«Один против всех: бизнесмены ждут омбудсмена-супермена»

Калининградская торгово-промышленная палата. Фото panoramio.com.
Все новости по теме: Бизнес
Калининградская торгово-промышленная палата сообщила о том, что бизнес-сообщество выдвинуло Георгия Дыханова на пост регионального уполномоченного по правам предпринимателей. Оказалось, что имя кандидата — единственная определенность в деле с региональным бизнес-омбудсменом: порядок его назначения, полномочия и обязанности пока до сих пор неясны. Корреспондент «Нового Калининграда.Ru» решил узнать, нужен ли предпринимателям региона бизнес-омбудсмен в принципе, и если нужен, то чего ждать от этого нового чиновника. Оказалось, новый представитель нужен отнюдь не всем, а тем, кому бизнес-омбудсмен все-таки требуется, хотелось бы видеть на этом посту по меньшей мере Бэтмена.

«За» омбудсмена
Большинство из опрошенных корреспондентом «Нового Калининграда.Ru» бизнесменов сошлись во мнении, что отдельный уполномоченный им требуется. «Задумка насчет бизнес-омбудсмена хороша. Ведь сейчас никто не защищает наш бизнес. Вертикаль власти — это хорошо, но вся она ложится нагрузкой на бизнесменов. За воротами кризис и я не исключаю, что налоговые и другие структуры наложат на нас дополнительные обременения. Кто будет защищать наш бизнес?» -сказал гендиректор «ДСВ-Транспорт», член правления КТПП Леонид Степанюк.

Степанюк отметил, что рентабельность бизнеса в «нулевые», по сравнению с «девяностыми» снизилась. «Я думаю, что если бы у нас уровень демократии и прозрачности власти был бы выше, то бизнес-омбудсмен, конечно, не понадобился. Но в нынешней ситуации человек, который бы работал над отстаиванием наших прав, необходим. Я сужу по себе — раньше я был намного больше вовлечен во взаимодействие с властью, сейчас пока сам шум не поднимешь, на тебя никто не обратит внимание», — заявил он.

Согласен с этим мнением и гендиректор ООО «Такт», член Балтийского делового клуба Юрий Федяшов. По его словам, бизнес испытывает серьезное давление со стороны силовых структур. «Посмотрите, у нас 7,5 млн предпринимателей в стране. Каждый третий из них — „привлекался“, то есть находился или находится под следствием. Мы испытываем огромное давление со стороны силовых структур, монополий, различных ГУПов, МУПов. Крупный бизнес, возможно, сам себя защитит — там все поставлено на серьезный уровень. Но малому и среднему бизнесу нужна защита», — отметил Федяшов. По его словам, создание подобного института на региональном уровне — вопрос выживания.

«Против» омбудсмена
Противники введения должности «омбудсмена» не оспаривают тот факт, что бизнесу в регионе живется непросто. Однако, по мнению оппонентов этой затеи, омбудсмен вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию. «Я не понимаю, как омбудсмен может что-то защищать, если он утверждается органами власти. То, что происходит в России — просто смешно. Мы пытаемся создавать какие-то декоративные институты. Я не считаю, что мы чем-то хуже немцев, поляков, литовцев. Появится омбудсмен и что? В духе последнего времени скажет бизнесменам: предприниматели, не давайте взяток. Как он будет защищать наши права? Я понимаю, что все это — попытка сделать хорошую мину при плохой игре. И задача омбудсмена попытаться сделать из старого гаража 5-звездочный отель. А вообще, чтобы помочь нашему бизнесу, власти должны слушать Навального и помогать Роспилу», — сказал бизнесмен-«палаточник» Игорь Каганцев.

Депутат областной Думы, застройщик Рыбной деревни Павел Федоров, который уже не первый год борется за достройку комплекса, уверен, что введение отдельного омбудсмена — затея абсурдная, покуда органы власти могут себе позволить не исполнять закон.

«Есть омбудсмен по правам человека, омбудсмен по правам детей. Омбудсмен по правам предпринимателей, мне кажется, чисто российское изобретение. Какой нам нужен омбудсмен, если Минобороны может не выполнять решение суда? Вот, к примеру, избирком не выполняет решение суда в отношении кандидата Шитикова? Что ж, нам теперь надо ввести обмудсмена по правам политиков или по избирательным делам? Мне кажется, эта должность довольно надуманна. Мы живем в правовом государстве. У нас есть законы, которые должны соблюдаться, есть Счетная палата и прокуратура, которые должны соблюдение законов контролировать. Даже если будет омбудсмен. Что он сделает? Сделает доклад, что права предпринимателей нарушаются?» — заявил Павел Федоров.

Чем заняться омбудсмену?
Каждый из опрошенных, высказавшийся за введение института регионального омбудсмена, по-своему мотивировал необходимость этого института. Для того, чтобы вывести некий общий знаменатель задач нового уполномоченного, мы попросили респондентов назвать три задачи, которые, в идеале, должен решить бизнес-омбудсмен.

«На вопрос о том, нужен ли нам бизнес-омбудсмен отвечаю утвердительно. В качестве аргумена напомню вам ситуацию в конце 2011 года, когда внезапно для Калининградской области был принят 409-ФЗ, который изменял условия работы предприятий переходного периода. Калининград был буквально поставлен на уши. Одной из причин этого стало то, что на федеральном уровне не удосуживаются как минимум предупреждать о готовящихся изменениях, как максимум — согласовывать их. С помощью омбудсмена, в чьи прямые обязанности будет входить мониторинг федерального законодательства на предмет ухудшения условий для бизнеса, мы, возможно, будем предотвращать такие ситуации», — считает Президент Балтийского делового клуба, руководитель ЗАО «Аудит-Сервис» Галина Усенкова.

