Самолеты нашли дырку в границе

Вчера ряд информационных агентств сообщили, что авиакомпания "Калининградавиа" намерена взять в лизинг 19 самолетов Boeing-737-300. Эти машины компания планирует использовать для реализации грандиозного проекта - строительства "воздушного моста" между Россией и крупнейшими городами Европы, причем Калининграду в этом проекте отводится роль узлового пересадочного пункта. Реализация этого проекта сейчас зависит от позиции ГТК РФ - вопрос о пошлинах на самолеты, ввозимые в Калининградскую область, детально не прописан в действующем законодательстве.

Среднемагистральные 140-местные Boeing-737-300, которые собирается приобрести "Калининградавиа", выпущены в начале 1990-х годов. Генеральный директор авиакомпании Валерий Михайлов сообщил, что "переговоры о поставке этих самолетов по лизинговой схеме ведутся с рядом европейских авиакомпаний". Рыночная цена такого лайнера составляет $18 млн, а ежемесячный платеж за каждый самолет, по словам исполнительного директора компании Леонида Ицкова, может составлять $150 тыс. Для реализации лизинговой схемы будут привлечены кредитные ресурсы "ряда крупных московских банков", а первая партия из четырех Boeing-737 может поступить в Калининград уже летом. На переквалификацию своего персонала "Калининградавиа" намерено потратить не менее $400 тыс. - 20 российских летчиков пройдут переобучение в США и Великобритании.

По словам господина Ицкова, первые самолеты будут летать из Калининграда в Москву, в Санкт-Петербург и другие города северо-запада РФ. Следующая партия лайнеров, которая поступит в Калининград не ранее 2005 года, будет эксплуатироваться на международных маршрутах.

Фактическим владельцем контрольного пакета акций АО "Калининградавиа" являются компании, аффилированные с АО "Московское речное пароходство" (МРП), которому также принадлежит блокирующий пакет акций АО "Аэропорт "Толмачево"". Гендиректор МРП Роман Троценко отказался комментировать высказывания Валерия Михайлова. Источник Ъ в МРП сообщил, что акционеры компании знают о проекте, но "в этом вопросе менеджмент очень самостоятелен". По словам собеседника Ъ, ""Калининградавиа" - уникальная компания, которая зарегистрирована в свободной экономической зоне и имеет формальное разрешение на освобождение от таможенных платежей на ввозимые транспортные средства".

Как сообщили Ъ в ГТК России, в таможенное ведомство поступал официальный запрос от "Калининградавиа" с просьбой разъяснить порядок уплаты таможенных платежей в случае, если самолеты приобретены калининградским предприятием, которое подпадает под действие закона о свободной экономической зоне, и эксплуатируются на территории России. Юристы "Калининградавиа" настаивают на том, что Boeing-737, совершая полет в Россию, будут пролетать над территорией иностранного государства (Литвы) и, согласно Воздушному кодексу, "совершать международный рейс". Поэтому авиакомпания по закону о свободной экономической зоне освобождается от уплаты таможенных пошлин. В ГТК пока считают иначе: согласно Таможенному кодексу, если лайнер эксплуатируется на территории России, его владельцы обязаны заплатить пошлины. Впрочем, официального решения по поводу этих самолетов в ГТК еще нет. "Пусть сначала "Калининградавиа" их привезет, а дальше мы будем думать" - заявил Ъ представитель ГТК.

Руководитель лицензионного управления Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Станислав Овчаренко сообщил Ъ, что в его ведомство не поступало официальных запросов от калининградской авиакомпании относительно эксплуатации иностранной авиатехники. "Им сначала надо решить проблему реконструкции аэровокзального комплекса и только после этого выходить с инициативами в Минтранс", - заявил господин Овчаренко.

Однако Леонид Ицков утверждает, что вопросом закупки и эксплуатации иностранной техники "его команда занимается очень давно. "Наш проект подготовлен с привлечением экспертов, юристов и других специалистов, которые пришли к выводу, что он полностью законен и реализуем", - заявил господин Ицков. - "Мы получим все необходимые согласования и разрешения после того, как заключим сделку о приобретении самолетов".
Источник: АвиаПорт.Ру

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.