Область неэффективно использует природный потенциал для отдыха

Полторы сотни километров прекрасного песчаного побережья солено-целительной Балтики, Виштынец, Голубые озера... Не говорю уж о жемчужине мирового масштаба - Куршской косе. И все это у нас, на территории самого маленького региона России. Да где еще есть такая концентрация курортных мест на одного жителя?

Из Тюмени, например, чтобы погреться на пляжах Светлогорска пару недель, надо добираться довольно долго, с пересадкой. И выложить солидную сумму за скромную койку в санатории. А у нас - вот оно, под боком. Сел на электричку, и через полчаса ты в Зеленоградске. Занимай место рядом с тюменским нефтяником и купайся, и загорай сколько душе угодно, практически бесплатно. И не две недели, а пока не надоест...

Увы, все это, так сказать, в потенциале. На деле ситуация не столь радужная.


Пляжный развал

С началом сезона дороги на побережье забиты автомобилями, электрички и автобусы - переполнены. Калининградцы, особенно в выходные, стремятся к морю. Набраться сил, отдохнуть, воспользоваться возможностью, которую предоставила нам природа. На «организованных» пляжах в Зеленоградске и Светлогорске в жаркие дни, что называется, яблоку негде упасть.

«Безлошадные» жители области, понятно, ездят на известные курорты, втиснувшись в поезд или автобус. А где в этих городках поставить машину автовладельцу? Имеющихся стоянок там явно недостаточно, да и они не очень удобны - до пляжа надо еще пешочком идти не менее километра. Поэтому калининградцы с машинами предпочитают пляжи, так сказать, неорганизованные, дикие. Учитывая, что уровень автомобилизации в области - один из самых высоких по России, нетрудно догадаться, что по существу все многокилометровое побережье освоено самодеятельными туристами вдоль и поперек. Нет уже на калининградской Балтике нетронутых мест, где бы ни ступала нога вездесущего отдыхающего.

А нога эта, увы, не всегда бережна к легкоранимой природе. Груды мусора, несанкционированные, а потому особо опасные костры, нередко приводящие к локальным пожарам... Можно ли с этим бороться?

Впрочем, и на пляжах «организованных» порядка не больше. Не справляются с мусором маломощные муниципальные службы, всеохватывающим сервисом калининградцы и гости тоже не избалованы. Обидно, но более или менее состоятельные сограждане предпочитают для отдыха то же самое Балтийское побережье, но на территории Польши или Литвы. А тому же тюменскому нефтянику лететь что в Светлогорск, что в Палангу...


Планов громадье

Министерство промышленности областного правительства всерьез озаботилось этой темой. Подготовлен проект плана мероприятий по организации и благоустройству зон отдыха и рекреации на территории Калининградской области.

Все наше побережье, входящее в зону отдыха, можно разделить на две категории: организованные места отдыха, где определен балансодержатель, и неорганизованные, где такового, соответственно, нет. Корень наших проблем, по мнению министра Николая Власенко, кроется в отсутствии единого органа, координирующего работу и состояние этих зон. А еще - в не выстроенных правовых отношениях.

Предполагается целесообразным разделить места массового отдыха на зоны регионального и муниципального значения. Каждый будет отвечать за свое. А координатором создания и управления рекреационных зон областного значения предполагается определить специально созданную управляющую компанию на базе агентства по имуществу Калининградской области.

Все эти организационные мероприятия, по мнению разработчиков, позволят приступить к следующим этапам: проведению конкурса по обустройству пляжей, проведению конкурса на право аренды... В общем, у каждого участка появится хозяин.

Протяженность неорганизованных мест отдыха, по подсчетам специалистов, составляют у нас 37 километров. Рекреационные зоны регионального значения планируются именно в этих границах, распределив пляжи по категориям «А», «В» и «С».

Зона высшей категории «А» протяженностью 3 километра включает в себя 4 автостоянки на двести мест, спуск к морю, спасательный пост, информационное табло, кабинки для переодевания, туалеты, урны и проч. Категории «В» и «С», с более скромным набором оснащения, планируется обустроить на протяжении 6 и 10 километров соответственно. На все про все, по предварительным прикидкам минпромышленности, потребуется около 120 миллионов рублей.

Где взять деньги? У инвесторов. А чем их привлечь? И как, кстати, стимулировать муниципалитеты, чтобы они на своих прибрежных территориях хозяйничали более активно?


Тропинка к морю

В прошлом году впервые были учреждены премии за лучшее состояние пляжей на общую сумму 100 тысяч рублей. Программой развития туризма Калининградской области на 2007 год предусмотрено на эти цели уже 146 тысяч рублей. Премии будут присуждаться по итогам проверок и опросам общественного мнения.

В качестве варианта стимулирования создания и обустройства зон отдыха муниципального значения могут выступить и «губернаторские» гранты, с целевым направлением средств в инфрастуктуру зон отдыха и рекреации.

С привлечением инвесторов все не так просто. Для начала, видимо, нужно четко определить границы участков, собственников, пользователей, категории назначения земель, вошедших в перечень мест массового отдыха, поставить их на кадастровый учет... Это большая и сложная работа, которая вряд ли осуществима к предстоящему сезону.

- Что я предложу инвесторам? - задался в минувший вторник вопросом министр Власенко на заседании областного правительства, когда обсуждался план мероприятий по организации зон.

Вообще, говоря о привлечении потенциальных инвесторов, возникает масса сопутствующих вопросов. Например, как компенсировать возможные риски «исчезновения» арендованного пляжа - такие случаи, как сейчас в Светлогорске, у нас нередки. А если продать, скажем, кусок прибрежья в Зеленоградске, а его огородят забором: по пляжу свободно уже не прогуляешься?

Понятно, сегодня ни об аренде, ни о, тем более, продаже участков побережья и речи быть не может. Поэтому губернатор Георгий Боос, в очередной раз продемонстрировав образность мышления, позволил себе лирическое отступление:

- Дорожки в парке можно построить двумя способами. Можно привлечь, например, архитектора Кондакову и красиво все нарисовать на бумаге, а потом прорубить просеки и замостить. А можно сначала посмотреть, где сами люди протоптали тропинки. И уже по ним обустраиваться. Мы пойдем вторым путем.

...Наши пляжи - тема не новая, как песок на зубах навязла. С наступлением сезона опять активизируются СМИ, «зеленые», общественность. А пока побережье пусто: хозяйничают чайки да редкие одинокие отдыхающие.
Источник: Калининградская Правда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.