Директор IT-ассоциации Константин Орлов: «Не считаю, что всех нужно учить программированию»

Константин Орлов.
Все новости по теме: Интернет
Исполнительный директор Калининградской IT-ассоциации (КАЛИТА) Константин Орлов  в интервью «Новому Калининграду.Ru» рассказал о качестве профессионального образования, а также объяснил, зачем Калининграду нужны приезжие айтишники, где и чему можно научиться будущему IT-специалисту.

—  Константин, не так давно на Калининградском экономическом форуме вы заявили, что к нам готовы приехать люди с «качественными мозгами». То есть, получается, что мы должны переманивать к себе тех, кого кто-то где-то вырастил, выучил. А у нас обучить таких специалистов есть возможность?

— У нашей ассоциации три направления деятельности с точки зрения подготовки кадров: первое — подготовка молодых кадров в сотрудничестве с вузами, ссузами (средними специальными учебными заведениями — прим. «Нового Калининграда.Ru») и даже школами, второе — переподготовка персонала IT-компаний и только третье направление — привлечение готовых кадров из других регионов. То есть, мы своих, калининградских айтишников не бросаем, в том числе и потенциальных. В ассоциации ведем активную работу с министерством образования, учебными заведениями, реализовали пилотный проект. У работодателей есть претензии к качеству подготовки выпускников. Компетенция молодых людей такая, какая она есть.

В рамках проекта мы провели несколько «круглых столов», чтобы выяснить, чему и как у нас учат, где разрыв между тем, чему учат и тем, что нужно рынку. Мы выявили эти разрывы, составили список целевых компетенций.

С этого года в вузах и ссузах появилась вариативная часть учебной программы, которую можно адаптировать под нужды рынка. Мы, в свою очередь, посмотрели, какие курсы нужны, кто со стороны бизнеса готов принять участие в практической образовательной деятельности, читать лекции. С осени запускается более масштабный проект по адаптации нашего IT-образования для того, чтобы воспитывать качественных специалистов на месте.

Нужно понять, сколько региону нужно тех, кто может только картридж заменить, сколько — программу установить, сколько — ее администрировать, а сколько смогут ее написать? Именно для того, чтобы это установить, мы и делаем этот проект. Со школы начинаем выделять тех людей, которым интересны ИТ, даем им инструменты. Часто это в виде клубных структур и мероприятий. Например, включение школьников в чемпионаты по программированию роботов. Из тех, кому это интересно, формируются команды, есть преподаватель, который их курирует, школа дает помещения, закупает роботов. То есть, школьники получают практические навыки программирования. Причем некоторые из них занимаются со второго класса. Затем они переходят на другие площадки. Таким образом создается система площадок — обязательное образование в вузах и ссузах и дополнительное, в виде факультативов для тех, кому это интересно.

— Есть образование классическое — школа, колледж, вуз. Есть дополнительное — факультативы, есть ваш проект с министерством образования, есть программы повышения квалификации. То есть, существует система подготовки специалистов с достаточно узкими специфическими навыками, причем в довольно большом количестве. А работа для них есть?

— Самая главная компетенция, которой сейчас не хватает нашим айтишникам — это умение работать в команде. И английский язык. И эти компетенции пригодятся в любом случае, кем бы человек ни работал.

Кроме того, рабочие места есть. Для скептиков приведу несколько примеров. Реальная история: калининградская компания — лидер web-разработки, наняла нескольких программистов на достаточно высокооплачиваемые позиции. И все они не из Калининграда. С одной стороны, это, конечно, хорошо для Калининграда в целом — пришли новые люди с новыми компетенциями. Но за эти места могли бы побороться и наши земляки. 

Еще пример: компания, которая имеет основной сбыт на зарубежных рынках, что, кстати, еще более полезно для экономики региона. Ее руководство откровенно заявляет: «Мы ощущаем острую потребность в кадрах. Готовы платить 100–150 тысяч рублей в месяц и больше». Это нормально, ведь компания, по факту, — игрок глобального рынка в своем сегменте. Но людей с компетенциями глобального уровня — нет!
Поэтому мы хотим через этот проект, а также через Балтартек, научить людей не только решать отдельные задачи, но и работать с идеями, генерировать их. 

