«Газпром» считает, что для Калининградской области более рационально и экономически обоснованно получать газ через существующий сухопутный газопровод, который идет по территории Белоруссии и Литвы. Строительство ответвления от морского трубопровода «Северного потока» приведет к повышению цены на газ, сообщили руководители ОАО «Газпром» на встрече с редакторами региональных СМИ в честь 20-летия предприятия. А вот внедрение газомоторного топлива поможет многим крупным потребителям существенно сэкономить на расходах, особенно если будут подключены административные рычаги.
В любой момент
ОАО «Газпром» еще в 2006 году прорабатывал все возможные варианты обеспечения газом Калининградской области, отметил заместитель председателя правления компании Валерий Голубев. «Рассматривались и возможность использования морской части
„Северного потока“, и расширение газопровода через Белоруссию и Литву и строительство терминала регазификации, — пояснил он. — Был принят был наиболее экономичный и реальный в тот период имеющийся в нашем распоряжении вариант — расширение сухопутного трубопровода через Литву и Белоруссию, что и было сделано».
Сегодня построена дополнительная компрессорная станция на территории Литвы, расширены магистральные участки, поэтому на территорию Калининградской области газовый монополист может поставлять 2,5 млрд кубических метров газа в год. «Планы поставок в регион на 2013 год составляют 2,55 млрд», — добавил Голубев. По его словам, на сегодняшний день у «Газпрома» не используются еще примерно 20% мощностей по сравнению с тем спросом, который имеется в регионе.
Перспективы развития региона требуют новых решений для обеспечения энергетической безопасности региона. «По разным путям эта работа идет, — заметил Голубев. — С одной стороны, строится Балтийская атомная электростанция. А „Газпром“ принимал участие в строительстве второго блока ТЭЦ-2, которая вырабатывает 70% электроэнергии региона —
значительно больше, чем в регионе сегодня потребляется». Одна из задач — бесперебойное обеспечение области газом. Для этого продолжается строительство подземного газохранилища, которое будет вводится поэтапно. По словам зампредседателя правления «Газпрома», в хранилище запасы газа
должны составлять 10% от годового потребления — 260 млн кубометров газа.
Но в течение первого полугодия «Газпром» должен принять технические решения по использованию 3 и 4 нитки «Северного потока». «Почему не был использован тот „Северный поток“, который уже реализован? — задал вопрос Голубев и сам на него ответил. — Структура наших взаимоотношений с немецкими партнерами, банками, которые кредитовали проект, предусматривала совершенно однозначные условия». Он сказал, что немецкие партнеры сначала выкупили все 55 млрд куб. м газа, после чего был построен «Северный поток» для доставки этого объема в Германию. «Должен быть потребитель, чтобы разрабатывать планы по развитию сетей», — объяснил Валерий Голубев схему строительства газопроводов. — Сейчас, когда стоит вопрос о расширении и продлении этого газопровода не только в Германию, но и дальше, в Голландию и Великобританию, можно предусмотреть и ответвление на Калининград».
«Технически это не представляет никаких проблем, это только вопрос
экономической целесообразности, — уверен Голубев. — Нужно понимать, сколько будет стоить газ для Калининградской области при реализации такого крупного инвестиционного проекта». Он указал, что в России существует зонирование в зависимости от долготы и поэтому стоимость транспортировки газа от места добычи до потребителя закладывается в цену. «Поэтому цена для потребителя в Калининградской области несколько выше, — пояснил он. — Ваш губернатор сравнивает: „А вот в Смоленской области газ дешевле!“. Конечно, дешевле! После Смоленска еще идет Белоруссия, а потом Литва, которая доставляет немало проблем». Государство, регулируя тарифы, устанавливает цены, которые значительно ниже себестоимости транспортировки газа в Калининградскую область, и так будет и впредь, отметил Голубев, «и тем не менее, определенная экономичность в таких проектах должна быть предусмотрена», подчеркнул он.
