«Чем не демократия?»: что изменится в системе госзакупок с 2014 года

Илья Шуманов. Фото из архива автора
Все новости по теме: Госзакупки
В понедельник президент Владимир Путин подписал закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который с 1 января 2014 года сменит печально известный 94-ФЗ «О госзакупках». По просьбе «Нового Калининграда.Ru» руководитель региональной приемной «Трансперенси Интернешнл-Россия» Илья Шуманов попробовал разобраться в том, чем новая система будет отличаться от старой.

Товарищи! Переход на федеральную контрактную систему, о необходимости которой все время говорили, свершился. Президент поставил подпись под документом с гордым заголовком «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». И сразу же всё изменилось! На небе появилась разноцветная радуга, а изможденные бессилием коррупционеры уронили слезу-другую на нетленный томик Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Следом тоскливо заголосили директора фирм-однодневок, опускавшие цены на государственные контракты в пять, в десять, в сто раз. Тут же со злости затопали дружно ногами официальные дилеры автосалонов и чиновники, не успели заключить сделки на поставки автомобилей бизнес-класса во времена действия старого доброго 94-го закона «О государственных закупках»... На самом деле — нет!

О причинах принятия закона
Закон подписан сейчас, но вступит в силу лишь в январе 2014 года. В силу ряда обстоятельств «старый» закон был сфокусирован на приобретении для государственных муниципальных нужд товаров, оказания услуг по минимальной цене. В итоге получалось, что сэкономленные бюджеты на строительстве дома для ветеранов, например, в Новгороде, не шли ни в какое сравнение с бюджетами, которые потребуются для восстановления отвалившихся балконов в только что сданном в эксплуатацию доме.
Новый закон имеет много приниципиальных отличий от старого. Достаточно и положительных новаций.

Кто подпадает под действие закона?
Новый закон расспространяет своё действие не только на государственных (муниципальных) заказчиков и их бюджетные учреждения, но и, в ряде случаев, на автономные учреждения и унитарные предприятия, чего раньше не было. А иногда и на иные юридические лица, когда речь идет о инвестициях из бюджета любого уровня.

Единая информационная база
Достаточно серьезное внимание законодатель уделил информационному обеспечению системы государственных закупок, благодаря этой новации в тексте закона появляется понятие Единой информационной системы в сфере закупок. В рамках указанной системы аккумулируется большой блок данных, содержащих информацию о нормативно-правовом обеспечении проведения закупок, их планах, библиотеках типовых контрактов, реестров жалоб, банковских гарантий, контрактов и недобросовестных поставщиков и многое другое. 
Следующим новшеством, правда, не касающимся только конкурсов, является возможность подачи участником торгов заявки в электронной форме.

Централизация закупок
К слову, тенденция централизации и формирования единого подхода не только в вопросах информационного обеспечения наблюдается по всему тексту закона. 
Централизация закупок органами власти может происходить как за счет расширения дополнительных функций по контролю и планированию уполномоченных органов, так и через ведомственную централизацию, когда на базе ведомственного органа или казенного учреждения формируется единый «центр» по всем отраслевым закупкам. Также законодатель позволяет делегировать полномочия по муниципальным закупкам на вышестоящий региональный уровень путем подписания соглашения между субъектом РФ и муниципальным образованием.

Обоснование закупок
Важным, если не одним из ключевых, в новом законе, является положение о обосновании проводимой закупки. Исходя из указанной нормы, заказчику требуется уже на стадии формирования плана закупок обосновать необходимость конкретного товара, услуги, начальной или минимальной цены контракта и даже способ определения поставщика. При подобном подходе, к примеру, детскому дому или больнице для слабовидящих будет крайне трудно обосновать приобретение полноприводного BMW Х7 черного цвета с кожаным салоном в комплектации «люкс».

Контроль со стороны общественности
Горячие споры в процессе обсуждения закона касались возможностей общественного контроля над государственными и муниципальными закупками. Согласитесь, что государственным мужам гораздо проще проводить закупки на бюджетные деньги без пристального внимания организаций вроде «Роспила» Алексея Навального, которые мониторят просторы сайтов государственных закупок на предмет нарушений и бесчинств органов власти. 
Дошло до того, что в процессе внесения поправок в один момент даже обсуждался вопрос о том, чтобы ведомства, закупающие товары для бюджетных нужд, были обязаны отвечать на запросы по поводу госзакупок, поступившие только от официальных лиц. В итоге бюрократический аппарат отступил назад на один шаг, позволив гражаданам и общественным организациям, создавать специальные общественные объединения для контроля над государственными контрактами.

