Красной тряпкой перед дохлой коровой: как главы с министром бюджет обсуждали

Виктор Порембский
Все новости по теме: Бюджет области-2018

В понедельник заседание комитета по законодательству, госстроительству и местному самоуправлению облдумы превратилось в корриду, где роль тореадора исполнял министр финансов Виктор Порембский, размахивавший «красной тряпкой» перед главами муниципалитетов. Что поставило глав и правительство по разные стороны баррикад — в репортаже «Нового Калининграда».

Установки для муниципалитетов

В понедельник комитет рассматривал проект бюджета Калининградской области на 2018 год в первом чтении. Законопроект до заседания облдумы должны успеть рассмотреть все думские комитеты, комитет по законодательству, госстроительству и местному самоуправлению в их числе оказался первым. Депутаты областной Думы впервые за последние годы решили пригласить на заседание местных глав, чтобы услышать их мнение по поводу междбюджетных отношений. Правда, приглашенных почему-то упорно и обидно именовали «председателями местных советов», ни разу не назвав, как и положено по уставу, главами. В то время как депутатов, членов правительства и прочий чиновничий люд посадили на первые ряды, глав отправили «на Камчатку». Главе Багратионовского городского округа Юрию Карафелову и вовсе не досталось места за столом у микрофона. По всей видимости, это легкое неуважение уже изначально несколько накалило обстановку в зале.

Слово дали министру финансов Виктору Порембскому. Он полчаса рассказывал об основных параметрах бюджета, сделав основной акцент на расходах на государственные органы власти и на междбюджетных отношениях с муниципалитетами.

«Расходы на органы государственной власти в 2018 году составят 1,517 млрд рублей. Рост к плану текущего года — 1,5%. Параметры сформированы исходя из численности работников органов государственной власти — на 2018 год численность составит 1477 человек. Предусмотрена индексация должностных окладов на 4%. Средняя зарплата увеличится до 50 с небольшим тысяч рублей. На оплату труда будет направлен 1,155 млрд рублей», — рассказал министр финансов.

Кроме того, правительство решило централизовать расходы на приобретение офисной техники и связи, — на это будет направлено 46,4 млн рублей. На транспортное обслуживание чиновников — 60,5 млн рублей. Еще 30 млн рублей — на публикации в СМИ о работе правительства области. Виктор Порембский также рассказал о расходах на уставной суд, областную Думу, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, общественной палаты, казачьих обществ и т. п.

В конце концов министр перешел к наболевшему — дотациям и субсидиям муниципалитетам. «В методику формирования междбюджетных отношений изменения не вносились, — успокоил глав Виктор Порембский. — Также сохранилось распределение расходных полномочий и налоговых доходов». Нецелевая помощь муниципалитетам составит 1,251 млрд рублей, в том числе 837 млн рублей — дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности, 414 млн рублей — иные дотации. «233 млн рублей распределены, остальные будут распределяться в течение года», — уточнил министр.

Общий объем субсидии — 3,784 млрд рублей — на 14% больше, чем в текущем году. Местным бюджетам планируется предоставить 25 видов субсидий на финансовое обеспечение вопросов образования, культуры, благоустройство и т. п.

«Таким образом, финансовая поддержка муниципальных образований области не снижается. Важной задачей является повышение качества бюджетной политики на местном уровне, — добавил Виктор Порембский. — Задача — стимулирование ответственной бюджетной политики на муниципальном уровне. Представляется особенно актуальной и важной ответственная, грамотная, взвешенная политика в условиях бюджетных ограничений».

Отдельно Порембский остановился на том, что региональные власти намерены разработать методику целесообразности предоставления бюджетных кредитов — их предлагается давать в зависимости от финансовой устойчивости муниципалитета. «Дефицит бюджетов необходимо минимизировать. Целевой показатель для всех бюджетов — бездефицитность. А для ряда муниципальных образований с высокой долей долга и слабой доходной базой необходимо формировать даже небольшой, но профицит, чтобы снижать долговую нагрузку и бюджетные риски. Соответственно, ограничивать расходные обязательства и стараться наращивать доходы. Таковы установки для муниципалитетов, которые мы будем реализовывать в рамках межбюджетных отношений», — резюмировал министр финансов.

