Бизнес Sky Express выглядит пока не слишком серьезно

Все новости по теме: Авиаперевозки
Бизнес первой российской авиакомпании-лоукостера Sky Express выглядит пока не слишком серьезно: три десятилетних Boeing и всего три направления полетов из Москвы — в Сочи, Ростов-на-Дону и Мурманск. Но что за дело пассажирам до непрезентабельного авиапарка, когда Sky Express обещает отвезти их в Сочи всего за 900 руб. — дешевле, чем в плацкартном вагоне.

“Российский рынок созрел для лоукостеров, и мы сумеем этим воспользоваться, — уверенно говорит заместитель гендиректора Sky Express Елена Пономарева. — Уже в этом году самолетов и маршрутов у нас станет в несколько раз больше”. До сих пор ни одному из российских претендентов на звание авиадискаунтера ничего существенного в этой сфере достичь не удавалось. Вся штука в том, что этого на самом деле и не требуется.


ЛЕГКИЕ КОНКУРЕНТЫ

На мировом рынке дискаунтеры теснят традиционные авиакомпании. В 1990 г. они занимали 34% рынка, в 2000 г. — 37%, а к 2010 г., по прогнозам, их доля вырастет до 45%. Самая крупная в США по объему внутренних перевозок и третья в мире авиакомпания — лоукостер. Это базирующаяся в Далласе Southwest Airlines, компания-рекордсмен, с 1973 г. ни разу не оказавшаяся в минусе. В ее парке сейчас 487 самолетов. Европейские коллеги по бизнесу отстают незначительно. Ирландская Ryanair владеет 126 лайнерами Boeing и готовится в ближайшие годы удвоить флот. В парке EasyJet — 122 лайнера. Для сравнения: флот второй по величине в Европе авиакомпании British Airways насчитывает 290 самолетов.

Цены дискаунтеров выглядят фантастически. Если позаботиться заранее, рейсом Ryanair, к примеру, удастся долететь от Лондона до Гамбурга всего за $30. А можно найти даже более выгодные тарифы.

Наша страна до сих пор в этом празднике жизни не участвовала. Внутренние рейсы иностранцев у нас запрещены, поэтому они пытались ввести элементы дискаунта только на внешних. Germania Express начала летать из Мюнхена и Берлина в Домодедово в 2003 г. Сначала на голландских лайнерах Fokker 100, затем на Boeing 737-300. Двумя годами позже в столицу прилетел еще один немецкий дискаунтер — Germanwings. В 2006 г. рейсы из Италии в Москву и Санкт-Петербург открыла компания WindJet, а из Осло в Петербург начала летать норвежская Air Shuttle.

Ничего особенного иностранцы не продемонстрировали. Germanwings обещала возить пассажиров из Германии в Россию за ?19. Но сейчас на сайте компании невозможно найти рейс дешевле ?80. Сократила свое присутствие WindJet — у нее остался всего один рейс из Вероны в Москву и обратно. Туда за ?88, обратно — за ?96. В России существует негласное правило, в соответствии с которым билеты нерезидентов не должны стоить дешевле $100, объясняют специалисты.

У отечественных компаний дела в этой сфере шли еще хуже. В разное время о создании лоукостеров заявляли “Аэрофлот”, ГТК “Россия”, “Трансаэро”. Но дальше заявлений не пошло. Совладелец Национальной резервной корпорации (НРК) Александр Лебедев летом 2003 г. пообещал создать дешевого перевозчика на направлении Калининград-Москва и даже начал соответствующие переговоры с компанией “Промышленное развитие”, владеющей предприятием “Калининградавиа”. Но дело закончилось образованием самой обычной авиакомпании, осуществляющей регулярные рейсы по России и в Европу. Сейчас НРК, правда, реализует другой проект лоукостера — National Wings. Но он в самой начальной стадии.

