Реально ли из рапса получить дизельное биотопливо?

На недавнем рассмотрении правительством России вопросов социально-экономического развития Калининградской области министр сельского хозяйства Алексей Гордеев предложил реализовать на территории нашего региона пилотный проект по производству биотоплива. Проект, рассчитанный в первую очередь на производство дизельного топлива из рапса, по его мнению, отчасти будет способствовать решению энергетических проблем региона, но в целом должен ориентироваться на европейский спрос.


Все выше цены на горючее

- Это самый быстрорастущий сектор в Европе, - отметил Гордеев, добавив, что спрос на биодизельное топливо ежегодно увеличивается процентов на двадцать.

И хотя глава Минпромэнерго Виктор Христенко высказался в том духе, что строительство завода в Калининградской области всех ее проблем с топливом не решит, идея идти в ногу со временем, приближающим топливный коллапс, видимо, пришлась по душе членам правительства. Тем более что мировые цены на нефть весьма неустойчивы, а стоимость топлива неуклонно растет. И, по прогнозам экспертов, к концу этого года цены на бензин могут вырасти на 10-20 процентов, достигнув отметки 1 доллар США за литр Аи-92.

Связано это, как считают специалисты, в значительной степени с тем, что автомобилей в России становится все больше. А Калининградская область, опережая по числу «легковушек» на тысячу населения даже Москву, по всей России уступает по этому показателю лишь Сахалину.

Машин по всей стране становится все больше, цены на горючее – все выше. Глава компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов уже несколько раз успел сказать о том, что через пару лет Россия будет вынуждена закупать бензин в других странах. А в адрес российских чиновников, размышляющих о необходимости создания заводов по производству альтернативного топлива (о своем желании заниматься этим в РФ уже заявили около 20 компаний), в последнее время участились упреки: сколько можно думать-то?

Возможно, такие мысли витали в умах российских министров, когда они размышляли на прошлой неделе над предложением своего коллеги Гордеева, хорошо осведомленного и об успехах калининградцев в выращивании рапса, и о проблемах с его переработкой, а также экспортом этой масличной культуры. Так или иначе, но в протокольном решении заседания правительства РФ от 18 января отдельным пунктом записано: Минсельхозу (А.В. Гордееву), Минпромэнерго (В.Б. Христенко), Минэкономразвития (Г.О. Грефу) с участием правительства Калининградской области «рассмотреть поднятый на заседании вопрос о создании производства биотоплива в Калининградской области».


Первыми уже не быть калининградцам

Автора этих строк рассматривать такой вопрос никто не просил и вряд ли попросит, но, тем не менее, попробую внести свою лепту. Тем более что речь идет об очередном потенциальном «пилотном проекте».

«Пилотным», к слову, его можно назвать с большой натяжкой. Буквально на днях в рамках проходившей в Германии агровыставки «Зеленая неделя» делегация Волгоградской области, судя по сообщениям центральной прессы, посетила один из крупнейших в Европе заводов по производству биотоплива, что находится в Магдебурге. На предприятии перерабатывается 450 тонн рапса в сутки, в результате технологического процесса там получают 300 литров биодизеля.

Это альтернативное топливо есть в продаже на многих немецких автозаправках. И компания «Westfalia Separator AG», оснастившая магдебургский завод, уже предложила инвестировать до 70% стоимости строительства аналогичного предприятия в Волгоградской области. Строительство завода с мощностью переработки около 160 тысяч тонн ежегодно рассчитано на 1,5 года. Примерно через месяц специалисты компании приедут в Волгоград для обсуждения конкретных деталей будущего контракта.

Так что первыми, похоже, калининградцам не быть. Ведь кроме волгоградцев возможностью выпускать биотопливо из рапса заинтересовались и в Нижнем Новгороде, и в Подмосковье. С другой стороны, ничто вроде бы не мешает и калининградцам «присоседиться».