Валерий Фролов.jpg

Председатель бюджетного комитета облдумы Валерий Фролов

Как дальше жить?

Несколько вопросов возникло у присутствовавшего на заседании главы бюджетного комитета Валерия Фролова. Он поинтересовался, каким образом правительство будет проводить реструктуризацию муниципальных долгов по кредитам. Порембский пообещал снизить плату до 8,5% и напомнил, что кредиты на кассовые разрывы «практические бесплатные» — под 0,1%. «Мы консолидируем обязательства по всем кредитам. Вы знаете — мы выдавали их постоянно, и накопилось у нас на каждом муниципалитете по несколько кредитных соглашений. Будем их объединять и выстраивать равномерный график погашения с учетом тех решений, которые закладываются в бюджет следующего года по помощи в погашении кредитов, связанных с предоставлением помощи на отопительный сезон», — сказал Порембский.

Следующий вопрос касался долгов муниципальных образований, которые возникли из-за межтарифной разницы. Речь шла о том, что в некоторых муниципалитетах установлены тарифы ниже экономически обоснованных, а разницу вынуждены покрывать муниципальные предприятия и муниципалитеты за свой счет. «Есть постановление Конституционного суда, где говорится, что это обязанность субъекта Федерации. Я просматривал структуру бюджета и обратил внимание, что по субсидиям — около миллиарда нераспределенного бюджета. Это то, что вы планируете направить на эти цели?» — спросил Валерий Фролов.

Председатель бюджетного комитета говорил при выключенном микрофоне, слышно его было плохо. Главы муниципальных образований, едва улавливая на последних рядах отголоски вопроса, явно напряглись в ожидании. Порембский ответил, что все субсидии распределены. «Если говорит о проблемах функционирования Жилищно-коммунального хозяйства, то да — мы видим, что проблемы достаточно острые. Мы ежегодно, часто уже после принятия бюджета реагируем на сложности, связанные с завершением отопительного сезона, подготовкой нового отопительного сезона. В большей части помогает в форме бюджетных кредитов. Тем не менее в этом году мы, ориентируясь на сложности с долгом, низкой обеспеченностью ряда муниципальных образований, часть финансовой помощи оказывали в форме дотаций. В проекте 2018 года предусмотрено 100 млн рублей. Распределение дополнительных дотаций на отопительный сезон уже представлено в проекте бюджета», — сказал Порембский.

«Что касается тарифного регулирования, пока находимся в рамках возможностей по регулированию экономически обоснованных тарифов. И если возникают очевидные сложности в том, чтобы тариф сохранять на уровне роста, который определен на федеральном уровне, тогда возникает поддержка в форме субсидий, которая предусмотрена в бюджете 2018 года для города Калининграда — „Калининградтеплосети“, — витиевато выразился министр. — По остальным муниципалитетам все сложности с тарифным регулированием необходимо решать на уровне соответствующих служб».

«Виктор Ярославович! Но они ведь берут деньги, коммерческие кредиты на погашение задолженностей! А дадите вы деньги или нет — они не знают, — не выдержала спикер облдумы Марина Оргеева. — Как дальше жить?»

«Вот мы и говорим, что нужно особое внимание обратить на финансовое состояние и качество финансового управления на уровне муниципальных унитарных предприятий. И работать со службой, чтобы устанавливать оптимальные тарифы с учетом ограничения стоимости услуг для населения», — парировал Порембский. «Но вы понимаете, что такое Краснознаменск, Неман и так далее? — поинтересовалась Оргеева. — О чем мы говорим? Там люди зарплату получают! Какие налоги?». «Помощь весьма ощутима и в проекте бюджета, и мы предусматриваем дополнительные ресурсы, — пытался отбиться Порембский. — К примеру, сейчас из-за того что резко выросла стоимость угля, будет предусмотрена дополнительная поддержка для муниципалитетов. Очевидно, в конце ноября—декабре будет этот вопрос решен».