В 2005 г. частный американский фонд Indigo Partners совместно с несколькими другими инвесторами затеял проект “Аврора”. Предполагалось, что это будет первый лоукостер для перевозок внутри России с парком из 40 аэробусов А320. Первые лайнеры собирались купить в 2007 г. Но затем Indigo Partners, столкнувшись с противодействием традиционных авиаперевозчиков, объявил о продаже проекта за $2 млн. Заместитель гендиректора НРК Константин Тетерин, владевший 10% “Авроры”, уверяет, впрочем, что инвесторы на этой перепродаже ничего не потеряли. Новыми собственниками, по словам Тетерина, стали совладелец KrasAir Борис Абрамович, три западных инвестфонда и ЕБРР, каждому из которых принадлежит примерно 20% акций. Sky Express основана на том же бизнес-плане, что и “Аврора”, утверждает Тетерин. К тому же эта компания получила в наследство от “Авроры” часть топ-персонала, в том числе Пономареву. Sky Express, арендовав три самолета, обещает снизить цены в несколько раз и захватить рынок, никому до сих пор не покорившийся. На что же она рассчитывает?


ЛЮДИ И САМОЛЕТЫ

В мире лоукостеры экономят на всем, кроме разве что авиационного топлива. В частности, предпочитают пользоваться так называемыми аэропортами второго эшелона, которые из-за своего менее выгодного положения и хуже развитой инфраструктуры готовы предоставлять более дешевые услуги. Скажем, обычные рейсы прилетают в парижский аэропорт Руасси-Шарль де Голль, откуда до центра можно доехать на метро, а дешевые довольствуются аэропортом Бове, откуда до Парижа надо часа полтора трястись на автобусе.

Плата за обслуживание в аэропорту составляет 20-30% себестоимости полета. Есть где поискать возможность сэкономить. Да только не в России. В нашей стране аэропортов второго эшелона просто нет. Пономареву это не пугает, ее вполне устраивает Внуково. В последнее время этот аэропорт стал довольно популярен у бюджетных авиаперевозчиков. Его услугами пользуется та же Germanwings, да и НРК уже высказала желание сажать здесь лайнеры своего будущего дискаунтера National Wings.

“Почему Внуково? Это свободный, "голодный" аэропорт, которому нужен пассажиропоток и который готов предоставлять интересные нам условия и расценки”, — объясняет Пономарева. Внуково старается соответствовать ожиданиям. Аэропорт ускорил обслуживание так называемых разворотных рейсов, доведя его до рекордных для нашей страны 35 минут. В Шереметьево разворотный рейс обслуживается больше 50 минут.

“В 2008 г. после пуска нового терминала мы разведем потоки по разным зданиям. Вряд ли коллеги из Шереметьево или Домодедово смогут сделать что-то подобное”, — заранее торжествует заместитель гендиректора компании “Внуково Хэндлинг” Игорь Кравчук. По его плану внутренний, уже существующий терминал полностью отойдет российским дискаунтерам, строящийся будет обслуживать классических авиаперевозчиков. Все это хорошо — но где же экономия? Пономарева признается, что Sky Express никакого финансового дисконта от аэропорта не получает. Приходится искать другие пути.

Западные дискаунтеры экономят на персонале и более активной эксплуатации самолетов. Бортпроводники убирают в салоне лайнера, им же иногда поручают регистрировать пассажиров. Российским авиакомпаниям на этом направлении есть где развернуться: для многих из них характерны раздутый штат и недостаточное использование аутсорсинга. Особенно этим страдает “Аэрофлот”, у которого на каждый самолет приходится 165 штатных работников. У более экономной KrasAir на одну машину — примерно 100 человек, а у Sky Express — 83. Рачительнее только S7: у нее всего 46 работников на лайнер. Так получилось после реструктуризации в 2003 г., когда компания вывела несколько технических служб на аутсорсинг, а 5000 сотрудников попросту сократила. Но и сокращения в нашей стране не могут принести выдающегося финансового результата. В западных компаниях, вынужденных хорошо платить пилотам и другим сотрудникам, на зарплату приходится примерно треть всех расходов. А в России даже у “Аэрофлота”, у которого и механики, и наземная обслуга свои, на зарплату уходит лишь 14,2% всех затрат. Другие компании тратят еще меньше. Расходы Sky Express на зарплату, говорит Пономарева, составляют 7% — ровно столько же, сколько у S7 (которая, кстати, к лоукостерам себя не относит). Зато, как и положено лоукостеру, Sky Express эксплуатирует три своих самолета, что называется, и в хвост и в гриву.