Общественное обсуждение
Нельзя обойти вниманием закреплённую за органами власти обязанность проводить общественные обсуждения госзакупок. Порядок общественного обсуждения и его случаи будут утверждены дополнительным нормативным правовым актом Правительства РФ.
В свою очередь региональные и муниципальные власти могут принимать дополнения и устанавливать собственные механизмы и случаи общесвтенного обсуждения госзакупок. 
Однако на переходный период 2014-2015 годы законодатель закрепляет необходимость проведения общественного обсуждения исключительно в случаях, когда начальная (минимальная) цена контракта превышает один миллиард рублей. Чем не демократия?

Новые формы закупок
Что касается самой формы проведения торгов, то тут участников также ждут новшества: помимо имевшихся в 94-ФЗ конкурса, запроса котировок и аукциона закреплены и другие формы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытые способы определения поставщиков, и, кроме этого, заключение контракта с единственным поставщиком. Впервые закон в сфере закупок начинает регулировать отношения, связанные с приобретением или арендой недвижимого имущества. Эта категория закупок до сих пор регулировалась альтерантивными нормами законодательства.

Антикоррупционные новации
Важной вехой на антикоррупционной ниве станет обязанность победителя торгов раскрыть конечных исполнителей контракта, то есть всю цепь подрядчиков и субподрядчиков. Кроме того, возможность увеличить цену контракта в процессе его исполнения также отсутствует. Напомню, что подобная практика увеличения в разы сметной стоимости объектов была распространена в Сочи в рамках строительства сооружений для проведения зимних Олимпийских игр в 2014 году, да и печально известный спорткомплекс «Янтарный» в Калининграде тоже изрядно «подрос» в смысле стоимости за время строительства.

Защита национального производителя
Стоит обратить внимание на то, что теперь Правительство РФ наделяется полномочиями устанавления ограничения допуска иностранных товаров при проведении государственных и муниципальных закупок. Безусловно, данная мера является протекционистской и призвана поддержать отечественных производителей. Ранее подобная норма применялась исключительно к закупкам товаров в целях обеспечения обороны и безопасности государства.

Ответственность
В реестр недобросовестных поставщиков, с вступением в силу закона, будут включаться не только юридические лица, нарушившие правила закона, но и участники (учередители) и члены коллегиальных исполнительных органов юридических лиц. Данная норма при неправильном применении может стать дамокловым мечом, занесенным над лицом, даже формально не участвующим в процедуре проведения торгов.

Одностороннее расторжение контрактов
Стоит упомянуть о том, что после перехода на ФКС контракт между государственным заказчиком и поставщиком можно будет расторгнуть в одностороннем порядке. Это, в теории, позволит заказчикам более оперативно реагировать на неисполнение нерадивыми подрядчиками своих обязательств без длительных судебных процедур, но и, конечно, породит целый рынок новых коррупционных механизмов. Поскольку угроза расторжения контракта, скажем, при выявлении формальных нарушений заказчиком у подрядчика, может быть чревата последнему моментальным расторжением многомиллионного договора.

В заключение
Подводя итог, необходимо заметить, что принятый закон дает лишь нормативную базу для правоприменителей, а основная работа по регулированию системы госзакупок будет продолжена, поскольку в обеспечение данного закона требуется принять еще добрых полсотни подзаконных нормативных актов.
Если представить закон о контрактной системе как правильно сбалансированные весы, то на одной чаше весов должны находиться меры по быстрому и эффективному принятию решений, а на другой чаше весов — меры, обеспечивающие надлежащий контроль над проведением закупок. 
В том случае, если на одной чаше весов окажется хотя бы небольшой перевес, то хрупкий баланс между чашами будет нарушен, и весы превратятся в тыкву. Ну или крысу — как вам будет угодно.

Текст — Илья ШУМАНОВ, фото — из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.