Однако Марина Оргеева не собиралась сдаваться. Она потребовала ответить, анализировало ли правительство области, на что муниципалитеты берут кредиты под коммерческие проценты в банках. «Большая часть кредитов, конечно, на обеспечение функционирования ЖКХ, отопительного сезона, да, — признался Порембский. — При этом, коллеги, у нас всё-таки нет полной картины и полной уверенности, что предприятия на уровне муниципалитетов оптимально хозяйствуют».

Обстановка на галерке накалилась. Местные главы выглядели так, будто министр финансов машет перед ними красной тряпкой. «Включите микрофоны, вас не слышно!» — попросили они от сидящих на первых рядах депутатов, которые задавали вопросы Порембскому. Однако глава бюджетного комитета продолжал по-прежнему без микрофона, как будто пытаясь объяснить министру финансов что-то наедине. «Мы должны с вами понимать и отдавать себе отчет в том, что вопрос урегулирован Конституционным судом еще в 2011 году, — сказал Валерий Фролов. — И если сегодня муниципалы пойдут стройными рядами в суд, они будут выигрывать все процессы, а мы будем иметь большую дырку в бюджете! До сих пор нет методики решения вопроса».

«Если говорить о взвешенной бюджетной политике. И если мы не хотим, чтобы какие-то проблемы превратились в полную разбалансировку бюджета, то прежде всего эти вопросы надо решать в рамках тарифного регулирования и ориентироваться на экономически обоснованный тариф», — веско заявил министр Порембский. «Это тарифы, что ли, еще повысить?» — распалялась галерка.

При этом министр не исключил, что нужно проводить дополнительный анализ болевых точек в муниципалитетах, решать вопрос инвестиций, более активно задействовать механизм концессионных соглашений». «Например, проблему в Светлом решили за счет новой котельной. В Советске завершилась реконструкция. Это повлияет и на тариф, и на финансовое состояние мероприятий, — добавил министр. — Муниципалитетам нужно качественно хозяйствовать».

«Включите, пожалуйста, микрофоны!» — вновь раздалось с задних рядов. Но глава бюджетного комитета почему-то продолжил спор с минфином, заставляя сидящих на галерке глав напряженно вслушиваться в его слова. Валерий Фролов между тем заметил, что при нынешней ситуации концессионеры не пойдут в муниципалитеты: «Надеяться, что они найдут деньги на перевод на газ, — это призрачные надежды». «Примеры показывают, что есть концессионеры, которые готовы реализовывать эти проекты, — не согласился Порембский. — И сейчас рассматриваются варианты поддержки». Марина Оргеева предложила обсудить этот вопрос до второго чтения проекта бюджета.

Слово наконец дали муниципалам. «Если бы не поддержка губернатора, концессионер бы не пришел, — огорошил внезапным признанием присутствующих глава Ассоциации муниципальных образований, сити-менеджер Советска Николай Воищев. — Сомневаюсь, что где-то есть концессионеры, которые хотели бы сегодня прийти и участвовать в таких проектах… Если бы у нас концессионера не заставили, он бы не пришёл».

«Мы перешли к мнениям. А вопрос есть?» — прервал возмущение Воищева глава комитета Сергей Юспин. Слово вновь взял Валерий Фролов. Он обратил внимание на странности распределения денег по программе благоустройства дворов. «В этом году в программу попали только 4 муниципалитета. Очень келейно. Непонятно, по каким правилам, — сказал Фролов. — И на будущий год тоже непонятно, какой муниципалитет сколько получит. Давайте поработаем над тем, чтобы упорядочить распределение средств». Порембский с предложением Фролова поработать над порядком распределения денег согласился, с келейностью распределения средств на этот год — нет. «Вы же помните, как она начиналась. Были жесткие условия по реализации мероприятий до конца года. Нужно было быстро определиться с проектами, с работой, с жителями, чтобы не сорвать программу на будущий год и обеспечить софинансирование». 

По словам министра, в 2018 году в программу попадут «практически все муниципалитеты». «Распределение есть, никакой келейности нет, информация есть у муниципалитетов», — сказал он. «Будьте добры! — ответил Фролов. — А то Славский район говорит, что им заранее вбили вроде 140 млн, а фактически замглавы сейчас говорит, что только 5». Порембский отметил, что также сохранена программа конкретных дел в объеме 190 млн рублей, поэтому, мол, муниципалитеты будут поддерживать неплохо.

