Технократы против Щербакова: почему правительство уводит BMW на свою площадку

Фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru»
Все новости по теме: Автопром

Сегодня газета «Ведомости» сообщила со ссылкой на губернатора Антона Алиханова, что на данный момент в качестве основного места размещения завода BMW, начало строительство которого анонсируется уже не первый год, рассматривается не площадка «Автотора» на северо-западе Калининграда, а правительственный технопарк в «Храброво». Кроме того, Алиханов полагает, что BMW будет реализовывать проект самостоятельно. Ранее планировалось, что проект будет реализован в партнерстве с «Автотором», где автомобили немецкой марки собираются с 1999 года.

В «Автоторе» заявляют, что не могут комментировать заявления региональных властей, и уверяют, что продолжают вести переговоры о совместном строительстве завода на своей площадке.

Это первое публичное проявление скрытого конфликта по поводу строительства завода между правительством Антона Алиханова и фактически крупнейшей компанией региона, основанной бывшим заместителем председателя правительства СССР Владимиром Щербаковым.

Суть конфликта

Команда Владимира Щербакова очень давно анонсирует строительство завода BMW полного цикла, но серьезных действий по реализации задуманного практически не предпринято — соглашения о строительстве нет. Автомобили собираются в режиме крупноузловой или, как ее также называют, «отверточной» сборки, не требующей таких технологий, как сварка и окраска кузова, на которой настаивают чиновники.

«Автотор» является основным бенефициаром закона об ОЭЗ в Калининградской области. В 2016 году, когда таможенные пошлины стали рефинансироваться через калининградский бюджет, «Автотор» получил порядка 80% всех федеральных субсидий по «проблеме-2016». Тогда это составляло порядка 22 млрд руб. В 2017 году, по оценкам источников «Нового Калининграда» в областном правительстве, калининградский автопром, который практически полностью представлен «Автотором», получил порядка 40 млрд руб. субсидий.

С 1 января 2017 года вступили в силу поправки в закон об ОЭЗ, которые гарантируют перечисление субсидий до 2031 года. Пакет поправок, в который входила данная норма, в Госдуме от лица Правительства РФ представлял замминистра экономического развития Савва Шипов — сын вице-президента «Автотора».

Таким образом, «Автотор» смог гарантировать BMW доступ на российский рынок (по сути, без уплаты таможенных пошлин, которым облагается прямой импорт) и без строительства завода. Вероятно, это и является основной причиной постоянного откладывания начала реализации ранее анонсированного проекта.

Власти же недовольны затягиванием проекта, потому что «Автотор» получил от города 970 га на северо-западе Калининграда за символические 21,6 млн руб. Затем автопроизводитель передал треть участка областному правительству в обмен на строительство инфраструктуры к земельному массиву за счет областного бюджета.

На данный момент, согласно сайту госзакупок, региональные власти уже потратили на строительство дорог, ливневой канализации порядка 2,5 млрд руб. Заключенные контракты предполагают освоение в общей сложности 3 млрд руб.

Проблемы технократов

Ранее областное правительство активно вкладывало средства помимо площадки «Автотора» в два своих индустриальных парка — «Храброво» и «Черняховск». В 2016-м и первой половине 2017 года правительство Антона Алиханова возлагало больше надежд на «Черняховск». Но затем стало ясно, два «якорных» проекта, анонсированных ранее региональными властями — Arc и Kronospan, — с высокой долей вероятности не запустятся. Таким образом, площадка фактически потеряла потенциальные «якори» и работы на ней решили притормозить.

Акцент перешел на площадку в «Храброво», которая ближе к Калининграду и находится в муниципалитете областного аэропорта. Однако и туда Алиханову не удалось привлечь крупных инвесторов. Несколько заявленных Корпорацией развития области инвестиционных проектов, согласно отчету о работе корпорации в четвертом квартале 2017 года, находятся на предынвестиционной стадии: земельные отношения с потенциальными инвесторами не урегулированы, реальные строительные работы не начались.

Попытка правительства Алиханова сделать завод BMW своим проектом может быть мотивирована тем, что за время нахождения губернатора у власти так и не запустилось ни одного его проекта, рассуждает человек, близкий к «Автотору». При этом продолжаются масштабные бюджетные инвестиции в индустриальные площадки.

Собеседник, близкий к региональному правительству, парирует: «Автотор» сам виноват, по сути, приостановив работы на своей площадке. Якобы BMW, испытывая давление чиновников Минпромторга и регионального правительства, само начало искать альтернативные точки размещения завода, устав ждать движения по проекту от компании Щербакова, говорит собеседник «Нового Калининграда».

Ранее возможность заключения специального инвестконтракта для строительства завода прорабатывал именно «Автотор». Сегодня стало известно, что в Минпромторг поступила заявка уже непосредственно от BMW.

Официально «Автотор» воздерживается от комментариев относительно заявления Алиханова по поводу того, что его площадка не рассматривается как приоритетная, и «Автотор», вероятно, как компания в проекте строительства завода участвовать не будет. Представитель компании Сергей Луговой сообщил «Новому Калининграду», что не видит инфраструктурных ограничений для реализации проекта на площадке в Калининграде. «Есть проект энергосистемы, линий. Этот проект разрабатывается, и мы от него не отказываемся. Мы по нему работаем в соответствии с тем проектным решением, которое у нас было», — говорит Луговой.

На данный момент сборка автомобилей BMW составляет около четверти производственной программы «Автотора» (20–25% от количества выпущенных автомобилей). Переход этой сборки немецкой марки на собственный завод в Храброво так комментируют на «Автоторе»: «Мы не рассматриваем такие вещи, потому что мы продолжаем работать с BMW. Продолжаются переговоры и все процессы, но мы их никогда не комментируем».

В калининградской компании уверены, что существование автокластера на северо-западе Калининграда можно рассматривать «без кого угодно». «Нет смысла рассматривать существование кластера, производственной инфраструктуры без какой-либо компании или с какой-либо компанией», — отмечает Луговой.

В пресс-службе областного правительства не смогли оперативно предоставить комментарий по ситуации с планами переноса предполагаемого места размещения завода BMW.


Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.