Нефтяной казус Варшавы. Борьба с российской трубой может привести Польшу к "минно-химическому" кризису

Все новости по теме: Газификация области
До последнего времени Польша выступала в роли главного критика проекта Северо-Европейского газопровода, утверждая, что его строительство нанесет непоправимый ущерб экологии Балтийского моря. Причем в этом вопросе к Варшаве примкнули страны Балтии и Швеция. Однако обнародованные на днях планы польской компании «Петробалтик» по разработке крупнейшего в регионе нефтегазового месторождения могут развалить формирующуюся «антигазовую коалицию».

В скандинавских странах новость о том, что поляки собираются заняться добычей нефти и газа на Балтике, комментируют, как правило, в таком духе: «Отныне Польше придется сидеть на двух стульях. Посмотрим, как это у нее получится».

«Петробалтик», входящая в бизнес-группу «Лотус» с преимущественно государственным капиталом, намерена разрабатывать два нефтяных поля, расположенных в 135 и 63 километрах от побережья, в районе Гданьска. Оба месторождения находятся в польской экономической зоне и по оценкам содержат не менее 110 млн. баррелей нефти. Этот запас соответствует примерно одной – двум дневным мировым потребностям в «черном золоте».

Как сообщает финская газета «Хювудстадсбладет» со ссылкой на экспертов компании «Несте ойл», добыча на новых месторождениях будет выгодна по двум причинам: из-за высоких цен на нефть и мелководности Балтики. Глубины у польского побережья не превышают ста метров, в то время как на шельфе Северного моря, где расположен крупнейший европейский нефтяной резервуар, толща воды достигает полукилометра.

Компания «Лотус» начнет добычу в 2008 году и надеется, что запасов нефти в районе Гданьска хватит до 2033 года.

В Швеции сообщение о начале «польского нефтяного приключения» встречено с тревогой и растерянностью. СМИ сообщают, что нефтеносные участки находятся в опасной зоне, с минными полями, оставшимися после двух мировых войн, неподалеку от возможного района затопления немецких химических боеприпасов в 1945 году. Кроме того, в том же квадрате Балтики находился послевоенный полигон советских ВМС. Дно там усеяно неразорвавшимися торпедами и авиабомбами. Доставка нефти и газа с вышек будет вестись по подводным трубопроводам, общая протяженность которых может дойти до нескольких сотен километров. Это значит, что строителям придется нарушить покой обширных участков дна.

Варшава до сих пор активно протестовала против прокладки газопровода по дну Балтики из России в Германию. Одним из главных аргументов Польши против этого проекта была борьба за хорошую экологию. Балтика в 2004 году была признана ООН морем с повышенной уязвимостью, нуждающимся в дополнительном уровне защиты. Труба протяженностью в 1200 километров, по мнению польских властей, способна нанести Балтийскому морю непоправимый ущерб. Под «польские знамена» встали страны Балтии и Швеция, требующие проведения независимой экологической экспертизы газопровода. Этот вопрос вынесен на рассмотрение ЕС.

Как Польша может возражать против русской газовой трубы и в то же время ворошить «минно-химическое» кладбище на собственном шельфе? Этот вопрос беспокоит сегодня защитников природы в Швеции и других странах региона.

До сих пор добыча нефти на Балтике велась в крошечных масштабах и без загрязнения окружающей среды: Россией – в районе Калининграда и Швецией – возле острова Готланд. Польский проект несопоставим с предыдущими по объемам добычи и площади морского дна, по которому пройдут коммуникации. Компания «Лотус», выполняя политическую задачу снижения энергозависимости Польши от России, рассматривает Балтику как один из важных участков своей работы. В своем пресс-релизе «Лотус» сообщает о намерении утроить добычу углеводородов на балтийском шельфе до 2012 года.

Газопровод из России в Германию заработает в 2010 году, то есть оба проекта оказываются примерно синхронизированными по времени. Скандинавские экологи опасаются, что аргументы Польши против российской трубы потеряют силу, если Варшава одновременно будет осуществлять собственные обширные работы на шельфе. Реальная возможность для Польши «усидеть на двух стульях» – экологическом и коммерческом – появится лишь в случае, если ее нефтяной проект будет отдан на независимую экологическую экспертизу. Пока о таких планах ничего не известно.
Источник: Новые известия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.