Трехсторонний железнодорожный тупик

Все новости по теме: Калининградский транзит
Завершился очередной раунд переговоров между Россией и Литвой по выравниванию тарифов на железнодорожный транзит. Завершился, как и ожидали эксперты безуспешно, хотя Георгий Боос и возлагал на трехстороннюю встречу в Вильнюсе большие надежды. Литовскую сторону не удовлетворили условия транзита. Российская делегация покинула зал совещания, не подписав протокол. Существенного прогресса на таких переговорах не удается достичь уже более пяти лет.

Шанс побороться за поставки белорусских калийных удобрений через порты Калининграда предоставляется региональному правительству не впервые. Последний раз в Калининградской области министры транспорта России, Литвы и Белоруссии встречались 19 июля. На эти переговоры в Калининград прилетели спецпредставитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов и вице-премьер правительства России Александр Жуков.
Георгий Боос рассчитывал, что поддержка федерального центра сыграет определенную роль в ведении переговоров. Впрочем, уже тогда стало ясно: успеха на той встрече российским делегатам не добиться. Политики говорили о проблеме довольно туманно. Премьер-министр республики Беларусь Сергей Сидорский выразил желание перевозить как можно больше грузов через порты белорусского союзника – России. По его словам, в планы Белоруссии входит перевалка через порты российского эксклава дополнительно 1 млн тонн калийных удобрений, 700 тыс. тонн металла и 300 тыс. тонн дерева. Однако терминал по перевалке удобрений построен только в петербургском порту, куда доставить груз проще. Тем не менее, Белоруссия все же планирует увеличить поставки, но для этого нужно создать соответствующие условия. Еще тогда вице-премьер правительства области Юрий Шалимов сетовал, что переговоры с Литвой на тему выравнивания тарифов неоднократно заходили в тупик.
И действительно, проблема заключается даже не в инфраструктуре калининградских портов. Дело в том, что Россия – не единственный претендент на право перевалки белорусских калийных удобрений. Ранее из-за того, что белорусские грузы шли транзитом через Калининград, сильно уменьшилась загрузка портов Клайпеды. Для выравнивания сложившегося положения был разработан договор «2К», целью которого была синхронизация развития обоих портов. Но для этого было необходимо установить привлекательные тарифы на поставку грузов по железной дороге.
Железнодорожный транзит и явился камнем преткновения для трех сторон. Поскольку, будучи заинтересованной в эффективном использовании собственных портовых комплексов, Литва не снижает тарифы на транзит грузов через свою территорию, такой маршрут является невыгодным для Белоруссии. С другой стороны, с недавнего времени в борьбу за белорусские калийные удобрения включился еще один игрок – латвийский порт Вентспилс, на следование в который литовские железнодорожники установили тариф, сопоставимый с портом Клайпеда.
Сейчас картина выглядит следующим образом: стоимость транзита на Клайпеду составляет 0,016 долларов за тонно-километр, на латвийский Вентспилс – 0,017 долларов, а на Калининград – 0,031. Столь невысокая цена на переправку грузов по железной дороге через Вентспилс обосновывается тем, что расстояние до этого порта намного больше, чем до Клайпеды. С учетом расстояний до портов доставка и перевалка грузов из Белоруссии в Клайпеду стоит 16,52 долларов за тонну, а в Калининград – 20,76 долларов.
Второй причиной провала очередного раунда переговоров стал правительственный кризис в Литве: ушел в отставку кабинет министров. Новоиспеченный министр транспорта Альгирдас Буткявичус не стал торопить события. Переговоры были отложены на двухнедельный срок, пока г-н Буткявичус вникнет в нюансы вопроса. Приехавший в Калининград сотрудник Минтранса Литвы рангом ниже брать на себя ответственность в решении этой проблемы стал. Тогда министр транспорта России Игорь Левитин пригрозил, что если за отведенные две недели Литва не даст конкретный ответ, то «Россия и Белоруссия сами примут решение».
Эти две недели грузоперевозчики и портовики томились в ожидании. Заметно нервничал Юрий Шалимов: «Главное, чтобы нам, наконец, хоть что-то ответили. И в зависимости от "да" или "нет" мы и будем действовать дальше». Литва дала свой ответ – но для российской стороны он не стал утешительным.
Очевидно, что соседнее государство опасается уменьшения грузопотока в Клайпеду. Российская делегация, прибывшая 9 августа на переговоры по возможностям выравнивания тарифов на железнодорожные грузоперевозки в порты Клайпеды и Калининграда, отказалась подписать протокол и покинула зал заседаний. Как и предполагалось, эксперты трех стран не смогли согласовать условия транзита, которые удовлетворили бы все стороны. Российская сторона требовала снизить тариф ровно вдвое, однако отказалась рассматривать возможность снижения стоимости транзита грузов на Клайпеду.
Ожидалось, что российская и литовская стороны должны установить одинаковую плату за транзитные перевозки для всех третьих стран в рамках договора «2К», предусматривавшего паритетное развитие этих двух портов. «Сейчас Россия в отношении грузов, следующих в клайпедский порт, применяет дискриминационные тарифы – вдвое-втрое выше, чем к грузам, следующим через Литву в Калининград. Сегодня у нас была возможность найти приемлемое для всех сторон решение. К сожалению, экспертам не удалось согласовать условия, удовлетворяющие все три стороны», – заявил по окончании переговоров руководитель литовской делегации, секретарь Министерства сообщения Литвы Арвилас Вайткус.
Переговоры по железнодорожным тарифам будут продолжены в октябре этого года – на заседании рабочих групп смешанной межправительственной комиссии Литвы и России. Пока неясно, решится ли этот вопрос окончательно, но такая перспектива кажется маловероятной. Ведь переговоры идут уже шестой год.
Источник: Западная Россия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.