Мониторинг законодательной базы назвал задачей №1 и Леонид Степанюк. «Второе. Нужно внимательно изучить препоны и барьеры. Нужен самостоятельный мониторинг с участием бизнес-структур, общественных организаций. Нам не нужна та оценка, которую власти дают сами себе. Сейчас вполне законными методами государственные органы вынуждают предпринимателей идти на расходы, создавая тем самым административные барьеры: например, если я хочу сдать в аренду комнату за 10 тыс рублей в месяц, я должен сделать в БТИ план всего этажа за 200 тыс рублей. Вся вертикаль власти построена таким образом, что каждый новый закон позволяет каким-либо образом взымать с нас деньги. Я думаю, отслеживать и мониторить все эти новые барьеры — задача омбудсмена», — заявил он.

Юрий Федяшов считает, что бизнес-омбудсмен должен проконтролировать создание специальных экспертных групп, которые могли бы выдавать оценки реальной ситуации в предпринимательской среде.

«Сейчас предпринимателю просто некуда пожаловаться на притеснения. Допустим, с меня кто-то пытается что-то взять, пока я буду жаловаться, пока они будут расследовать и проверять — я уже обанкрочусь. И это многие бизнесмены чувствуют на своей шкуре. Обратиться за помощью к системе — это значит погибнуть в этой машине. Я всегда считал и буду считать, что виноват берущий, а не дающий. И мне кажется, задача сделать так, чтобы механизм защиты прав предпринимателя несколько упростился. Для госорганов месяцы проверок и разбирательств — нормальная практика, для бизнеса такие сроки простоя равносильны банкротству», — отметил Леонид Степанюк. Федяшов уверен, что при омбудсмене должны быть созданы некие рабочие группы, которые будут взаимодействовать напрямую с силовыми органами и разрешать спорные вопросы.

«Омбудсмен должен вести мониторинг исполнения уже принятых законов. Для того, чтобы эти задачи были выполнимы и омбудсмен мог бы эффективно защищать права предпринимателей, у него должен быть доступ к ресурсу любого уровня — административного, законодательного, исполнительного. Понятно, что у этого человека будет статус чиновника. Главное, чтобы чиновничья составляющая этой должности не взяла верх, и работа не пошла в формальном русле», — отметила Усенкова.

Кто такой региональный омбудсмен?
Понятно, что все вышеперечисленные задачи требуют определенных полномочий. Даже самый полный и подробный мониторинг вряд ли окажется серьезным подспорьем бизнесу, если исследованием не заинтересуется никто, кроме их самих. Так вот со статусом и полномочиями регионального омбудсмена пока полная неясность.

В Калининградской торгово-промышленной палате заявили, что «по поручению президента РФ ведется разработка нормативно-правовой базы, законодательно обеспечивающей деятельность института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Концепция деятельности данного института также предусматривает создание Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации». В пресс-службе КТПП подчеркнули, что решение по назначению так или иначе будет согласовываться с федеральным центром, однако затруднились ответить о сроках назначения регионального уполномоченного.

«Институт уполномоченного по правам предпринимателей только создается. Указом президента был определен статус федерального уполномоченного, теперь речь идет о создании подобных институтов по всей стране. Пока еще только идут консультации по этому вопросу. Законодательной базы для назначения регионального омбудсмена и определения его полномочий еще нет. Наверное, по итогам консультаций либо сам уполномоченный, либо кто-то другой выступит с инициативой о законодательном закреплении этого института на уровне регионов. Сейчас никто не мешает бизнесу выдвигать свои кандидатуры, аккумулировать предложения, объединяться», — заявил глава регионального министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Дмитрий Чемакин.

Сам потенциальный омбудсмен Георгий Дыханов так же затруднился пояснить, каким именно образом он вступит в свои полномочия и какие именно действия предполагает его новая должность. «Порядок утверждения на самом деле до конца неизвестен никому. До сих пор нет положения, которое бы определяло статус регионального омбудсмена», — пожаловался он, не исключив, что его кандидатуре придется пройти утверждение на федеральном уровне.

Комментируя свои будущие задачи Дыханов в общих словах отметил, что будет снижать административные барьеры и препятствовать появлению новых, принимать некие «консультативные меры», помогать рассматривать законодательство с точки зрения условий работы для предпринимателей.

Сам Дыханов видит свою работу в том, чтобы быть посредником между властью и бизнесом. «Чиновникам всегда сложно разговаривать с предпринимателями по отдельности», — отметил он. Впрочем, поднимать перед чиновниками проблемы отдельно взятых бизнесменов Дыханов намерен только в том случае, если ему поступит жалоба от самого предпринимателя. «Должна быть некая здоровая бюрократия», — подчеркнул он, добавив, что особенно важно в деловых спорах «отличать законные требования <предпринимателей> от незаконных».

Кандидат в омбудсмены отметил, что в своей работе уполномоченный будет «очень тесно взаимодействовать с прокуратурой», а в силовой структуре будет выделен отдельный человек, в обязанности которого будет входить связь с омбудсменом. Во сколько обойдутся налогоплательщикам новые должности и насколько действенной окажется «здоровая бюрократия» от омбудсмена — не сообщается.

Текст — Ирина САТТАРОВА. 

Комментарии к новости

Государство спонтанных покупок

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, почему нельзя обсуждать наследие ЧМ без Дома Советов.