«Техника сюрприза»: какой трюк сделала область, чтобы вырасти в инвестрейтинге

Фото - Виталий Невар, "Новый Калининград"
Все новости по теме: Эпоха Антона Алиханова

Губернатор Антон Алиханов в качестве одного из достижений своей команды нередко приводит резкий рост положения области в рейтинге инвестиционного климата регионов, который составляет Агентство стратегических инициатив (АСИ). В наблюдательный совет АСИ входят президент Владимир Путин и его помощник по экономике Андрей Белоусов, поэтому улучшением своего положения в рейтинге сильно озабочено большинство российских губернаторов. Многое из того, что они делают — от разработки профильных «рамочных» законопроектов до открытия бизнес-инкубаторов и коворкингов, — обусловлено желанием продвинуться в этом рейтинге. В 2018 году Калининградская область поднялась на 24 строчки, войдя в ТОП-20, и заняла в рейтинге 15 место. Причины рывка региона были неясны, поскольку детальные показатели регионов АСИ не публикует. Но в феврале 2019 года областное минэкономики подготовило доклад о развитии конкуренции, в котором подробно описывались причины роста в рейтинге. Как выяснил «Новый Калининград», одним из драйверов роста стала небольшая хитрость властей по передаче данных в Москву.

«Думал, что мы будем на том же уровне, где-то там и останемся в середине, на 39 месте, — делился впечатлениями в ходе Санкт-Петербургского экономического форума губернатор Антон Алиханов на круглом столе, посвященном презентации рейтинга в 2018 году. — Для меня это приятный сюрприз». Составителей рейтинга же удивил феноменальный рост области по показателю объема поддержки бизнеса. Если в рейтинге 2017 года область показала уровень финансовой поддержки бизнеса в размере менее 1% от размера налоговых доходов бюджета, то в рейтинге 2018 года значение показателя выросло до почти 140%, и область из числа явных аутсайдеров стала недосягаемым лидером: значение показателя оказалось вдвое выше, чем у самых преуспевающих регионов РФ.

В АСИ «Новому Калининграду» затруднились объяснить, почему у области произошел столь резкий прогресс по данному показателю, отметив, что методику расчета показателя не меняли, и рекомендовали обратиться к областным властям. В Калининграде за продвижение в рейтинге инвестклимата отвечает Корпорация развития области. Ее ответственный за рейтинг сотрудник Евгения Камчатная сообщила, что данные по финансовой поддержке бизнеса готовит областной минфин. В минфине «Новому Калининграду» сообщили, что «в полном объеме ежегодно передавали данные», и рекомендовали обратиться за разъяснениями в АСИ или корпорацию.

Снимок экрана 2019-02-28 в 19.14.35.png

Причины удается узнать только из приложения к отчету минэкономики, где в объяснении причин роста в рейтинге говорится, что в 2016 году льготы региональному бизнесу составили 114 млн руб. при налоговых доходах бюджета (без транспортного налога) более 40 млрд руб. (рейтинг 2017 года считался по данным 2016 года). В 2017 году областные власти начали учитывать так называемые субсидии на поддержку рынка труда, которые являются завуалированной формой рефинансирования калининградскому бизнесу таможенных льгот. В 2017 году было рефинансировано таможенных пошлин на 49 млрд руб. Благодаря отсылке этих данных в АСИ область и стала регионом, где объем финансовой помощи бизнесу значительно превышает налоговые доходы областного бюджета.

Поверить в то, что ни минфин, ни АСИ не меняли методику учета данных, весьма сложно. В 2016 году было рефинансировано таможенных пошлин почти на 26 млрд руб. Таким образом, если бы учет данных был един, то в рейтинге 2017 года область никак не могла показать уровень финансовой поддержки бизнеса в 1%. Он бы составлял порядка 65%, что не позволило бы области совершить радикальный прорыв в 2018 году.


Передача данных о субсидиях «на поддержку рынка труда» и их учет АСИ в качестве достоверных данных для рейтинга можно считать спорным решением по двум причинам. Во-первых, рефинансирование таможенных пошлин является эксклюзивной калининградской льготой, на которую федеральный центр пошел, чтобы фактически продлить режим беспошлинного ввоза комплектующих в область. Во-вторых, по состоянию на 2016 год, согласно информации областного правительства, 83% всего огромного объема калининградских субсидий получил один холдинг — «Автотор». В последующие годы правительство отказывалось предоставлять данные о распределении субсидий, но оснований полагать, что доля холдинга в общем «пироге» сильно изменилась, нет. Основатель «Автотора» Владимир Щербаков прямо называет субсидии его «собственными деньгами», которые он сначала платит в качестве пошлин, а потом их ему возвращают.

Продвижение в рейтинге АСИ курировал экс-вице-премьер Александр Шендерюк-Жидков. Вопрос «Нового Калининграда» о том, кто решил посылать в АСИ данные о рефинансировании пошлин в качестве финподдержки бизнеса, он оставил без комментариев.

