Власть несбывшегося: вылет откладывается

Фото "Новый Калининград.Ru".
Все новости по теме: Итоги года-2011
Многие россияне, живущие на просторах необъятной нашей Родины и никогда не бывавшие в Калининградской области, понятия не имеют о том, что калининградцы называют основную территорию страны «большой Россией». Для них Россия — она одна, для кого-то большая, для кого-то — не очень, но одна. У нас же несколько по-другому: есть мы, и мы «маленькие», и есть Россия, и она «большая». Здесь можно сколько угодно усматривать сепаратистские настроения, однако на самом деле суть этой идеологии противопоставления в другом: не мы, а нас заблокировали в этом маленьком мирке, отделив от основной территории страны. В данном случае речь, конечно же, идет о транспорте, или, если уж быть совсем точными, транспортной доступности, которой у калининградцев, к сожалению, за последний год больше не стало.

А мы надеялись и ждали. Конечно, не так фанатично ждали, как отмены виз в Польшу и Литву, но почти каждому, пускай даже в глубине души, все же хотелось, чтобы и самолеты «в большую Россию» летали чаще, и билеты стоили меньше, и поезда ходили быстрее. И основания для надежд были. Возьмем хотя бы авиаперевозки. Уж на чем, как не на самолетах, добираться калининградцам до основной части России через границы европейских государств?

Чарующее слово «льгота», доносившееся до нас в конце 2010 года в речах то премьер-министра РФ Владимира Путина, то министра транспорта Игоря Левитина, на самом деле, не таило в себе ничего грандиозного и привлекательного. Еще в 2010 году «Аэрофлот» и «Россия» ввели так называемые «льготные билеты» для калининградцев, младше 23 и старше 60. Понятное дело, цена этих «специальных» билетов была такой, что льготной ее могли назвать только чиновники. Причем те чиновники, которые уже давно не летают вместе с народом обычными рейсами. В итоге летом вышло так, что простые билеты до Москвы и Санкт-Петербурга оказались в 1,5 раза дешевле льготных. И при этом федеральный бюджет упорно продолжал субсидировать авиакомпаниям, доставляющим в Москву за 3600 рублей и Питер за 3300 рублей (в одну сторону, конечно), так называемые «потери».

samo.jpgИ, к слову, будет продолжать субсидировать еще долго. Потому что в конце 2011 года было принято решение распространить программу льготных билетов на всех калининградцев (Путин же обещал) и оформить ее в ФЦП. Правда, действовать специальные предложения будут только с 15 мая по 15 сентября 2012 года, да кто на это обращает внимание. От этих льгот вообще как-то ни холодно, ни жарко. И вроде бы обещания власти выполнили, вот только радоваться почему-то совсем не хочется.

Да бог с ними, с этими льготами! О них вообще мало кто думал в начале 2011 года, потому что в регион пришли новые перевозчики, начали создавать конкурентный рынок, на котором, как известно, цены регулируются в зависимости от спроса и предложения. «Авианова» продавала билеты по вполне приемлемой стоимости, и жители Калининграда, было, начали вспоминать счастливые времена «КД-авиа». Да и «Скай Экспресс» давал возможность летать в ту же Москву по приемлемым ценам.

Но и здесь надежды на доступность перелетов в обе российские столицы рухнули, не успев продержаться и год. В октябре у «Авиановы» возникли финансовые трудности, и компания прекратила полеты. Буквально несколькими днями позже ушел из региона и «Скай Экспресс» . Что осталось? А осталось 9 ежедневных рейсов в Москву и 4 рейса в Питер. И цены на билеты, даже не дожидаясь новогодних праздников, когда люди активнее покидают пределы области, как по мановению волшебной палочки скакнули вверх. 

Что же касается еще одной призрачной мечты калининградцев о собственном авиаперевозчике, то здесь все вообще затихло, так и не успев даже начаться. Помнится, в 2010 году бывший исполнительный директор «КД-авиа» Леонид Ицков, а также экс-губернатор области Георгий Боос выдвигали идею создать свой местный лоукостер, но никто «сверху» их идеи не поддержал. Федеральная власть, видимо, надежно оседлала конька под названием «льготы» и теперь не слезет с него еще долго, даже несмотря на то, что такие льготы мало кому нужны.

juk.jpgНо остается еще транспорт наземный, а именно поезда. КЖД, помнится, неоднократно озвучивала идею сократить время движения поездов до Москвы и Санкт-Петербурга на пару-тройку часов. Сделать это можно, введя параллельный паспортный контроль и таможенный досмотр в вагонах во время движения, без часовых ожиданий на границах, или хотя бы увеличив скорость. Но у нас все выходит, как в поговорке: дернем за мочало и начнем сначала. Предложения вносились-вносились, идеи обсуждались-обсуждались, и в итоге в конце года власти пришли к выводу, что время движения поезда до Москвы все-таки можно сократить, причем аж на 4 часа. Однако как это сделать, когда это будет сделано — по-прежнему не понятно. Зато Александр Жуков, тогда вице-премьер, а ныне — первый вице-спикер Госдумы, прокатился в поезде вместе с Цукановым, все 22 часа выдержал. Ну, раз Жуков выдержал, мы и подавно справимся. 

Иначе говоря, как были мы в западне, так и остались. И, судя по тому, что в году 2011 никто особо даже не рассыпался в обещаниях облегчить наше передвижение по стране, гражданами которой мы, к слову, являемся, вряд ли в конце следующего года кто-то сможет подвести более оптимистичные итоги. С другой стороны, Польша обещает нам открыть границы. Так что, получается, здравствуй Европа, прощай Россия?

Мария БОЧКО

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.