Один против всех

Все новости по теме: Янтарь
Интересы Янтарного комбината противоречат потребностям ювелирных компаний Калининградской области. Без разрешения этого конфликта развитие янтарной отрасли в регионе невозможно

Янтарь окружают легенды. К числу относительно новых можно отнести легенду о том, что Калининградская область (КО), обладая крупнейшими на планете запасами янтаря и имея давние традиции его обработки, со временем обречена на титул мирового центра янтарной индустрии - стоит только поправить дела Калининградского янтарного комбината, который добывает и обрабатывает окаменевшую смолу.

На самом деле очевидно, что мировым центром КО стать не сможет: во-первых, ее сырьевой потенциал не так уникален, как принято считать, во-вторых, за последнее десятилетие, пока региональная индустрия "солнечного камня" находилась в кризисе, калининградцы уступили позиции как на рынках сбыта янтаря-сырца, так и на рынках готовых изделий сильным конкурентам. Наконец, в-третьих, состояние янтарной отрасли в Калининграде зависит не только от ситуации на Янтарном комбинате - в региональной индустрии обработки "солнечного камня" заняты сотни компаний.

Более того, интересы отрасли отчасти противоположны интересам комбината. Сейчас, спустя полтора года с момента введения на этом крупном производстве процедуры внешнего управления (см. "Эксперт С-З" №12 от 31 марта 2003 года), конфликт интересов стал особенно заметным. При том что команда внешнего управления добилась позитивных изменений на предприятии, состояние индустрии обработки янтаря в Калининграде, по оценкам многих предпринимателей, только ухудшилось. Соответственно, требуются комплексные меры оздоровления янтарной промышленности КО, которые позволят соблюсти баланс интересов разных сторон. При успешной реализации таких мер Калининград, по прогнозам, смог бы занять на мировых рынках изделий из "солнечного камня" второе-третье место после Польши и Литвы.
Утраченные позиции

Общим местом стало заявление о том, что в Калининградской области сосредоточено до 90% мировых запасов янтаря. Михаил Шаламов, директор российско-немецкого Института янтаря, член консультационного совета Калининградского янтарного комбината, считает такую оценку некорректной. Он говорит, что запасы янтарного сырья имеются (и частично разрабатываются) на Украине, в Белоруссии, Литве, Польше, Дании и ряде других стран. Причем официально разведанные запасы в Польше сопоставимы по объемам с месторождением в поселке Янтарный (КО). Другое дело, что в советское время янтарная отрасль в области активно развивалась, а в большинстве других государств этот бизнес, можно сказать, дремал. Но сейчас ситуация изменилась.

Темпы добычи сырца в указанных выше странах растут, причем зарубежные месторождения осваиваются гораздо более эффективно, чем в Калининградской области. "Рентабельность карьерных разработок в Янтарном, - отмечает Михаил Шаламов, - составляет всего 3-4%. Оборудование используется неандертальское, добыча ведется на глубине 15-20 метров. На Украине же окаменевшая смола добывается с глубины 1-3 метра". Как следствие, украинский янтарь-сырец на 20-40% дешевле калининградского. Не случайно, по словам внешнего управляющего Калининградского Янтарного комбината Александра Решетова, "в Польше перерабатывается около 100 тонн янтаря в год. По примерным оценкам, 15 тонн польские переработчики получают от нашего комбината, 20-25 тонн добывается в самой Польше, остальной объем поступает с Украины".

По официальным данным, добыча на Янтарном комбинате снизилась с 800 тонн (в 1995 году) до 135 тонн (в 2002-м). В прошлом году объемы, правда, несколько возросли - до 188 тонн, а в текущем, по прогнозам, увеличатся до 237 тонн. Тем не менее эти цифры по-прежнему несопоставимы с уровнем 1990-х годов. Важно отметить, что, по данным Сергея Козлова, депутата областной Думы от Светлогорского городского округа (в который входит поселок Янтарный), снижение объемов поднимаемого из карьеров сырья сопровождалось наращиванием его контрабандных поставок за границу.