Более перспективный вариант, простой и быстрый, — установка
терминала регазификации, где сжиженный природный газ, доставляемый в порты Калининградской области морскими танкерами, будет преобразовываться обратно в газообразное состояние. Но для реализации этого проекта в области должно быть достаточное количество потребителей. «Строить небольшой проект невыгодно, — пояснил Голубев. — Если мы увидим, что потребление на территории Калининградской области удваивается, как это сегодня декларируется или, по крайней мере, предусматривается программой социально- экономического развития области до 2020 года, то, очевидно, установку на 1–1,5 млрд кубометров будет рентабельно устанавливать. Мы ситуацию полностью видим, контролируем, и решить ее в случае необходимости для „Газпрома“ труда не составляет», — подчеркнул он.
Административные рычаги
В России, как считают в концерне, необходимо продвигать газомоторное топливо. У него масса преимуществ, уверен Валерий Голубев. «По экологическим характеристикам оно лучше даже, чем Евро-5, — подчеркнул он. — И по экономике лучше. Бензин в России дороже, чем в США, газ в России дешевле и будет дешевле всегда». Но для успешного продвижения этого вида топлива необходимо создать инфраструктуру, в первую очередь, сеть газозаправочных станций. Нужны и машины, работающие на газу. «Мы ставим задачу по переводу крупных потребителей на газ: дальние перевозки, сельское хозяйство, коммунальные службы, — пояснил Валерий Голубев. — Этого можно легко добиться административными методами». Помочь потенциальному потребителю в переходе на заправку газом могут специальные кредиты на переоборудование его техники и меры, предпринимаемые руководством регионов. А «Газпром», взяв на себя обязательство быть пионером на газомоторно-топливном пути, уже создал специальное предприятие — ООО «Газпром газомоторное топливо».
Кроме того, газовый монополист выполняет и требование правительства России о более рациональном использовании добытого газа. Сейчас идеальные, почти чистые запасы газа практически выбраны, поэтому добыча идет с большей глубины, а добываемый газ имеет сложный состав. Часть добытого должна быть переработана, например, в полимеры, так как сжигать «ненужное», в том числе и попутный газ на нефтяных месторождениях, сейчас накладно из-за штрафных санкций. «Но сегодня потребность России в полимерах, получаемых из газового сырья, полностью покрыта, — обозначил проблему Валерий Голубев. — Нужно искать рынки сбыта».
Газпром не видит пока никакой угрозы со стороны «
сланцевой революции», сообщил член правления концерна Всеволод Черепанов. Сланцевый газ имеет большое значение на рынке США, так как там он добывается давно и в больших объемах — более 10 млрд куб. метров в год. «Больше нигде на рынке его нет», — заметил Черепанов. В европейских странах у «Газпрома» из-за сланцевого газа проблем нет. И на рынках АТР тоже, так как пока только обговариваются возможности поставок сюда сжиженного сланцевого газа. «Весь наш газ востребован, — подчеркнул он. — Даже тот, который только планируется добывать». Пока «Газпром» сланцевый газ не добывает, но в дальнейшем, если возникнет необходимость, будет добывать. «Сейчас бессмысленно заниматься сложными, экономически неоправданными проектами, когда у нас под рукой в традиционных районах газа много, — считает он. — И его нужно осваивать». В России имеется более 360 трлн куб. метров газа, сланцевого — около 130 трлн. Поэтому, как считает Черепанов, скорее вероятно, что Россия будет когда-нибудь поставлять газ в США, чем наоборот.
В целом, судя по докладам руководства ОАО «Газпрома», наиболее интересные направления работы у газового гиганта просматриваются на восточном направлении. Именно там, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, находятся потребители, которым «Газпром» с удовольствием продаст российский газ. Многое в этом направлении уже сделано, еще больше запланировано. Российский же потребитель, со своими 79 млрд рублями долга перед газовым монополистом, не так интересен с экономической точки зрения, но отказываться от него социально-ответственная компания, каковой считает себя «Газпром», не будет.
Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»