"Газпром" "воюет" с Литвой, а в заложниках оказывается наша область

В нынешнем году в нашу область «Газпром» планирует поставить 1,27 млрд кубометров газа, в следующем – столько же. Но, как уже сообщалось, литовские власти собираются повысить цену за транспортировку. Как это отразится на экономике региона?

Сейчас ведутся коммерческие переговоры о ценах на газ между «Газпромом» и литовскими газовыми компаниями Lietuvos dujos и Dujotekana, которые должны завершиться в октябре. В первой половине 2007 года российская газовая монополия поставила в Литву 1,95 млрд кубометров по $190-200 за 1 тыс. кубометров. С 1 января 2008 года цена, как опасается премьер-министр Литвы Гедиминас Киркилас, может вырасти до $312-320. Понятно, нашим соседям это не нравится, и они решили компенсировать предполагаемые убытки за счет транзита калининградского газа.

Аналитики подсчитали, что при повышении ставки на транзит по территории Литвы с $1,04 за 1 тыс. кубометров до $2,5 (среднеевропейская ставка) «Газпром» заплатит $7,9 млн вместо $3,3 млн. Вместе с тем повышение цены газа для Литвы до $320 за 1 тыс. кубометров со $190 позволит «Газпрому» получить $1,25 млрд дохода вместо $741 млн. Таким образом, власти Литвы смогут компенсировать всего лишь $7,9 млн из $1,2 млрд будущих трат на покупку газа.

Надо отметить, что тактика литовского государства не нова. Украина уже применила ее в прошлые годы, повысив ставки на транзит с $1,09 до $1,6 за прокачку 1 тыс. кубометров на 100 км. Но Украина транспортирует более 100 млрд кубометров газа – масштабы совсем другие. Грузия год назад также грозила повысить транспортную ставку на поставки в Армению до $8 при повышении цен на газ для Грузии со $100 за 1 тыс. кубометров до $235, но была ли исполнена угроза, до сих пор неизвестно.

В принципе у транзитных ставок есть лимит, и выше его, как говорится, не прыгнешь, поэтому Литва ищет и другие пути компенсации возможных убытков. Литовский премьер нашел один, но весьма затратный для страны способ: он заявил, что в ближайшее время необходимо определиться со строительством на территории Литвы терминала по импорту и хранению сжиженного природного газа (СПГ) с целью «альтернативного обеспечения потребностей страны в газе». Но СПГ сейчас на $50-100 дороже природного газа, так что и по новым ценам Литве выгоднее работать с «Газпромом».

Коммерческие интересы каждой из сторон корректируются политическими отношениями между странами, и в этом хитросплетении политики и бизнеса теряется рядовой потребитель. По идее, ни Литва, ни «Газпром» своего, что называется, не упустят, так или иначе найдут выход из сложной ситуации. Но не окажемся ли в заложниках мы, калининградские потребители газа?

Напомню, что в повестке дня для калининградцев вопросы обеспечения «голубым топливом» стоят достаточно остро. Именно по этой причине затягивается строительство второй очереди ТЭЦ-2, энергобезопасность региона во многом зависит от транзита газа через Литву, а строительство газопровода по дну Балтийского моря с ответвлением на Калининград пока только в перспективе. А теперь, при уже существующем дефиците, еще и грядущее повышение цен?

Вместе с тем мировые тенденции однозначны - цены на газ неуклонно растут. Внутрироссийские цены пока много ниже среднеевропейских, к которым сейчас «притягивают» прибалтийских потребителей – наряду с Литвой, Эстонию и Латвию. Но, похоже, нам в окружении столь «неудобных» соседей из Евросоюза тоже вскоре придется несладко, по крайне мере, в экономическом аспекте. Не зря, кстати, глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс довольно скептически относится к продолжению строительства газовых теплоэлектростанций – перспективы он видит в угольных и альтернативных источниках энергии.
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.