Название показателя Группа в 2017 году (А - лучшая группа, Е - худшая)  Группа в 2018 году

А1.1 Среднее время регистрации юридических лиц B A
А1.2 Среднее количество процедур, необходимых для регистрации юридических лиц A A
А1.3 Удовлетворенность деятельностью по регистрации юридических лиц D C
А2.1 Среднее время получения разрешений на строительство C D
А2.2 Среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство C D
А2.3 Удовлетворенность властями, выдающими разрешения на строительство C D
А3.1 Среднее время регистрации прав собственности на недвижимость B B
А3.2 Среднее количество процедур для регистрации прав собственности на недвижимость E A
А3.3 Удовлетворенность деятельностью по регистрации правна недвижимое имущество B A
А4.1 Удовлетворенность системой лицензирования D B
А5.1 Среднее время подключения к электросетям E
А5.2 Среднее количество процедур при подключении к электросетям E
А5.3 Удовлетворенность эффективностью процедур по подключению к электросетям C E
Б1.1 Наличие и качество регионального законодательства о защите инвесторов B D
Б1.2 Эффективность института оценки регулирующего воздействия A C
Б1.3 Оценка уровня развития механизма государственно-частного партнёрства B C
Б2.1 Среднее количество запрошенных дополнительных документов на фирму в год A A
Б2.2 Среднее количество контрольно-надзорных мероприятий на одно юрлицо A A
Б2.3 Доля компаний, столкнувшихся со случаями коррупции D D
Б3.1 Эффективность работы совета по вопросам развития инвестиционного климата D C
Б3.2 Эффективность обратной связи и работы каналов связи инвесторов и руководства региона B C
Б3.3 Эффективность работы специализированной организации по привлечению инвестиций A C
Б4.1 Качество специализированного интернет-портала об инвестдеятельности B B
В1.1 Доля дорог в нормативнос состянии C C
В1.2 Удовлетворенность предпринимателей качеством дорожной сети B B
В1.3 Удовлетворенность предпринимателей качеством телеком-услуг A A
В1.4 Удовлетворенность предпринимателей объектами инвестинфраструктуры - E
В2.1 Удовлетворенность процедурой постановки на кадастровый учет - B
В2.2 Среднее время прохождения процедуры постановки на кадастровый учет - C
В2.3 Среднее количество процедур, необходимых для постановки на кадастровый учет - D
В3.1 Отношение суммы льгот и субсидий к доходам бюджета E A
В3.2 Отношение объема предоставленных гарантий к доходам региона C C
В3.3 Удовлетворенность мерами государственной поддержки B D
В4.1 Количество работников прошедших обучение по образовательнйо программе C C
В4.2 Удовлетворенность предпринимателей доступностью трудовых ресурсов D A
Г1.1 Количество субъектов малого предпринимательства на 1 тыс. человек A A
Г1.2 Доля доля занятых в малом бизнесе A A
Г2.1 Доля мест малого бизнеса в бизнес-инкубаторах и технопарках E E
Г2.2 Качествопортала по вопросам поддержки МСП C C
Г2.4 Оценка услуг стрктур поддержки МСП B B
Г3.1 Удовлетворенность МСП доступностью недвижимости для ведения бизнеса C B
Г3.2 Доля МСП в госзакупках E D
Г3.3 Удовлетворенность процедурами получения от области помещений в аренду E B
Г4.1 Удовлетворенность МСП доступностью кредитов B B

Вытянули Росреестр и налоговая


Передача данных о рефинансировании пошлин является не единственной причиной роста в рейтинге АСИ. Второй важной составляющей успеха области стало ускорение работы Россреестра (федеральное ведомство не входит в структуру областного правительства). В частности, по показателю количества процедур при регистрации права собственности на землю область за год переместилась из группы аутсайдеров (Е) в группу лидеров (А). В докладе минэкономики нет объяснения, за счет чего радикально сократилось число процедур по регистрации права собственности, но есть указание на то, что срок регистрации прав собственности на землю удалось сократить в среднем с 7 до 5 дней.

Также АСИ начало учитывать ряд других показателей, связанных с деятельностью Росреестра. В частности, по показателю «оценка деятельности власти по постановке на кадастровый учет» область оказалась в почетной группе «B». В 2017 году этот показатель не принимали в расчет, так как предпринимателей для надежного опроса не хватило.

Стоит отметить, что многие показатели рейтинга формулируются на основании оценок предпринимателей. И если на вопрос о количестве процедур или дней получения разрешения на строительство предприниматель может отвечать достаточно точно, то оценка деятельности органа власти по пятибалльной шкале предполагает определенный уровень субъективности.

Небольшой вклад в продвижение в рейтинге внесли и налоговые органы. По времени регистрации юрлиц область попала в число лидеров (9 дней), поднявшись на одну группу (из B в, А). Однако общая оценка налоговых органов калининградскими предпринимателями остается далекой от идеала. В 2017 году Калининград был в предпоследней группе по данному показателю, а в 2018 году поднялся в среднюю.

