Балтийский тупик

В летние месяцы на железных дорогах страны всегда ощущалась нехватка изотермического подвижного состава - спецвагонов для перевозки скоропортящихся продуктов, или, как их называют железнодорожники, вагонов-термосов. В Калининградской области – единственном регионе России, который отделен от «большой земли» – недостаток вагонов-термосов ощущался более заметно в силу перехода через границы Литвы и Белоруссии. Однако нынешним летом ситуация на Калининградской железной дороге с отправкой «скоропорта» в другие регионы страны сложилась особенно сложной. Из-за невозможности вывезти продукты питания потребителям за пределами региона многие предприятия вынуждены даже приостанавливать производство.

Предприятие ОАО «Рефсервис», начавшее свою деятельность в феврале 2006 года, создавалось государством для развития конкуренции именно в сфере перевозок скоропортящихся грузов. Незадолго до выделения этого подразделения из состава материнской компании, Геннадий Фадеев говорил, что это «позволит достичь поставленных программой структурной реформы целей, в частности, повысить качество предоставляемых услуг и снизить народно-хозяйственные затраты на перевозки скоропортящихся грузов». При этом он подчеркивал, что «очень важно не допустить возникновения новых локальных монополистов и предпосылок роста цен на услуги».

Наше издание уже писало о том, что крупные транспортно-экспедиционные фирмы, также работающие по направлению Калининград-Центр, крайне настороженно отнеслись к тому, что в подчинение «Рефсервиса» выделили почти треть имеющихся в России вагонов-холодильников.

Подозрения в создании новой монополии возникли и у Федеральной антимонопольной службы. «Что касается «Рефсервиса», то сегодня эта компания располагает специализированным подвижным составом для перевозки скоропортящихся грузов, - отмечал главный специалист отдела железнодорожного транспорта ФАС РФ Дмитрий Голополосов. – И отсутствие достойной конкуренции делает эту компанию монополистом в своей сфере».

Однако монополистом «Рефсервис», в конце концов, не признали, и в минувшем мае компания начала свою операторскую деятельность. Прежде всего, были перезаключены договора с компаниями-экспедиторами, которые отправляют грузы. Увидев новые документы, многие владельцы экспедиторных фирм были неприятно удивлены – стоимость услуг за вагоны-термосы была резко повышена. Но не только это вызвало удивление экспедиторов, а полная неопределенность в отношении нового ценообразования «Рефсервиса».

Грузоотправители до сих пор не могут понять, как «Рефсервис» строит сегодня свою тарифную политику. В регионе работает около десятка серьезных транспортно-экспедиционных компаний, но вознаграждение за свои услуги «Рефсервис» устанавливает почему-то дифференцированно. Так, например, у компаний «Балтэкспресс-Калининград», «Новатранс», «Калининград-Балттранс» она равна 5 % от суммы провозной платы, у компании, название которой мы пока называть не будем – 10 %, а у ООО «Альфатранс» - всего… 1 % (?!)

Калининградские экспедиторы недоумевают, почему на региональном рынке создаются неравные условия для его участников? Почему выделяют именно компанию «Альфатранс»? Никаких тендеров или конкурсов на заключение договоров в анклаве не проводилось (по крайней мере, информации о них наше издание не нашло), в действиях ОАО «Рефсервис» нет столь необходимой в бизнесе ясности и прозрачности. А когда нет достоверной информации, в голову приходят всяческие предположения: уж, не о создании ли региональной монополии на экспедирование грузов идет речь?

Впрочем, возможно, что генеральный директор ОАО «Рефсервис» г-н Аверков и не знает об этом. Дело в том, что типовые договора с компаниями-экспедиторами он подписывал собственноручно, а вот в приложении № 8 к этим договорам, где указано вознаграждение ОАО «Рефсервис», уже стоит его факсимиле, то есть штамп, воспроизводящий подпись генерального директора. Конечно, такое клише в компании кому попало, разумеется, не доверят, но чисто теоретически можно предположить, что при таком делопроизводстве со стороны сотрудников появляется возможность для злоупотреблений.