MIL_0181-(5).jpg

Глава АМОКО Николай Воищев

Дохлая корова

В конце концов получить микрофоны удалось и местным главам. Глава Багратионовского округа Юрий Карафелов поинтересовался, планирует ли правительство повышать зарплаты сотрудникам областных социальных служб, которые не попали в майские указы президента. «Там женщины работают с пожилыми людьми, получают по 10 тысяч рублей. В конце года там зарплата состоит из премии, премий не хватает, и они вынуждены сами себя лишать этих премий. Мы обращались к министру, но ответа никакого нет», — рассказал Карафелов. «Что касается этого года, необходимо обеспечивать деятельность в рамках тех бюджетных ассигнований, которые определены, — ответил министр. — А на следующий год субвенции на эту деятельность предусмотрены с учетом индексации зарплаты на 4%. А на деятельность отделов по делам несовершеннолетних и органов опеки и попечительства даже возможно до 15%».

Слово вновь взяла Марина Оргеева. Она подняла вопрос о методике распределения муниципалитетам денег на подвоз школьников — выяснилось, что по новой методике помощь муниципалитетам будет зависеть не от километража, а от числа школьников. «Но если даже один ученик живет в 10 км от школы, его все равно нужно везти!» — заметила спикер облдумы. «Но методика предусматривает километраж… Предложений от муниципалитетов по поводу нее не поступало», — удивился Порембский. «Я что, придумывать, что ли, буду?» — возмутилась Оргеева. В итоге министр предложил обсудить этот вопрос до второго чтения бюджета: «Если надо изменить подходы — мы готовы». «А содержание МФЦ? Ведь там большое количество услуг — государственные. Может быть, правительству поделиться с муниципалитетами госпошлинами?» — спросила Оргеева. «Мы увеличили субсидирование МФЦ. Общее финансирование у нас превышает те госпошлины, которые мы получаем», — ответил Порембский.

«Добрый день. Славский муниципалитет, — представился глава района Игорь Руденков. — Поднимали вопрос сейчас по нашим котельным и МУПам. Уголь поднялся на 50%. Мы и так еле выживали, а что делать сегодня? Если бабушка платила за квартиру 3–4 тысячи и мы начнем ей цену поднимать… Даже представления не имеем, как мы справимся. До газа у нас далековато — его только к Славску подвели. Мы платим только за свет, уголь и прочее. Как нам выживать?»

«Ваше выступление принято. Кто еще?» — увел удар от министра финансов глава комитета Сергей Юспин. «У нас участки в прибрежной зоне были предоставлены в аренду, но с 1 января 2017 года участки передали в федеральную собственность, и мы перестали получать арендную плату. Для Светлого это около 9 млн рублей. И это не только у нас проблемы», — рассказал о своих бедах светловский глава Сергей Бевз. Виктор Порембский пообещал, что выпадающие доходы должны возмещаться за счет специальных дотаций и методик и что в этом году такие ситуации были в Янтарном и Донском, и их бюджетам помогали.

«В последний раз выпадающие доходы нам официально выдавали в 2012 году. В конце отопительного сезона МУПы и предприятия ЖКХ отправляли службе свои выпадающие доходы. И я предложил бы их МУПам компенсировать. Сейчас подорожание угля. После конца отопительного сезона для нас будет около 40 млн, — снова прорвался к микрофону местный глава Юрий Карафелов. — А кредиты даже со ставкой 0,1% вгоняют муниципалитеты в долги. Мы эти деньги по итогам отопительного сезона не соберем».

«Когда всё же решится вопрос с зарплатами сотрудников служб, которые замкнуты на правительство и не вошли в майские указы? Дисбаланс сильный», — вернулся Карафелов к вопросу о зарплатах социальных работников. Виктор Порембский долго и пространно отвечал о том, как вырастут зарплаты категориям, попадающим в указы президента. «По другим — на 4%», — еще раз сказал он. «10 тысяч плюс 4% — это сколько? 10400 рублей? Прожиточный минимум почти», — резюмировали обитателя галерки.

