Бюрократы изголяются, машины мокнут

Все новости по теме: Калининградский транзит
На погранпереходах российско-финляндской границы складывается критическая ситуация с простоями автомобильного грузового транспорта. Проблема, как это часто бывает, возникла из разночтения официальных документов перевозчиками и таможенными органами. Выходом из бюрократической неразберихи, которая уже привела к огромным убыткам автотранспортников, может стать лишь четкое определение правил игры в спорном сегменте.

По данным Ассоциации международных автомобильных автоперевозчиков (АСМАП), с начала сентября на погранпереходе Торфяновка, через который идет основная часть "колесного" грузопотока между Россией и Финляндией, происходят удивительные вещи. Среднее время ожидания пересечения границы на данный момент составляет 26 часов, в то время как год назад в этот же период было всего лишь 6,5 часа. Можно было бы объяснить увеличение простоя тем, что вырос трафик, но цифры это предположение опровергают: и в прошлом году и в этом в среднем за сутки через Торфяновку проходило 550-700 машин, сейчас же – 160-360. Почему же так мало стали пропускать?

Владельцы автомобильных компаний рассказали корреспонденту ИА "РЖД-Партнер.Ру" о причинах пробки. По их словам, Выборгская таможня с первого сентября перестала пропускать в Россию машины, которые были в свое время приобретены за границей, ввезены в Калининградскую область без пошлин и там же зарегистрированы. История вопроса вкратце такова. В середине 1990-х на территории Калининградской области существовала свободная экономическая зона, которая делала возможным в том числе и беспошлинный ввоз зарубежной техники. Впрочем, грузовик, зарегистрированный в Калининграде, можно было эксплуатировать не только на территории анклава, но и в остальной части России и за границей.

Такой порядок существовал до 2006 года, когда был принят новый федеральный закон об особой зоне в Калининграде. В нем не было четко прописано, можно ли эксплуатировать беспошлинно ввезенную технику и на другой части России. В связи с этим в марте 2006 года Федеральная таможенная служба выпустила письмо, в котором разъяснила, что, несмотря на новое законодательство, прежний режим работы грузовых автоперевозчиков сохраняется.

Вплоть до первого сентября режим и в самом деле оставался прежним, однако, начиная с этого дня Выборгская таможня решила, что перевозчики нарушают закон. Восемь десятков калининградских машин, которые въехали в Россию через погранпереходы Торфяновка и Брусничное, были арестованы таможенниками и оставлены на стоянке либо на самом погранпункте, либо в Выборге. По версии представителей этой службы, перевозчики имеют право въехать в Россию только через Калининградскую область. В противном случае они обязаны заплатить пошлину, на которой когда-то сэкономили благодаря либеральному законодательству. По данным на вечер 6 сентября, в Торфяновке стояло под арестом 44 машины, на Брусничном – девять. Грузовики со скоропортом таможенники отпустили.

"Через все другие погранпереходы калининградские машины продолжают ездить так же, как и ездили", - удивляется генеральный директор компании ООО "Кинг – карго" Олег Пушин. У него в Выборге застряло несколько машин, а все остальные 60 автомобилей, имеющиеся в его парке, бизнесмен был вынужден поставить на "прикол", чтобы не подвергать риску. "Нам никто не объяснил, почему было принято такое решение, и предложили идти в суд", - разводит руками О.Пушин.

Пока же генеральный директор ООО "Кинг – карго" попросил разобраться в происходящем прокуратуру Выборга, отметив, что "обратно в Финлядию нас не пускают, груз под дождем мокнет, значит, скоро наступит страховой случай". А появление страхового случая наверняка приведет к судебным разбирательствам, причем, уверен бизнесмен, "первый же суд таможня проиграет". В Северо-Западном таможенном управлении сообщили примерно то же самое: "Если перевозчики уверены в своей правоте, пусть идут в суд", - заявили в пресс-службе, отметив, что у СЗТУ есть специальная юридическая служба, представители которой готовы дать любому обратившемуся юридическое разъяснение по тому или иному вопросу.

Очевидно, что выходом из ситуации будет лишь четкое определение правил перевозок, причем принятых не в форме разъяснения того или иного ведомства, представления прокуратуры или решения суда. Необходима четкая правовая база, оформленная в виде закона или хотя бы постановления Правительства РФ или распоряжения Министерства транспорта. Пока же АСМАП пишет письма премьер-министру Михаилу Фрадкову, компании – в прокуратуру, а машины уже неделю мокнут под дождем.

Чем все закончится, пока не знает никто.
Источник: РЖД-Партнер

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.