Забытые проекты

Генеральные консульства Польши и Литвы в Калининграде оперативно отреагировали на появившуюся на днях информацию об отмене для жителей нашей области бесплатного въезда в эти страны. Дипломаты ее опровергли. Тем более, как прозвучало в некоторых комментариях, нет повода опасаться и того, что калининградцам придется по 35 евро платить за право проехать на поезде в «большую Россию». Не было и сейчас якобы нет таких планов.

О планах, тех, что строились в процессе расширения Евросоюза, разговор особый… Пять лет назад, когда в Брюсселе, Вильнюсе и Варшаве еще только готовили правила транзита для калининградцев, ситуацию, с которой мы должны были столкнуться с 1 июля 2003-го, пытались смоделировать и в Москве. Готовились предложения по организации сообщения между Калининградом и основной территорией России. Тогдашний премьер-министр Михаил Касьянов даже, помнится, в Брюсселе весной 2002-го вручил руководству ЕС специальный меморандум, согласно которому предполагался пуск безвизового транзитного поезда.

В ноябре 2002-го там же, в Брюсселе, прошел саммит Россия-ЕС. И позднее уже Дмитрий Рогозин, занимавший одно время пост спецпредставителя президента РФ на переговорах с руководством Евросоюза, ставил себе в заслугу тот факт, что на саммите было достигнуто соглашение об упрощенном (безвизовом) пассажирском транзите.

Речь, напомним, шла и о том, чтобы решать вопросы военного и грузового транзита, и о пуске безвизового скоростного поезда. Идея промчаться с ветерком по Литве, без таможенного и пограничного контроля, многим тогда казалась привлекательной.

Прошли годы. За это время россияне неоднократно бороздили космические просторы, наладили путешествия иностранцев за пределы Земли, а вот разговоры о скоростном поезде Калининград-Москва тем временем медленно затухали.

В октябре 2003-го тот же Рогозин еще напоминал о перспективном на тот момент проекте. Встретившись с комиссаром Еврокомиссии Гюнтером Ферхойном, он заявил: решение о запуске скоростного поезда через Литву может быть принято до конца 2004 года.

Это подтверждал и комиссар, говоривший, что «проект, связанный с калининградским скоростным поездом, развивается успешно». И что его технико-экономическое обоснование в принципе готово.

Июль 2004 года. Глава делегации Литовских железных дорог Валис Римвидас в Калининграде заверил российских коллег в том, что его компания технически готова к пуску такого экспресса со скоростью до 140 км в час. Возможно, мол, пустить его и со скоростью в 200 км, что отвечает европейским стандартам. Соответствующие наработки подготовила – по заданию ЕС – датская фирма «Cowi». Хотя, как вполголоса заметил он, проблемы нежелательных мигрантов это не решает – можно дернуть ручку стоп-кран и выпрыгнуть.

Такое впечатление, что нам уже тогда просто зубы заговаривали, разглагольствуя на тему мифического поезда. А мы, тем временем, привыкали к УТД. Как сейчас – к разговорам о будущих шенгенских визах, бесплатных вроде бы. Действительно, к проблемам надо привыкать постепенно. Медленно отказываясь от иллюзий о том, что калининградцы не должны пострадать от расширения Евросоюза.

В 2005-м вице-президент Российских железных дорог Хасян Зябиров, находясь в Калининграде, еще говорил о принципиальной готовности решать вопрос с безвизовым проездом через Литву. А помощник президента РФ по связям с ЕС Сергей Ястржембский, тем временем, указывал: идея не имеет смысла.

Стороны договаривались о пуске безвизового скоростного поезда. В Москве подразумевали, что он будет и безостановочным. Но датчане, поработавшие над проектом на деньги ЕС, подготовили ТЭО проекта, где предусматривались остановки в Вильнюсе и Каунасе. И, естественно, проверки пассажиров.

Сегодня о перспективном, как казалось еще года три назад, проекте не вспоминают в Москве, Брюсселе и Вильнюсе. И как прорыв в решении вопроса железнодорожного сообщения с остальной частью РФ нам представляют недавние договоренности о сокращении в два раза погранично-таможенного контроля при транзите через Литву.

Что на деле бывает с подобными договоренностями, мы уже знаем. Достаточно вспомнить «историческое» соглашение брюссельского саммита РФ-ЕС от 11 ноября 2002 года.

Скоростной поезд не пущен. Сохраняются проблемы военного и грузового транзита. Нам рассказывают уже о других многообещающих проектах, альтернативных путях – например, о грузопассажирском паромном сообщении с «большой Россией». А вот о «воздушном такси» - существенном увеличении количества авиарейсов и дешевых билетах на них – почти не вспоминают. Как и о скоростном поезде.

Забытые проекты… Много их было. А сколько еще будет разрекламированных, но так и оставшихся нереализованными планов? Может, есть смысл провести ревизию тех, что были хотя бы с начала этого века?
Источник: Калининградская Правда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.