«Коса, от которой не уйти»: репортаж «Нового Калининграда.Ru»

Калининградские туроператоры решили проверить готовность Куршской косы к началу туристического сезона и заодно испробовать на себе новые правила посещения нацпарка. Оказалось, что готовность летняя несильно отличается от неготовности зимней, а новые правила действуют, как и многое в России, по принципу «на авось». К экскурсии по косе подключился и корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

Куда мы без косы?

Туроператоры ехали на косу недовольные. К сожалению, ничего нового за минувший год в области не случилось, а прежний набор достопримечательностей янтарного края как-то поизносился. В 2012-м все как назло против бизнесменов: январская стихия размыла берега в Светлогорске и Зеленоградске, к пляжу Янтарного прибило морскую глину, а на Куршской косе администрация ужесточила условия для организованных туристов.

Предприниматели усаживались в микроавтобус, вздыхая. На прошлой неделе одного из экскурсоводов остановили прямо у высоты Эфа и стали требовать тот самый договор, который бизнесмены так не хотят подписывать. «Прямо при туристах нервы гиду потрепали», — вздыхали на задних сидениях.

«Сейчас мы поедем сами и пройдем все те же процедуры, что проходят и наши туристы. Заодно посмотрим, насколько Куршская коса готова к туристическому сезону», — сообщила собравшимся председатель Ассоциации предприятий индустрии туризма Калининградской области Тамара Торопова. 

В «микрике» обсуждали минувшие праздники, не забывая при этом об основной цели поездки. «А что наше агентство говорит?» — вспоминали в автобусе структуру регионального правительства и в частности агентство по туризму под руководством Елены Кропиновой. «Да что скажет агентство, если сам губернатор Калину (директор нацпарка «Куршская коса» Анатолий Калина — прим. «Нового Калининграда.Ru») три раза вызывал, а тот к нему не явился», — послышался такой же анонимный ответ. «Да плюнуть на косу и не возить туда!», — опять начал «смутьян». «А куда возить? Даже не знаю, что теперь немцам показывать в том же Светлогорске», — вздохнула Торопова.

Договор раздора

Договоры, ставшие «яблоком раздора», к настоящему моменту подписали уже 3 туроператора. «Мы вели переговоры с 11 туристическими компаниями, пока подписали договоры только 3. Остальные, я думаю, тоже к этому будут двигаться», — уверенно заявила пресс-секретарь нацпарка Ольга Барбофф.

Собственно, в чем суть претензий туроператоров? Во-первых, по новым правилам турфирмам придется загодя предупреждать администрацию парка об экскурсиях. Так, план посещений на июнь необходимо сдать до 20 мая, а за день до визита направить соответствующую заявку. Если же окажется, что туристов приехало больше обещанного, то оплата (по 40 рублей с человека) будет взята с депозита в 5 тыс рублей.

kosa_2.jpg
Еще одна неприятность этого предварительного оповещения заключается в том, что об экскурсиях, которые проходят по субботам, воскресеньям и понедельникам, нужно предупреждать до 17 часов пятницы. Если не предупредишь  — разрешения не получишь.

«Получается, нам надо нанимать специального человека, который бы только и занимался этими заявками», — возмущалась Тамара Торопова. Представитель «Янтарной мозаики» Мария Кораблева тоже недоумевала — туроператорам придется «на всякий случай» заказывать экскурсии на субботу-воскресенье. Озвучила Кораблева и более меркантильные интересы туроператоров: «Как уже говорили, некоторые туры продавались заранее. Тогда информации об этой плате не было. Получается, мы свою прибыль должны отдавать?».

На Куршской косе, в свою очередь, уверены, что туроператорам прибылью необходимо делиться. «Мы руководствуемся законом об особо охраняемых территориях. Все же турфирмы возят своих клиентов не в рамках благотворительной акции, следовательно, поэтому мы и просим плату для того, чтобы хотя бы чистить туалеты и убирать мусор за ними», — отметила Ольга Барбофф в заочной полемике с туроператорами. Тамара Торопова уверена, что предприниматели бы заплатили, но для этого схема оплаты должна быть более удобной.

Вторая претензия относительно новых договоров касается администрирования сборов. То есть те фирмы, которые не подписали договор, возят своих туристов бесплатно, оплачивая лишь сбор с машины, въезжающей на косу. Так было и с автобусом, на котором ехали туроператоры. «Получается, мы сами подписываем договор и сами же затягиваем удавку на своей шее», — возмущается Тамара Торопова.

Ольга Барбофф со своей стороны грозит, что к 15 мая у главных достопримечательностей косы появится охрана, которая будет «разворачивать» экскурсии туроператоров, не заключивших соответствующий договор.

Помимо оплаты визитов в национальный парк, есть в договоре еще одна строка, которая смущает туроператоров: ответственность за происшествие и страхование туристов они должны брать на себя. Как поясняют предприниматели, визиты на косу осуществляются в рамках однодневных экскурсий, а следовательно страховка необязательна. При этом туроператоры опасаются, что если этот договор будет подписан, то, что бы ни случилось с отдыхающим — отвечать будут они.