На взгляд дилетанта в этой сфере, все условия у нас есть. Площади, занятые рапсом, за последние три года на территории области выросли втрое. Средняя урожайность – самая высокая в стране, чуть ли не в два раза выше, чем по России. Примерно пятая часть всего российского рапса – наша. Есть возможность и больше засеивать, и больше выращивать. Да тормозят проблемы с его экспортом.

В то же время спрос в Европе на биотопливо увеличивается. Так, Еврокомиссия намерена к 2020 году удвоить долю биодизеля в структуре потребления бензина на территории стран ЕС и довести ее до 10%. А уже к 2010-му – до 5,75%. В настоящее время доля биотоплива в структуре потребления бензина и дизеля около 1%.

Открываются новые мощности по производству биотоплива в Польше, которая вместе с Германией и Францией входит в тройку основных производителей рапса в ЕС. В сезоне 2007/2008, как ожидается, урожай рапса в странах ЕС составит около 18 млн тонн (в 2006/2007-м – 15,9 млн тонн). Увеличение производства этой масличной культуры вызвано, прежде всего, ростом биодизельной промышленности и стремлением тем самым сократить выбросы газов, вызывающих парниковый эффект.

На Украине смекнули, что спрос на дизельное биотопливо будет только повышаться. И в конце прошлого года Киев утвердил программу развития его производства до 2010 года. Согласно этой программе валовой сбор семян рапса там должен возрасти с 2,17 млн тонн в 2007 году до 7,5 млн тонн в 2010-м.

Предусматривается и строительство не менее 20 заводов по переработке украинского рапса – производительностью от 5 до 100 тысяч тонн.


Слишком много нюансов

В России, где тон задавали калининградцы, в прошлом году было произведено около 303 тысяч тонн рапса. Но уже в ближайшие годы, как ожидается, его объем превысит рубеж в 1 млн тонн. Опять же – чтобы выпускать альтернативное топливо. Что, спрашивается, тут думать? Надо, пока не поздно, налаживать производство биотоплива в Калининградской области. Но это, повторюсь, с точки зрения дилетанта.

Генеральный директор ЗАО «Калининград Экспорт-Импорт» Сергей Семенов, который, кстати, также на днях вернулся с немецкой агровыставки «Зеленая неделя», в нашей области считается одним из главных специалистов по рапсу.

- Приличный завод должен перерабатывать около 100 тысяч тонн рапса, - говорит он. – А у нас максимально высокий показатель был достигнут в 2005 году - – 53 тысячи тонн. В прошлом – около 43 тысяч прошло по экспорту.

Идея, выдвинутая Гордеевым, по словам Сергея Юрьевича, не нова. Как минимум, три московских компании уже изучают возможность производства биотоплива из рапса в нашем крае.

- А у нас даже на один завод семян рапса не хватит, - продолжает Семенов.

Несмотря на высокую урожайность, указывает он, у нас выше себестоимость выращивания рапса, чем в других регионах страны. А о той поддержке, что оказывается его производителям в соседней Польше и других странах ЕС, калининградцы и мечтать не могут.

Завозить семяна рапса для стабильной работы завода по производству биотоплива, как он полагает, нереально. Во-первых, постоянно возникают трудности с транзитом, с пересечением границ. Во-вторых, откуда, собственно, везти? Рапс везде востребован. В общем, для нас привозное сырье чуть ли не бриллиантовым по цене окажется.

Если подходить к вопросу производства биотоплива в нашей области серьезно, то, на взгляд Сергею Юрьевича, следует просчитать экономическую составляющую. И исходить из того, что такой завод должен работать на местном сырье. В этом случае требуется создать условия для увеличения выращивания рапса.

Кроме задачи завоза новых сортов, надо решить и еще одну – с техническим перевооружением хозяйств, занимающихся у нас рапсом. И еще – с кредитованием и субсидированием. Через нацпроект в сфере агропрома или еще какие-нибудь рычаги. Надо решить и то, что делать со жмыхом после того, как рапс станут отжимать на масло.

Если учесть все нюансы, то, по мнению профессионала, производство биотоплива в нашей области можно наладить. А спрос – он и сейчас имеется, и будет возрастать.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.