Ажиотажный спрос на сахар и масло упал, но породил немало догадок

Сахарным диабетом у нас в области болеет немногим более четырех с половиной тысяч человек, в процентном отношении – малая часть от населения региона. Однако на прошлой неделе своеобразная «сахарная болезнь» охватила едва не всех калининградцев, которые вдруг впали в некую «сладкую» зависимость и враз смели с прилавков месячный запас. Подзабытое слово «дефицит» одновременно с уже привычным повышением цен напугали и простых людей, и высокопоставленных чиновников.

Напомним, что вначале резко подорожало растительное масло – примерно в два раза. Следом пришла очередь сахара. В крупных супермаркетах он быстро закончился, а на рынках и у частных торговцев цена на сахар подскочила вдвое. Региональная власть в лице вице-премьера правительства Юрия Шалимова пыталась успокоить калининградцев, дескать, запасов этого продукта более чем достаточно, цены на него повышаются совершенно необоснованно, так как оптовые цены от производителей остаются на прежнем уровне.

Но ажиотаж, как водится, не поддается никакой логике. Напуганные сенсационными сообщениями некоторых СМИ о грядущем повышении цен на все и вся, а больше – распространяемыми со скоростью света слухами, калининградцы с новой энергией, дождавшись выходных, бросились по магазинам, рынкам и мелкооптовым базам. Ушлые торговцы среагировали адекватно и пытались еще поиграть на нестихийно возросшем спросе. Но… не тут-то было. Экстренные меры в виде торговых интервенций, рассмотрение ситуации на самом высоком уровне быстро охладили коммерческий пыл, и положение, что называется, было поправлено.

Цена на растительное масло так и зависла в высшей точке, а сахар откатился на исходные позиции. Видимо, соответствующим ведомствам пора приступать к разработке новой «продуктовой корзины», с учетом изменившейся ценовой линейки.

Ценовая чехарда с продуктами первой необходимости породила множество догадок и псевдонаучных выводов о механизмах и причинах, ее породивших. Непременно связывая очередной ажиотаж на рынке с предстоящими выборами, открыто заговорили о неких черных пиар-технологиях опять же неких деструктивных сил. Но что здесь причина, а что – следствие, разобрать невозможно.

Как это всегда бывает, на ситуации кто-то основательно нагрел руки, а кто-то, извините, остался в дураках. В воскресенье на Балтийском рынке в Калининграде милая женщина откровенно скучала рядом с ценником «17 рублей». На вопрос «А вы-то хоть успели?» многозначительно протянула:

- Кому надо – свое взяли.

Имела она в виду себя или своих хозяев – сказать трудно.

В общем, ажиотаж спал, диких цен не наблюдается, но кое-где нет и самого сахара. Так, в ближайшем к редакции супермаркете известной торговой сети, например, данный продукт начисто отсутствует, однако и толпы жаждущих прикупить про запас еще килограммчик-другой тоже не наблюдается. Все как-то «рассосалось»...

Кстати, «объяснение» подобных массовых психозов (вспомним прошлогодний «соляной бум») рецидивами недавнего советского дефицитного прошлого явно несостоятельны. Американцы, чьи магазины стабильно наполнены товарами со всего света уже на протяжении нескольких поколений, также подвержены болезни под названием «ажиотажный спрос». Вспомним классический пример, когда трансляция по радио романа Герберта Уэлсса «Война миров» о нашествии на землю инопланетян парализовала обычную жизнь целого штата. А недавно слухи о приближении урагана так обеспокоили жителей побережья Атлантики и Мексиканского залива, что они смели с полок не только воду и консервы, но и жвачку, стиральный порошок и средство для мытья окон.
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.