У меня нет задачи воспитать толковых исполнителей и только. Я не считаю, что всех нужно учить программированию. Хочется, чтобы потенциальные предприниматели через наши проекты раскрыли в себе предпринимательский талант, чтобы калининградский айтишник был не только тем человеком, который умеет хорошо программировать, но и мог создать IT-бизнес. И чем больше будет таких людей, тем больше будет рабочих мест. Уже сейчас на нашем рынке дефицит профессиональных IT -кадров. Но я еще хочу, чтобы тут создавались новые направления, чтобы Калининград стал точкой IT-стартапов. У нас должны быть собственные Цукерберги (Марк Цукерберг, разработчик и основатель социальной сети Facebook — прим. «Нового Калининграда.Ru») и Биллы Гейтсы (Билл Гейтс, один из создателей компании Microsoft — прим. «Нового Калининграда.Ru»).

shkolnik_komp.jpg— Но для этого нужна хорошая база. Те же учебные заведения. Как с этим у нас обстоят дела?

— Вузы и ссузы сейчас мотивированы не только на процесс, но и на качество образования, на конечный результат. Айтишников готовят на кафедре АСУ в КГТУ, на физико-математическом факультете в БФУ имени Канта, в БГА, в нескольких колледжах. Кстати, одна из калининградских компаний недавно приняла интересное кадровое решение — брать на работу айтишников только после колледжа. База есть, количество умных людей примерно одинаково во все времена, просто им нужно помочь раскрыть свой потенциал.

Кроме того, большинство айтишников очень серьезно занимаются самообразованием. Они и в вузах не ленились, изучали логику, базовые основы, но и сами много занимались. И мы хотим помочь тем, кто хочет учиться дополнительно.

В ходе реализации проекта мы в ассоциации на сегодня выделили тех людей, кто душой болеет за дело — преподавателей, административных работников. Мы получили сеть из таких людей. И уже с сентября начнется работа на следующем этапе, на основе взаимодействия с этими людьми.

Проект сейчас больше заточен на среднее специальное и высшее образование, но хочется, чтобы работа начиналась со школы.

— А чем в этом деле поможет «Балтийский Артек»?

— В этом году при подготовке «Балтартека» был осуществлен ряд нововведений. К руководству программной частью каждой из четырех смен привлекли людей, которые на практике, в своей деятельности, занимаются тем, чему будут учить. То есть, не чиновников, а профессионалов-практиков, готовых делиться опытом. И ко мне, как к исполнительному директору IT-ассоциации, преподавателю, бизнес-тренеру, обратились с просьбой помочь в насыщении программной части второй смены «Профессионалы будущего». Эта смена идет всего четыре дня, рассчитана на людей, которые уже работают, поэтому возрастная планка расширена — до 35 лет. Всего в ней могут принять участие 400 человек.

Эта смена ориентирована на три типа людей: на тех, кто хочет свою карьеру строить как управленец, второй — как предприниматель, третий — как специалист, человек, который хочет зарабатывать деньги за счет своих компетенций. Под эти три типа мы и выработали программу в виде специальных тренингов для каждого: умение собрать команду, работать в команде, тайм-менеджмент, переговоры и много другое, вплоть до специфических. Например, для предпринимателей будет тренинг с представителями двух банков по получению кредита.

В результате должны появиться настоящие, живые проекты, которые будут защищаться. В том числе и перед тем, кто может выделить на них деньги: общественные — перед фондами, которые распределяют гранты, бизнес-проекты — перед банкирами с возможным получением кредита по результату презентации и защиты. Мы ожидаем, что около 10–15 проектов получат финансирование.

Я хочу обратить внимание тех, у кого дети старше 18 лет: это очень интересная среда и атмосфера, в которой можно получить импульс, инструмент для дальнейшей жизни и своего развития. Это интересно и для собственников и руководителей компаний: кадровый резерв тут тоже многое получит для своего развития. «Балтийский Артек» будет полезен и тем, кто еще не определился, чем хочет заниматься. Тут будут различные тренинги, в том числе и по профессиональному самоопределению, мотивации, которые помогут принять решение, сделать выбор.

Текст — Татьяна НОВОЖИЛОВА, фото из архива Константина Орлова и «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости

Государство спонтанных покупок

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, почему нельзя обсуждать наследие ЧМ без Дома Советов.