Но при этом изотермических вагонов в Калининграде все равно катастрофически не хватает. Согласованные с «Рефсервисом» предварительные заявки на поставку изотермических вагонов не выполняются. Создается дефицит подвижного состава, что вызывает непроизводственный простой крупнейших предприятий Калининградской области, таких как пивоваренная компания «ПИТ», жировой комбинат «Союз» и многих других производителей пищевой промышленности, производящих скоропортящиеся продукты питания. Из-за невозможности отправки своей продукции потребителям на «большой земле», предприятия «стратегического» региона вынуждены сокращать и даже приостанавливать производство, что, естественно, сказывается на их прибылях.

Но самое непонятное в том, что в сложившейся ситуации и сам «Рефсервис» теряет прибыль. Например, в июле этого года, когда калининградские экспедиторские компании слезно умоляли «Рефсервис» выделить им согласованное ранее количество вагонов-термосов, в отстойнике Калининградской железной дороги в течение нескольких недель простаивали около 60 дефицитных вагонов! Письма генеральному директору ОАО «Рефсервис» Николаю Аверкину, многочисленные звонки начальнику отдела организации перевозок Андрею Меграбяну ничего не дали. На письма просто не отвечали, а по телефону просители получали один и тот же ответ: вагонов нет, и когда они появятся – никто не знает.

Участники рынка только недоуменно пожимают плечами: зачем резать курицу, несущую золотые яйца? В том смысле, что стоящий на запасных путях вагон приносит «Рефсервису» только убытки в виде недополученной прибыли. Вагон должен работать – перевозить грузы, и приносить деньги своим владельцам. Можно было бы понять действия «Рефсервиса», если бы компания по-прежнему находилась под крылом материнской государственной структуры, которая всегда прикроет своими активами образовавшиеся финансовые бреши в бюджете «дочки». Но когда так поступает полноценное коммерческое предприятие, цель деятельности которого – извлечение прибыли, это вызывает вполне объяснимое непонимание. Тем более, что обвинить в непрофессионализме «Рефсервис» у знатоков рынка язык не поворачивается – ведь до юридического рождения открытого акционерного общества его функции весьма успешно исполняли кадровые госслужащие, специалисты своего дела.

На ум приходит только одно объяснение: не создаются ли топ-менеджерами компании ОАО «Рефсервис» подобные запутанные схемы специально, с тем, чтобы клиенты не смогли их распутать без помощи этих самых топ-менеджеров? Ведь не секрет, что к офисам своих неэффективных компаний их руководители зачастую подъезжают не иначе как на автомобилях самых дорогих марок типа «Мерседес» и «Ягуар»…

И действительно, наблюдая за ОАО «Рефсервис» в свободном движении по рыночным рельсам, у аналитиков возникает крайне много вопросов о целесообразности некоторых действий этого акционерного общества. Например, в конце июля (как раз в то время в Калининграде простаивали десятки вагонов-термосов) «Рефсервис» объявил о льготных условиях перевозки непрофильных грузов в собственных изотермических вагонах. Речь идет о скидках на перевозку при так называемой обратной загрузке нескоропортящейся продукции – сигарет, картона, стеклотары, швейных изделий – в дефицитнейших вагонах-термосах. По словам г-на Аверкова, это «позволит улучшить загрузку подвижного состава, сократить его порожний пробег и повысить конкурентоспособность дочернего общества».

Эта схема не нова и давно опробована частными компаниями, чтобы компенсировать плату перевозчику за порожний пробег или вовсе его избежать. Но повысит ли такой ход конкурентоспособность «Рефсервиса», большой вопрос. При такой «логистике», когда дорогостоящих вагонов-термосов в одном регионе явно не хватает, а в другом в них нечего грузить, компания и впрямь может сойти с рыночных рельсов.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Общая газета.РУ

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.