Каждый лайнер проводит в небе по 11-14 часов в день. Все дело в специальном расписании. В 10.05 утренний рейс Sky Express прибывает из Москвы в Сочи и уже в 11.05 улетает обратно. В 13.25 он в Москве, в 14.30 снова отправляется на юг. И так далее. Шесть рейсов в сутки — прекрасный результат. Соответствующий показатель “Аэрофлота” — 3,4 рейса. Однако у той же S7 самолеты проводят в воздухе 14 часов.

“Экономия от почти беспрерывного летания не так уж и велика”, — говорит аналитик банка “Траст” Евгений Шаго. Расходы на лизинг у Sky Express должны составлять примерно $80 000-90 000 на самолет в месяц, то есть менее $500 на один рейс. Если бы эксплуатация самолетов была, скажем, раза в полтора менее интенсивной, дополнительные траты составили бы менее $300. Словом, экономия не впечатляет.


КОМПАНИЯ ДЛЯ БЕЗБИЛЕТНИКОВ

Остается любимое ноу-хау Sky Express — электронные билеты. “Билетов в обычном понимании у нас нет вовсе. У традиционных перевозчиков расходы на дистрибуцию в себестоимости перевозки составляют 15-18%, у нас — не больше 2%”, — рассказывает Пономарева. Билеты Sky Express можно заказать только через сайт компании, а рассчитаться за них — банковской карточкой или через партнеров фирмы (“Почту России”, “Евросеть” и ВТБ). “Мы отчисляем партнерам за принятие платежей всего 1% от переведенной суммы. Такие договоры имеют лучшие ритейловые банки в России”, — радуется Пономарева. Отказ от бумажных носителей и касс действительно сильно облегчает жизнь перевозчика. По словам директора по продажам авиакомпании S7 Максима Полухина, если бы “Сибирь” в 2006 г. полностью перешла на продажи электронных билетов, она сэкономила бы $5 млн.

Sky Express повезло. Приказ Минтранса об установлении формы электронного пассажирского билета был подписан 8 ноября 2006 г., а утвержден Минфином в начале 2007 г. — накануне первых полетов компании. Но экономия опять же не так уж велика. По словам заместителя директора по планированию и контролю S7 Дмитрия Куделькина, расходы на дистрибуцию в структуре себестоимости перевозок его компании составляют 7%. Такие же расходы на продажу билетов несет и “Аэрофлот”. “Безусловно, экономия в дистрибуции будет, но не столь радикальная, как в заявленных Sky Express планах”, — скептичен Тетерин из НРК. По его мнению, отказ от бумажных билетов позволит компании снизить долю расходов на дистрибуцию до 3,5%. Сколько же может в общей сложности сэкономить Sky Express или другой российский лоукостер? “Дистрибуция, зарплата, что еще? — задумывается Куделькин из S7. — Ну $7-10 на пассажира они могут сэкономить на питании, точнее, его отсутствии. А в целом получится никак не больше 10-15% от общих расходов”. На снижение цены билета со средних для рейса Москва-Сочи 2750 руб. до 900 руб. никак не хватает.


