Производство нескольких иномарок в России будет прекращено

Правительство РФ медленно, но верно переводит всех иностранных автопроизводителей, работающих в России, в режим промышленной сборки. Лишившись таможенных льгот на ввоз комплектующих, заводы, во-первых, могут отказаться от ряда выпускаемых моделей, а во-вторых, повысить цены на остальные автомобили.

Калининградский “Автотор” остался последним автомобильным заводом, который собирает иномарки, имея таможенные льготы на ввоз комплектующих. Но и его хотят лишить этого статуса. Вот уже четвертый месяц в правительстве РФ обсуждается вопрос о том, чтобы заставить пионера “отверточной сборки” работать “как все”. Напомним, что в течение последнего года сразу 3 крупных автопроизводителя пришли в Россию с инвестиционными проектами: Toyota, Nissan, Volkswagen. Все они будут работать в режиме промсборки без всяких таможенных послаблений.

“Автотор” сегодня является одним из самых успешных российских заводов. “Отверточная” сборка первых иномарок началась здесь в далеком 1999 году с марки BMW. Сегодня здесь собирается несколько марок, помимо BMW – Kia, Hummer, Cadillac, Chevrolet, а также Chery. Напомним, что Калининград является частью “Особой экономической зоны”, которая предполагает ряд налоговых и таможенных льгот резидентам, внесенным в единый реестр этой ОЭЗ. Согласно закону “Об Особой экономической зоне”, инвестор имеет право беспошлинного ввоза комплектующих для дальнейшего производства продукции, а также ряд других преференций, которые позволили “Автотору” стать одним из ведущих современных автопредприятий. Таможенные льготы до недавнего времени имел и завод Ford в г. Всеволожске, где успешно собирал новенькие Focus.

Появление новых мощных игроков на российской площадке привело к смене позиций. Первым льгот лишился Ford, хотя в том, что это произойдет, многие сомневались до конца. В июле, сославшись на то, что в течение пяти лет после подписания инвестиционного соглашения завод не успел довести процент локализации до 50% (на тот момент Ford добился локализации в 40%), правительство заставило завод перейти на режим промышленной сборки по постановлению № 166. Руководство Ford свою вину признало, но предупредило, что, скорее всего, “русские народные” Ford Focus не смогут избежать удорожания. Эксперты считают, что удорожание составит около 2 тыс. долларов.

А правительство РФ взялось за “Автотор”. Несколько месяцев назад МЭРТ подготовил проект постановления правительства, согласно которому производство на “Автоторе” подпадает под определение простых сборочных операций, существенно не меняющих вид товара. Иными словами, проект предлагает процесс сборки автомобиля считать “простой операцией” из списка “простых сборочных операций”. Список этот определяется правительством РФ в постановлении № 184 от 31.03.2006 г. “Об утверждении перечня простых сборочных и иных операций, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара и которые не отвечают критериям достаточной переработки товаров, происходящих с территории Особой экономической зоны в Калининградской области”. Ранее в этом списке операции, касающиеся сборки автомобилей, не фигурировали. В случае если они будут туда добавлены, завод уже не сможет беспошлинно ввозить собранные в Калининграде автомобили в Россию, поскольку таможня не утвердит сертификат российского происхождения на такую машину.

“Можно выделить тенденцию уравнивания правил игры для всех участников рынка, – отмечает аналитик инвестиционного банка “Траст” Евгений Шаго. – Определены условия, на которых правительство готово сотрудничать с иностранными автопроизводителями (режим промышленной сборки), теперь оно старается распространить эти условия на всех автопроизводителей, исключив какие-то особые условия”.

В случае если “Автотор” перейдет в режим промсборки, завод, скорее всего, будет вынужден отказаться от производства половины моделей и столкнется с массой других проблем. Производители недорогих иномарок, начинающие работать на территории России в режиме промсборки, обязуются довести процент локализации до 40%. При этом в первый же год компания должна организовать цех сварки и покраски кузовов. Эксперты считают, что “Автотору” будет сложно добиться таких показателей применительно к дорогим моделям BMW, Hummer или Cadillac. Даже сейчас сборочные заводы стараются свести объем российских комплектующих к минимуму, жалуясь на жуткое качество, и пытаются привлечь западных партнеров.

В то же время аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко отмечает, что правительство более заинтересовано в промсборке, так как это будет стимулировать производство местных комплектующих. “Если “Автотор” переходит в режим “промышленной сборки”, последствия будут минимальные, – считает Е. Шаго. – Технически это вполне осуществимо, но требует значительных капитальных затрат. Но я сомневаюсь в целесообразности перевода в такой режим сборки дорогих автомобилей. Вероятно, завод может отказаться от сборки моделей, продающихся в единичных экземплярах, таких как Hummer или BMW”. Таким образом, все, что может остаться у “Автотора” – это недорогие Chevrolet, Kia и китайские Chery, которые, конечно, также прибавят в цене.

Генеральный директор ЗАО “Автотор” Евгений Сорокин затруднился спрогнозировать развитие ситуации, отметив лишь, что называть сборку автомобиля “простой сборочной операцией” – это абсурд. При этом г-н Сорокин был вынужден заметить, что “если правительство имеет поручение, оно его выполнит, ну а дальше может произойти все что угодно”.

Создается ощущение, что правительство действительно считает, что может менять правила игры, когда заблагорассудится. Сейчас оно гонится за новыми инвесторами и пытается им угодить, но не исключено, что в один прекрасный момент заводы обожгутся так же, как их предшественники. Калининградский завод уже пообещал затеять судебное разбирательство и имеет все шансы выиграть: ведь, согласно закону об особых экономических зонах, “Автотор” может пользоваться льготами в течение десяти лет. Это в свою очередь может распугать потенциальных инвесторов: кому охота связываться с непредсказуемыми русскими?
Источник: AutoNews

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.