И, наконец, самый важный момент: по мнению Тороповой, подобный сбор с туроператоров создает дополнительные барьеры на пути организованного туризма. Кстати, любые дополнительные расходы, ложащиеся на свой бизнес, предприниматели из индустрии отдыха воспринимают «в штыки». Жестко раскритиковали бизнесмены тренинги-семинары для гидов-экскурсоводов, организованные Куршской косой. Учеба оказалась обязательной и обошлась в 1,5 тыс рублей. Туроператоры полагают, что ничего нового в рассказы экскурсоводов она не добавила. Побывшие же на курсах отметили, что не все рассказы работников нацпарка оказались безынтересны.

«Косая» судьба

За невеселыми разговорами о непростых для турфирм временах предприниматели добрались и до Куршской косы. На КПП пропустили, взяв деньги только за автобус. Бизнесмены, тем временем, начали делиться печалями друг с другом. Гид-экскурсовод Тамара Михайлова вспомнила, что на косе возникают большие проблемы с тем, чтобы покормить туристов быстро, вкусно и за разумные деньги. Торопова вздохнула: отдельные кафе и вовсе не соответствуют санитарным требованиям. «Пусть желающие рискуют, но немцев туда есть не поведешь», — наставляла она коллег.

Меж тем, Тамара Михайлова выступала импровизированным гидом и пересказывала собравшимся информацию о площадках для отдыха на косе, полученную в ходе тренинга нацпарка. В списке значились и места для пикника чуть ли не на 90 человек, и парковки, и прочие радости. Однако подъехав к первой же туристической тропе — «Королевский бор» — туроператоры выяснили, что большой автобус на этой площадке припарковаться не сможет, если на ней окажется хотя бы один легковой автомобиль.

kosa_3.jpg
По дороге к высоте Эфа туроператоры нашли несколько парковочных площадок. Туалеты на них не блистали чистотой, а площадки, которая могла бы вместить больше 3 автобусов, не обнаружилось. Организованные администрацией нацпарка места для пикника тоже оказались не очень вместительными. Правда, были и приятные новости: тропы на высоты Мюллера и Эфа обновляются, причем одна из лестниц будет из лиственницы.

«Хотели перестелить отдельные ступени, а тут все — гнилье. Будем новую лестницу класть», — не особо выбирая выражения объяснили рабочие. Пресс-секретарь Куршской косы отметила, что на Эфе лестница будет восстановлена в течение 10 дней, а уже в следующую субботу аналогичная реконструкция произойдет на высоте Мюллера.

Та тропка, которую выбрали туроператоры для подъема на высоту Эфа, тоже оказалась довольно шаткой. Любуясь местными красотами, предприниматели жаловались друг другу, что не «по работе» в национальном парке они бывают редко. «Вот и туристы будут реже бывать с этими правилами», — периодически доносилось в толпе. 

Тамара Торопова, резюмируя поездку, отметила: «Поймите, тут же еще мысль и в том, что для организованного туризма создаются препятствия. Хотя, казалось бы, его наоборот должны поддерживать. Мы ведь в свою очередь и популяризируем Куршскую косу, привлекаем сюда туристов, рекламируем ее».

После споров

Туроператоры, добравшись до Калининграда, разошлись восвояси. Коса не принесла им хороших новостей. С одной стороны, значительно лучше нацпарк не стал. С другой стороны, оказалось, что и без заключения договоров небольшая группа может совершенно спокойно путешествовать по нацпарку. Отчасти подтвердились опасения относительно того, что организованному туризму на пятки наступает «дикарство». Кстати, приятная для калининградцев новость: отменена плата за пассажиров, въезжающих на Куршскую косу. Автомобили и микроавтобусы до 8 мест могут попасть в нацпарк за 300 рублей, тогда как год назад приходилось платить 250 рублей за машину и по 30 рублей с каждого пассажира.

В этом затянувшемся публичном хозяйственном споре в разной степени вызывают понимание обе стороны. Анатолий Калина в начале мая признавался, что основным источником дохода нацпарка являются внебюджетные средства. Поиски дополнительных источников дохода и заставляют администрацию затягивать пояса на самых простых посетителях косы: туроператорах с их интуристами.

Понятно и недовольство предпринимателей: в посткризисные годы бизнесмен дорожит каждой копеечкой, которую приносит отдыхающий. Да и процедура оповещения о предполагаемых визитах, действительно, вызывает большое недоумение, равно как и нежелание администрации Куршской косы идти на компромисс со своими, по сути, клиентами. Плохое администрирование сборов, заявленных как обязательные, приводит к тому, что предприниматели вполне закономерно для российской действительности задаются вопросом: «Зачем кому-то платить, если все то же самое можно получить и бесплатно?» Особенно, если нет прозрачной системы расходов этих условно-обязательных платежей. 

Непонятно в этом конфликте только одно — где же место самой Куршской косы в споре? Пока оппоненты пытаются заработать на красоте нацпарка, захламляются парковки и дорожки, замусоливаются урны и туалеты, миллионы туристов и десяток кафешек. За всей этой бытовой шелухой забывается, пожалуй, самое главное: хрупкая прелесть национального парка требует и денег, и бережного отношения. Рано или поздно за доставшееся природное богатство придется платить: или рублем сегодня, или его утратой — завтра.

Текст — Ирина Саттарова, фото — Наталья Баринова

Комментарии к новости

Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.