразу после завершения президентской предвыборной кампании 2018 года. Он предложил провести маневр по повышению ставки НДС и снижению отчислений в социальные фонды до 22%. «Новый Калининград.Ru» выяснил у региональных экспертов, чем могут обернуться подобные изменения законодательства для экономики Калининградской области.

Федеральные теории

Выступление главы Минфина Антона Силуанова на пленарном заседании Национальной недели бизнеса стало лишь продолжением развернувшийся дискуссии о параметрах налоговой реформы. В конце прошлого года в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин поручил к декабрю 2017 подготовить предложения по налоговой реформе — как части плана реформ для ускорения экономического роста в 2018–2024 годов.

Одними из первых на этот президентский призыв откликнулись в Министерстве экономического развития. Ведомство Максима Орешкина предложило повысить НДФЛ с 13% до 15% Оно же выступило с инициативой компенсировать этот рост снижением с 30 до 21% ставки страховых взносов.

У его бывшего руководителя Антона Силуанова другое видение реформы законодательства. «Считаем возможным снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести налоговую нагрузку на косвенные налоги, — сообщает министр финансов. — По нашим расчетам, с тем, чтобы это было нейтрально для бюджета, ставки должны составлять, расчетно говорю, где-то около 22%. Ставка страховых взносов 22% компенсируется 22% ставкой по налогу на добавленную стоимость», — сообщил он накануне российскому бизнес-сообществу.

В этом же докладе Силуанов сообщил, что данная инициатива должна обеспечить снижение тяжелой и сложной нагрузки для предприятий на фонд оплаты труда. «Кстати, она у нас одна из самых высоких, если мы посмотрим не только по странам с развивающейся экономикой, но и по странам с развитой экономикой», — признался Силуанов.

День спустя он же, отчитывая губернаторов 27 субъектов за бюджетные приписки, назвал свое предложение о повышении НДС и снижение уровня страховых взносов способом борьбы с «иждивенческими настроениями» регионов. По его словам, этот маневр позволит сэкономить около 300 млрд рублей, которые могут быть направлены на экономическое развитие регионов и увеличение зарплат.

По оценкам экспертов, в лучшем случае предлагаемая инициатива Силуанова принесет бюджету до 200 млрд рублей. «Маневр нацелен на снижение налоговой нагрузки на определенные отрасли. Небезосновательно считается, что у нас крайне высока нагрузка на фонд оплаты труда. Это не так важно для компаний, у которых фонд составляет малую часть — например, добывающая промышленность, — но важно для производств с высокой долей человеческого труда — креативные отрасли, инжиниринг, IT, научно-исследовательская область. Получается, развитие последних отраслей сдерживается» — цитирует директора центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилла Никитина портал «Медуза»*.

При этом часть экспертов видят в этой реформе инструмент стимулирования экспорта. «Есть интерпретация Минфина. Если вы снижаете социальные страховые платежи, увеличиваете НДС, НДС у нас возмещается при экспорте, значит, это становится выгодным производителем таким образом, — уверен экономист, профессор ВШЭ Игорь Николаев, — но я должен сказать, что по такой логике получается, давайте тогда НДС 40% установим — и тогда что? Все будут экспортировать? Но есть желаемое — все бы хотели бы больше экспортировать, а есть действительное — что действительно у нас купят. И поэтому объяснение Минфина главное, оно сводится именно к этому».

По версии Игоря Николаева, основная причина повышения НДС — увеличение доли в бюджете наиболее хорошо администрируемых налогов.

«Почти 100-процентная собираемость. Это надежный налог, очень большой и очень надежный. Но Минфин у нас ответственен за бюджет. Естественно, он хочет, чтобы доля, вес этого налога был больше, он и увеличивает его, потому что таким образом он будет в большей степени спокоен за наполняемость именно бюджета», — сообщил Николаев в интервью телеканалу «Дождь»**.

_32Z3682.jpg

Калининградские реалии

По оценкам того же экономиста из Высшей школы экономики Игоря Николаева, повышение НДС приведет к более ощутимому росту цен и инфляции, чем это прогнозируют чиновники из Министерства финансов.

«На самом деле, как только вы привносите какой-то мощный стимул в инфляцию, это будет не два процентных пункта, это создает дополнительные инфляционные ожидания. То есть тут вклад в инфляцию будет гораздо больше. Безусловно, инфляция — это будет плата за повышение НДС», — отметил Игорь Николаев.

