Получит ли развитие рыбная отрасль в нашем регионе?

Когда-то слава о мастерах лова из прибрежных колхозов Калининградской области гремела на всю Балтику. Теперь о тех успешных временах в рыболовецких коллективах вспоминают с ностальгической грустью. Почему так случилось, а главное - как вернуть утраченные позиции в добыче рыбы?

В последнее время все чаще приходится слышать, что рыбацкая отрасль - в кризисе, флот изношен. А главное - не просматриваются перспективы развития рыбопромышленного комплекса на Балтике. И это в то время, когда в соседних странах все как раз наоборот - там и технический прогресс, и нормальные условия труда для экипажей, и достойная зарплата... Работают они не больше наших рыбаков, а результатов добиваются куда более высоких. Многое, наверное, зависит от судов, орудий лова, организации производства. Почему калининградские рыбаки не берут на вооружение опыт соседей, не покупают у тех же шведов новые суда чтобы работать эффективно? Что мешает - инерция или отсутствие средств?

Не все так просто. Конечно, наши рыболовецкие колхозы не такие богатые. И МРТК - основные суда, на которых ведется лов, выработали свой ресурс, их средний возраст - 20 лет. Года через три вести бизнес на них будет проблематично, потому что привозить за рейс 15-20 тонн рыбы при нынешних ценах на дизельное топливо - удовольствие не из дешевых. Но дело не только в цене солярки. В соседних странах давно уже работают по-другому. Шведы, например, экипажем из четырех человек берут за два дня до трехсот тонн кильки, закачивают их в танки на судне и доставляют на берег так называемым наливным способом. А наши как возили по старинке, в ящиках, так и возят. Швеция вылавливает 800 тысяч тонн кильки в год, а Россия - 30 тысяч. При этом у наших северных соседей судов раз в шесть меньше. А зачем им больше, если они одним судном ежегодно вылавливают по 15-17 тысяч тонн, а наши - в лучшем случае полторы тысячи тонн? А затраты - те же!

В калининградских рыбопромысловых хозяйствах все понимают, но сделать ничего не могут. Даже закупив новые суда за рубежом или построив их в России, они ситуацию не изменят, потому что проблема гораздо глубже. Специалисты считают, что начинать решать ее надо не с обновления флота - это последнее звено в цепочке по возрождению рыбной отрасли на Балтике, а с изменения подхода властей к нуждам балтийских рыбаков. Прежде всего надо определиться, нужна ли нам рыба Балтики?

Если проанализировать политику по отношению к тем, кто ведет промысел на Балтийском море, то создается впечатление, что мы никому не интересны. В самом деле, Балтика - не Охотское или, скажем, Баренцево моря с их огромными рыбными запасами. Российская квота кильки на Балтийском море - 40 тысяч тонн. Но и ее мы не выбираем полностью. С теми же шведами - никакого сравнения. Но если мы так будем работать дальше, квоту могут запросто урезать вдвое. А для нашей области это и утрата рабочих мест, и стагнация экономики прибрежных рыбодобывающих предприятий, и потери для бюджета. Словом, вопрос и социальный, и экономический.

Что нужно сделать, чтобы развязать этот узел - не тайна за семью печатями, необходимо убрать многочисленные бюрократические препоны, которые мешают рыболовецким компаниям нормально работать. Руководители рыбацких коллективов предпочитают не высказываться на этот счет, не желая обострять межведомственные отношения, но анонимно сетуют, что такой бюрократии, как российская, нет нигде в мире. В той же Швеции, делился наблюдениями глава одной из компаний с журналистом «Калининградской правды», если приходит в порт судно с рыбой, капитан докладывает: «Я пришел, выгружаюсь!» Слил кильку из судовых танков и уходит. Ему говорят: «Счастливого пути!»

У нас, если судно пошло ловить в экономическую зону, тебя проверяют ветеринарная служба, под которую ты должен подстраиваться (а ведь у нее есть выходные и вечером она не работает), потом - таможня, потом - пограничники. Вернулся - то же самое. Подсчитано, что каждое судно из-за этих простоев не долавливает ежегодно до трехсот тонн рыбы!

Но и это еще не все. Если судно работает в «экономке», а рыба ушла в территориальные воды, по правилам капитан не имеет права пойти за ней, а должен вернуться в порт и заново оформить документы. Такого абсурда не может себе позволить ни одна страна, кроме России.

В июне прошлого года вышел указ президента о внесении изменений в Федеральный закон о «Государственной границе РФ». Рыбаки очень ждали этот документ. И что же? Указом поручено правительству страны разработать соответствующее положение. Кто видел этот документ, по их словам, впал в уныние. То положение, которым руководствуются сейчас, по сравнению с новым - еще цветочки... Руководители рыболовных компаний добиваются того, чтобы новые правила действительно упростили взаимоотношения рыбаков с контролирующими ведомствами. Однако все знают, как сильна бюрократическая система...

Не меньше вопросов и к таможне. Это сейчас она считает продукцию ящиками. А если суда будут возить ее так, как это делают шведы, - в танках - в воде, как они ее учитывать будут? Похоже, никак! Следовательно, декларацию заполнить капитан не имеет права.

Но и это - еще не вся проблема. Балтика сегодня поделена на экономические зоны. Так получилось, что с распадом Советского Союза у России остался лишь небольшой кусочек Балтийского моря, собственно, все, что примыкает к Калининградской области. При наличии современных судов и передовых технологий ловить в этом крошечном сегменте проблематично - будешь ходить галсами по своей экономзоне и рыбу мучить. Но всегда можно договориться с соседями и войти в их зону. Именно так до недавнего времени наши рыбаки работали, например, с Латвией. Но сейчас эта страна - полноправный член Евросоюза, и договариваться надо уже с Брюсселем. Понятно, что этот вопрос из регионального переходит на новый - европейский уровень. Здесь нужен внятный «голос Москвы», только он может быть услышан в общеевропейской столице. Но кто готов отстаивать интересы калининградских рыбаков в Евросоюзе? Вот если там удастся договориться, снять все вопросы о местах лова рыбы, тогда в области, надо полагать, найдутся несколько крупных компаний, которые сумеют и флот обновить, и средства собрать для серьезного технического перевооружения рыбодобывающей отрасли.

Будет это сделано или нет, сказать трудно - не все зависит от калининградцев. Но то, что менять подходы к рыбной отрасли на Балтике давно пора, - это определенно. Иначе наш берег для местных рыбаков так и будет чужим причалом.
Источник: Калининградская Правда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.