Возможно, именно прогрессом в рейтинге по линии Росреестра и ФНС было обусловлено желание губернатора Антона Алиханова перевести эти две структуры вместе с областным правительством в здание Дома Советов в случае его ввода в эксплуатацию.

ЛСтоит отметить удивительный прорыв области в рейтинге в части оценок бизнесом доступности трудовых ресурсов в Калининградской области. В 2018 году область необъяснимым образом переместилась из «плохой» группы D лучшую группу A. Это едва ли коррелирует с регулярными жалобами калининградского бизнеса на дефицит кадров в области. Об острой конкуренции за кадры говорил и сам губернатор Антон Алиханов.

Провалившаяся реформа


Прогресс по линии федеральных ведомств сопровождался в 2018 году регрессом по линии областного правительства и «Янтарьэнерго». В 2017 году областные власти изъяли у муниципалитетов градостроительные полномочия под предлогом повышения эффективности и прозрачности этой деятельности. Но если верить оценкам бизнеса, которые собрали в АСИ, разрешения на строительство в Калининградской области точно не стали выдаваться быстрее. Средний срок выдачи разрешений на строительство вырос на 1 день (до 131 дня). Однако небольшой регресс обернулся серьезными проблемами. «Выживание» в рейтинге построено по принципу, озвученному в «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте». За тот же год средний срок выдачи разрешений на строительство в РФ сократился со 120 до 105 дней. Поэтому область опустилась из средней группы C в группу D по этому показателю. По этой же причине незначительное снижение числа процедур при получении разрешений на строительство привело к аналогичному понижению уровня группы (из C в D). Кроме того, заметно снизилась общая удовлетворенность бизнеса от выдачи разрешений на строительств в области — с 4,2 до 3,9 баллов.

Стоит отметить, что через несколько месяцев после презентации рейтинга от курирования градостроительных полномочий был отстранен и переведен на участок общеэкономических вопросов вице-премьер областного правительства Гарри Гольдман. Его место заняла ранее работавшая в Россреестре и Росимуществе Наталья Сибирёва, которую сейчас позиционируют как вице-премьера по эффективности.

гольдман.jpg

Гарри Гольдман, курировавший выдачу разрешений на строительство


Второй гирей, которая заметно тянула область вниз в рейтинге АСИ, стала ситуация с подключением к электросетям, находящаяся в зоне ответственности «Янтарьэнерго». По трем показателям, связанным с этой сферой, область показала очень плохой результат и оказалась в числе худших российских регионов. Средняя продолжительность подключения к электричеству в области составила 123 дня при среднем по регионам России 75 днях, количество процедур — 9 (в полтора раза больше, чем в среднем по РФ). Соответственно, снизилась и оценка бизнесом деятельности «Янтарьэнерго», и из предпоследней группы субъектов по данному показателю область переместилась в последнюю (средняя оценка — 3,6 при средней по РФ — 4,2).

Вскоре после презентации рейтинга началась процедура смены директора в «Янтарьэнерго». Приступив к руководству более крупной структурой Россетей (МРСК Центра), кресло гендиректора «Янтарьэнерго» покинул Игорь Маковский. На его должность назначили бывшего сотрудника областного правительства — возглавлявшего службу по тарифам Кирилла Юткина. Тем не менее Маковский сохранил частичный контроль над «Янтарьэнерго» в качестве председателя совета директоров.

Нельзя утверждать что плохие результаты в рейтинге АСИ прямо связаны с кадровыми решениями, но тем не менее ответственные за сферы, в которых область в рейтинге проявила себя наиболее плохо, были освобождены от занимаемых должностей.

Засорение каналов связи


В докладе областного минэкономики также говорится, что у области возникли проблемы в части наличия каналов связи бизнеса с руководством региона (в том числе в части оценки бизнесом процедур его вовлечения в принятие решений) и деятельностью Корпорации развития Калининградской области. По оценке уровня работы региональной Корпорации развития регион перешел из группы лидеров (А) в группу со средними показателями (С). Это произошло не только из-за прогресса других регионов, но и из-за снижения оценки деятельности корпорации в области — с 3,8 до 3,5 баллов.

Интересно, что, несмотря на то, что за счет включения в расчет финансовой поддержки бизнеса рефинансирования пошлин область по объему помощи рванула вверх, оценка экспертами качества финансовой поддержки заметно ухудшилась — с 2,7 до 2,4 балла. В результате область из второй по данному показателю группы попала в четвертую (предпоследнюю).

В целом можно сказать, что, несмотря на резкий рост в рейтинге АСИ, число показателей, по которым область показала плохой результат или заметно ухудшила позиции, примерно соответствует числу растущих параметров. Поэтому возникает вопрос, сколь масштабный эффект на головокружительный взлет области в рейтинге оказало техническое решение посылать в АСИ данные о рефинансировании таможенных пошлин в качестве финпомощи, сделавшее область недосягаемым российским лидером по финансовой поддержке бизнеса. Ни в АСИ, ни в Корпорации развития четкого ответа на этот вопрос «Новому Калининграду» дать не смогли.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.