«Давайте комплексно подходить, анализировать ситуацию с жилищно-коммунальным комплексом, — продолжал тем временем министр. — То ли это рост составляющих тарифа, то ли ненормативные потери или плохое хозяйствование на уровне МУПов. Нужно определять меры, чтобы уйти от межтарифной разницы и необходимости субсидировать тот или иной тариф. Вместе с тем, если мы будем закрывать эти потери, нужно понимать, за счет чего — то ли из расходов на содержание местных органов власти, то ли из социальных расходов. Наша позиция — обратить внимание на то, чтобы качество услуг было надлежащего качества».

«А кто должен проверять муниципалитеты? Ну вот вы ставите вопрос, что мы должны лучше работать. Кто должен это контролировать?» — с резкими нотками в голосе поинтересовался глава АМОКО Николай Воищев. «Вы как муниципалитеты! — ответил Порембский. — Да, региональный уровень ответственен за регулирование тарифа. Принципиальная позиция — он должен быть экономически обоснованным. Плата должна соответствовать тем обоснованным расходам, которые несет предприятие. А если этому препятствует плохое железо, оборудование — надо предусматривать расходы на приведение его в надлежащее состояние». Главы на галерке уже практически открыто выражали негодование.

«Что касается МФЦ. 10% услуг муниципальные, а 90% — государственные. Но содержим мы МФЦ 50 на 50», — продолжил Николай Воищев. «Вопрос в том, какие принципы применять, — пытался отбиться министр. — Прежде всего это удобство жителей Калининградской области, того или иного муниципалитета. Мы изначально говорили, что это совместные усилия…» «Поделитесь пошлиной!» — выкрикнула с места Марина Оргеева. В конце концов Порембский согласился обсудить вопрос регулирования их работы: «Давайте в следующем году продолжим дискуссию… Но нужно понимать, откуда эти ресурсы брать. Мы можем добавить дополнительные средства в систему, если добавим налоговый потенциал». Порембский напомнил про промышленные площадки в районе Черняховска и Храброво, которые нужно наконец довести до ума, чтобы в них пришли инвесторы. «Это те меры, которые позволят нам увеличивать финансирование, а не только перераспределять ресурсы», — сказал министр.

«А вот можно про налоговый потенциал сказать? — снова включил микрофон глава Славского района Игорь Руденков. — А вы не обратили внимание, что уже больше 50% предпринимателей позакрывались и работают сами по себе, не платя никаких налогов? А те, кто платит налоги, тех душат до такой степени, что мама не горюй. Я прошу обратить внимание! Иначе дойная корова скоро сдохнет!»

«Кто душит? Что нужно сделать, чтобы не душили? Давайте поконкретнее?» — обиделся Порембский. «Не вы. Налоговая, новые налоги», — ответил Руденков. «Какие новые налоги? Это важная тема! Мы видим другие процессы — когда предприниматели платят работникам официально 6 тысяч рублей или вообще не платят. Когда налоговая нагрузка составляет 1% от оборота. Это говорит о том, что уходят от налогообложения. Да, можно говорить, что высокие взносы в социальные фонды. Но это наш уровень социальной защищенности. И если бы все работали открыто, да, это отражалось бы на стоимости услуг и товаров, но была бы честная конкуренция!» «Виктор Ярославович, сядьте. Ваше присутствие на трибуне провоцирует дополнительные вопросы», — вновь спас министра от разгневанных глав председатель комитета Сергей Юспин.

«А я скажу почему! — не выключал микрофон глава Славского района. — Потому что приравняли по налогам малые предприятия и большие заводы. Поэтому лучше человек пойдет на биржу труда, чем будет получать для себя какую-то копейку. Обратите немножко на это внимание. Иначе все коровы скоро сдохнут!». После этого члены комитета проголосовали за проект бюджета практически единогласно — против был только Михаил Чесалин.

Текст — Оксана Майтакова, фото — Алексей Милованов, Виталий Невар, «Новый Калининград»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.