В этом же уверены и все опрошенные «Новым Калининградом.Ru» региональные эксперты. «Для всех это означает одно — рост цен. Ибо в соответствии с Налоговым кодексом цена товара включает и налог на добавленную стоимость. Для Калининграда это еще более неприятно, поскольку это увеличит долю средств, выплачиваемых в виде налогов», — пояснил кандидат экономических наук, преподаватель Калининградского государственного технического университета Владимир Кузин.

По его словам, в самом маневре нет ничего необычного. «В 2015 году, по данным Федерального казначейства, было собрано 2,4 триллиона рублей НДС и 5,6 триллиона рублей взносов в государственные внебюджетные фонды. Желание авторов идеи понятно: повысить сборы из источника, который определенно собирается, и простимулировать увеличение объема легальной заработной платы. Что приведет к повышению поступлений во внебюджетные фонды», — отметил Владимир Кузин.

В случае принятия данной идеи на федеральном уровне калининградской экономике будет нанесен чувствительный удар в силу ее географических и исторических особенностей, так считает и директор Калининградского филиала «БКС Премьер» Виталий Багаманов. «На региональную экономику эта инициатива, в случае принятия и реализации, может оказать еще более негативное влияние, чем в среднем по России, накладывая дополнительную нагрузку в части ценообразования на импортные товары вслед за „проблемой 2016“», — отметил Багаманов.

Еще одним последствием экспериментов по повышению стабилизации налоговых поступлений в федеральный бюджет, по мнению управляющего инвестиционным фондом Николая Власенко, станет увеличение доли «серой экономики» и сворачивание программ импортозамещения в Калининградской области.

«Для Калининграда это предложение еще более чувствительно, потому что увеличится привлекательность импортных товаров над отечественными, потому что товары, поступающие на территорию Калининградской области и потребляющиеся на ее территории, освобождены от НДС. Это в итоге может привести к увеличению „серой“ части экономики и ударить по добропорядочным плательщикам этого налога», — пояснил Николай Власенко.

При этом все опрошенные эксперты отмечали необходимость на данном этапе развития экономики не повышения, а, наоборот, снижения общего налогового бремени на бизнес и потребителей. Только в этом случае возможен экономический рост и повышение инвестиционной привлекательности как в целом в стране, так и в Калининградской области в частности, считают экономисты.

«Есть еще один момент, и о нем знает, должен знать любой экономист мира — что НДС свыше 20% подавляет экономику, сдерживает рост. Если он держится на уровне 20%, то еще более или менее рост возможен, — пояснил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов. — У нас ведь были времена, когда на продукты питания 10%. Теперь же мы хотим сделать 22%, да еще и на все. Особенно это сильно скажется на предприятиях среднего бизнеса — основных налогоплательщиках Калининградской области. Таким образом, мы загоняем нашу экономику в тупик. Сейчас нужно общее снижение налогового бремени, которое и так у нас зашкаливает и составляет больше 47%, в том числе и за счет косвенных налогов. Ведь в прошлом году ввели ЕГАИС, „Платон“, онлайн-кассовые аппараты. В Калининградской области к этому стоит добавить таможенные барьеры, „проблему 2016“».

Напомним, что по итогам прошлого года, по данным регионального управления Федеральной налоговой службы, калининградские компании заплатили в бюджеты всех уровней 101 млрд руб. При этом в федеральный бюджет было направлено 65,9 млрд руб., что на 12,1 млрд, или на 22,4%, больше уровня 2015 года. В структуре налоговых поступлений федерального бюджета основную долю составляют НДС (69%) и акцизы (15,3%).

В консолидированный бюджет Калининградской области налогоплательщики обеспечили поступление 35,1 млрд рублей с ростом к 2015 году на 1,1 млрд рублей, или на 3,3%, в том числе платежи в областной бюджет составили 25,3 млрд рублей. Отметим, что основными доходными источниками консолидированного бюджета Калининградской области являются налог на доходы физических лиц (45,2%), налог на прибыль организаций (18,7%) и налоги, уплачиваемые в связи с применением специальных налоговых режимов (16,5%).

Фото — Алексей Милованов, Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

* Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014) — Организация внесена Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

** Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь — Организация внесена Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Станислав Пахотин

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.