БИЛЕТ В СЕБЕ

Сравнивать цены на авиабилеты очень трудно. Десятки тарифных планов, скидок, наценок, сборы, которые то включаются в цену, то исключаются из нее, — все это делает строгое сравнение цен невозможным и бессмысленным. И особенно это касается лоукостеров. Да, Ryanair продает дешевые билеты — но не всегда и не везде. Чтобы полноценно воспользоваться услугой, надо думать заранее. В день вылета билет Ryanair может оказаться дороже, чем у British Airways. “Автоматическая система продажи лоукостера внимательно следит за заполняемостью рейса, — объясняет главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий, в свое время потративший не одну неделю на ежедневный заказ билетов с целью изучения тарифной политики авиакомпаний. — Если пассажиров уже достаточно, а времени до отлета много, система просто блокирует продажу дешевых билетов”.

Sky Express в этом смысле не отличается от западных лоукостеров. Заказываешь билет за месяц или больше — будет 900 руб. Если потом ваши планы изменятся, то деньги, конечно, не вернут — вот и еще одна доходная статья для перевозчика. Чем ближе дата вылета, тем дороже. При срочной продаже цена доходит до 3700 руб. Как сравнить цены Sky Express и других компаний? “Средняя цена наших кресел при полете в Сочи — 2500 руб.”, — утверждают в Sky Express. Неужели 10-процентная разница с ценами “Аэрофлота” — это и есть знаменитый и заманчивый лоукост?

На городском сайте Сочи второй месяц идет активное обсуждение дискаунтера. Люди рассказывают, какими трудами им удалось (или не удалось) купить вожделенный билет за 900 руб. При такой активности покупателей никакой рекламы не надо.

До конца марта, обещает Пономарева, самолетов в компании станет пять, в апреле — восемь. Количество направлений в этом году достигнет 15, а в следующем — 20. Первые кандидаты на открытие сообщения — Калининград, Тюмень, Екатеринбург, Санкт-Петербург. “Нам надо расширяться, чтобы вывести компанию на безубыточность, — говорит Пономарева. — Неприбыльные рейсы мы не делаем, каждый приносит деньги. Но это если взять прямые расходы на рейс (ГСМ, аэропортовые сборы, зарплаты пилотов и бортпроводников). А содержание административного персонала и выстраивание инфраструктуры тоже стоят денег”.

На безубыточность компания предполагает выйти в течение полутора лет. За это время на приобретение самолетов и захват новых направлений будет потрачено $35 млн, $20 млн из которых уже выделит ЕБРР. Всего же в проект в течение пяти лет будет вложено $70 млн. Часть денег компания намерена занять на фондовом рынке: акционеры поставили перед менеджментом задачу за 2-3 года подготовить компанию к IPO.


ТАКСИ И БУТЕРБРОДЫ

Ryanair, не скрывает зависти Пономарева, 64% выручки получает за счет “внебилетных” доходов. Это предоставление услуг такси, бронирование гостиниц, платное питание в полете, продажи на борту других продуктов. Sky Express собирается идти тем же путем. “Мы практически готовы внедрить в Москве услуги такси”, — говорит Пономарева. Предполагается, что пассажир Sky Express сможет доехать из Внуково до центра за 600 руб. (нынешние цены держатся на уровне 1200-1500 руб.). Проект разрабатывается совместно с компанией, предоставляющей услуги такси во Внуково. Есть и другие источники приработка. Лоукостерная норма багажа — 15 кг. Для посетителей горнолыжных курортов Красной Поляны явно недостаточно. А каждый сверхнормативный килограмм стоит 135 руб. Отдельную статью доходов Sky Express составит услуга “Обслуживание при задержке вылета”. Заранее доплатив 250 руб., пассажир получает право на горячее питание при задержке рейса более чем на 3 часа и далее при каждой задержке на 6 часов. Если же вылет отложен больше чем на 8 часов, доплативших 250 руб. пассажиров обеспечивают гостиницей. “Мы надеемся к концу года 15% выручки получать за счет дополнительных услуг”, — говорит Пономарева.

Словом, подарков от Sky Express ее клиентам ждать не приходится.
Источник: SmartMoney

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.