«Ведомости»: Калининградскую область можно развивать без денег

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»
Эксперты экономического совета при президенте предлагают сформировать в Калининградской области более открытый экономический режим, чем на остальной территории России. Соответствующее письмо с комплексом мер по развитию региона за подписью ректора Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Владимира Мау направлено помощнику президента Эльвире Набиуллиной, пишут в среду «Ведомости», в распоряжении которых имеется текст документа.

Газета напоминает, что в марте Правительство РФ утвердило госпрограмму развития региона до 2020 года с объемом госрасходов в сумме 446 млрд руб., хотя денег в бюджете выделено в 23 раза меньше — всего 19 млрд, которые предусмотрены Федеральной целевой программой. По данным «Ведомостей», дефицит бюджета по калининградской программе больше, чем по госпрограмме развития Дальнего Востока, — требуется в 14 раз больше, чем может дать бюджет.

«Эксперты рассчитывают, что программа поможет изменить структуру ВРП Калининградской области. Но чтобы развивать регионы, не всегда нужны деньги, следует из предложений экспертов: они касаются в основном улучшения регулирования, но увеличивают ВРП», — пишет издание.

По мнению Владимира Мау, акцент нужно делать не на дополнительном финансировании и не на налоговых льготах, а на институциональных мерах. «Пока экономическая политика в основном сводится к вопросу „Сколько дать денег?“, но без регуляторных мер расходы эффекта не дадут», — считает Мау.

Завлабораторией Института Гайдара Владимир Назаров считает, что в Калининграде благодаря специфике региона проще применить эти инструменты. Одна из основных мер — улучшение таможенных процедур. Эксперты предлагают отказаться от двойного таможенного контроля транзитных товаров, когда они ввозятся в Калининградскую область. Также, по их мнению, в ускоренном порядке нужно применять меры из «дорожной карты» по улучшению таможенных процедур. Авторы письма полагают, что если наладить работу таможни, ВРП области мог бы дополнительно расти на 60 млрд руб. в год (в 2012 г. ВРП, по оценкам областного министерства экономики, составил 247,6 млрд руб.).

Совершенствование процедур должно через 10 лет вывести регион в десятку лучших по условиям ведения бизнеса, считают эксперты. Сейчас Калининград занимает 19-е место в рейтинге 30 российских регионов по качеству инвестиционного климата, который составляет Всемирный банк.

Эксперты также предлагают продлить действие закона «Об особой экономической зоне» в части, которая не противоречит правилам ВТО. Тогда предприятия сохранят льготы по налогу на прибыль и импортным платежам. Объем инвестиций, необходимых для налоговых льгот, предлагается снизить втрое — до 50 млн руб.

Другое направление — построение сервисной экономики, говорит Назаров. «К 2020 г. доля здравоохранения и образования в ВРП могла бы вырасти почти вдвое и достичь 14%. В регионе можно было бы создать инфраструктуру долечивания, которая пока слабо развита в России: сейчас люди ездят в Германию, Швейцарию или Израиль, но такие же клиники можно создать и в Калининградской области, причем по качеству они не уступали бы иностранным благодаря близости к европейским институтам. У немецких клиник уже есть интерес к таким проектам в регионе», — цитирует издание Назарова.

Базой для развития образования мог бы стать БФУ им. Канта. Эта мера потребует бюджетных инвестиций, но их оценок эксперты пока не приводят. Однако, по мнению авторов письма, к 2025 году БФУ должен войти в десятку лучших университетов балтийской Европы.

Инвестиций потребует также развитие инфраструктуры — например, модернизация электросетей, строительство Балтийской АЭС, транспорт. Ассигнования из бюджета потребуются и на подготовку к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 г. «Когда с регионов собирали заявки на обновление транспортной инфраструктуры к чемпионату, запрос Калининграда был одним из рекордных — 200 млрд руб.», — цитируют «Ведомости» чиновника, курирующего инфраструктуру. Однако выделено будет в разы меньше.

Эксперты также полагают, что могут потребоваться деньги и на скоростное железнодорожное сообщение с Россией. По мнению Назарова, такие меры «в каком-то смысле вводят в регионе „ручное управление“», однако оно оправдано уникальными особенностями Калининградской области. «К тому же коррупционные риски там ниже, чем, например, на Дальнем Востоке, где доминируют масштабные инфраструктурные проекты вроде БАМа и моста на остров Русский», — заключает издание.

Комментарии к новости

Свои люди в облдуме

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, зачем бизнесмены на самом деле идут в депутаты.