«Забронировать нереально»: грузоперевозчики жалуются на простои из-за электронной очереди

Фото: Виталий Невар / Новый Калининград
Все новости по теме: Граница

Калининградские перевозчики не могут забронировать места в электронной очереди в пункте пропуска «Чернышевское» на границе с Литвой. Предприниматели заявляют, что вынуждены простаивать, а значит, нести дополнительные расходы и убытки. Они просят отменить нововведение или изменить систему по примеру Белоруссии. На что еще жалуются перевозчики и как реагируют на проблему власти — в материале «Нового Калининграда».

Электронную очередь на российской стороне програнперехода Чернышевское — Кибартай запустили 1 сентября. На внедрение этой системы потратили 77 млн рублей из федерального бюджета. Как сообщали в пресс-службе регионального правительства, решение о создании электронных очередей было принято на уровне Минтранса РФ, и Калининградская область вошла в пилотный проект.

В середине сентября губернатор Антон Алиханов, отвечая на вопросы жителей в эфире Центра управления регионом, констатировал, что электронная очередь в Чернышевском практически не работает и что ее необходимо донастраивать. Глава региона сообщил тогда, что дал поручение администрации Нестеровского округа оперативно развернуть биотуалеты и мусорные баки на случай, если очередь снова будет накапливаться. «Плюс в этом году мы выделили средства на старый накопитель, и работы в течение трех-четырех недель должны быть реализованы», — добавил он.

В ответ на это в Федеральном агентстве по обустройству госграницы (Росгранстрой) заявили, что электронная очередь в Чернышевском работает без сбоев. При этом водителям рекомендовали регистрироваться в системе за десять дней до посещения пункта пропуска. Позднее, 18 сентября, ведомство проинформировало, что приостанавливает бронирование на три дня, объяснив это работами по выявлению «заявок, нарушающих правила пользования электронной очередью».

Однако грузоперевозчики утверждают, что забронировать места по-прежнему практически невозможно. Для того, чтобы получить талон, требуется мониторить сайт системы в течение суток, рассказали участники отрасли на встрече инициативной группы в среду, 27 сентября. «Мы говорим о том, что кто-то должен сидеть ночью, кто-то должен сидеть в пять утра. То есть ты должен нанять еще человека, который готов несистематически [мониторить]», — пояснил гендиректор компании «МТ-Транс» Олег Молдованов.

По словам предпринимателей, в нынешней ситуации возникает необходимость длительное время хранить скоропортящуюся продукцию и другое продовольствие в рефрижераторных установках, которые не предназначены для этих целей. «Возьмем, например, молочную продукцию, возьмем „заморозку“. Перевозчик загружает автомобиль, десять дней он ловит талон, молотит рефрижератор — это дополнительные затраты, солярка-то дорожает, а потом он еще на границе до пяти суток стоит, потому что еще талон могут перемещать как хотят», — рассказала индивидуальный предприниматель Елена Бербенец. Участники отрасли указывают, что из-за длительного хранения в рефрижераторе груз впоследствии могут забраковать и выставить претензию перевозчику. «Место в очереди забронировать нереально», — утверждают они.


«У нас грузооборот упал у всех. Мы раньше делали четыре кругорейса — при хорошем времени, потом три, потом два, полтора, а сейчас один будет. Но, извините, налоги остались прежние, топливо в цене выросло, расходы, себестоимость, запчасти в цене выросли в два с половиной — три раза, страховки подорожали», — отметил гендиректор компании «ДФДС Логистикс Восток» Игорь Хвесюк.

Предприниматели просят вернуть живую очередь или изменить электронную, внедрив систему по примеру Белоруссии. «Белорусы уже прошли этот эксперимент. Почему мы на те же грабли наступаем? Они два года использовали такую процедуру раннего бронирования. Очереди увеличились в три раза — в прошлом году отменили, стала общая одна очередь: приехал, тебе дали электронный лист, зарегистрировали, сиди, жди и в интернете отслеживай свое продвижение. Вот такая электронная очередь нужна, чтобы не было „левых“ объездов и так далее. Но при этом нужно обустроить накопитель, сделать, чтобы туда могли заезжать грузовики, чтобы водитель мог сходить умыться, в туалет, душ принять на худой конец», — пояснил Игорь Хвесюк.

По словам бизнес-омбудсмена Калининградской области Светланы Нижегородовой, от предпринимателей поступает много обращений по поводу того, что в пункте пропуска в Чернышевском сейчас «некий коллапс». «Я думаю, что условия вот этой очереди будут в ближайшее время меняться. Надо понимать, что эта очередь установлена все-таки федеральным решением, и здесь нам немножко сложно. Нельзя просто так взять и отменить ее или устранить. Поэтому мы пытаемся сейчас совместно с бизнесом, с министерством транспорта выработать ситуацию, чтобы она все-таки заработала в правильном порядке», — сказала Нижегородова в разговоре с «Новым Калининградом».

По данным Росгранстроя, с 1 по 24 сентября по электронной очереди через пункт пропуска в Чернышевском проследовали 3247 большегрузов. В ведомстве сообщили в понедельник, что перевозчикам «периодически направляют» уведомление о переносе времени проезда. Эти меры объяснили снижением пропускной способности литовского пункта пропуска Кибартай. «Росгранстрой держит эту ситуацию на контроле и модерирует очередь во избежание скопления транспорта на подъезде к пункту пропуска Чернышевское», — говорится в сообщении ведомства от 25 сентября.

Текст: Елена Калугина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.