При том что позиции российского комбината на внешних рынках сырья, как отмечалось выше, все равно оставались слабыми, увеличение объемов нелегального вывоза окаменевшей смолы подрывало позиции калининградских ювелиров. Они испытывали дефицит сырья, в то время как их польские конкуренты, наоборот, были обеспечены дешевым янтарем (цены контрабандных товаров всегда ниже рыночных).

Трудности калининградских ювелиров отчасти компенсировались наличием нелегально добытого янтаря на внутреннем региональном рынке. В последнее же время, когда воровство на Янтарном комбинате заметно снизилось в процессе внешнего управления, этой компенсации не стало. Польские конкуренты от сокращения контрабанды почти не пострадали, успев во многом переориентироваться на поставщиков сырья из других регионов.

В данной ситуации приходится думать об элементарном выживании индустрии обработки янтаря в КО.
Кто диктует моду?

Стоит подробнее описать ситуацию на рынках обработки янтаря. В советское время Янтарный комбинат был законодателем ювелирной моды - его изделия выставлялись в Париже, Копенгагене, Амстердаме. Предприятие создавало музейные экспонаты. Польша и Литва как производители изделий из янтаря почти не котировались. Сейчас же объем рынка ювелирной янтарной продукции трех польских городов - Гданьска, Гдыни и Сопота оценивается в 130 млн долларов в год. Объем калининградского рынка той же продукции составляет, по нашим расчетам, около 35 млн долларов. Примерно половина этого объема приходится на ювелирное производство Янтарного комбината, остальное - на частные компании области. Также стоит отметить, что в янтарной промышленности Польши занято более 10 тыс. человек, Литвы - около 6 тыс. человек. В Калининградской области 900 человек работают на Янтарном комбинате и около 2 тыс. - в малых и средних перерабатывающих фирмах. Рынок янтарных изделий "большой России" на 80-90% заполнен польской и литовской продукцией.

За последние 10-12 лет мировой столицей янтаря стал Гданьск. С 1993 года здесь проходят ежегодные международные выставки-ярмарки Amberif, где демонстрируются не только изделия из янтаря, но и оборудование для его обработки - ювелирная отрасль дала толчок развитию соответствующего сегмента машиностроения в Польше. Гданьск также стал центром притяжения для высококлассных дизайнеров. Здесь производятся уникальные изделия - предметы интерьера, одежда с использованием янтаря. Главное правило польских ювелиров - обрамлять янтарь в драгметаллы. Кроме того, поляки делают оправы более массивными, чем калининградцы. Таким образом, при использовании равного количества янтаря добавленная стоимость готовых изделий в Польше значительно выше, чем в российском анклаве.

"В Калининградской области ювелирная отрасль серьезно отстает от польской", - резюмирует заместитель председателя городского совета Светлогорска Владимир Бучнев. В области зарегистрировано около 500 частных переработчиков янтаря, из них 22 объединены в Янтарный союз, возглавляемый Михаилом Симуковым - крупнейшим частным "янтарным" предпринимателем в регионе. Тем не менее в области, по сути, нет дизайнеров, способных конкурировать с польскими мастерами, нет и полноценных школ, где могли бы учиться янтарные ювелиры. Золото и серебро используют при изготовлении изделий лишь Янтарный комбинат и еще несколько фирм. Большинство малых производителей продают обработанный янтарь без оправы или в мельхиоре, получая невысокую добавленную стоимость.
Лекарства для гиганта

Надежды на оздоровление янтарного бизнеса в КО отчасти связаны с мероприятиями по оздоровлению Янтарного комбината. Государственное предприятие, добывающее янтарь и производящее ювелирные изделия, теперь находится под внешним управлением, которое дало некоторые положительные результаты. В частности, снижается уровень воровства, благодаря созданию относительно эффективной системы охраны карьеров.

Впрочем, по мнению Сергея Козлова, "направление преобразований на комбинате выбрано верное, но эффективность предпринимаемых действий пока низка. На мой взгляд, сейчас предприятие движется к банкротству - к приватизации по низкой остаточной стоимости". С одной стороны, как считает Козлов, приватизация станет положительным фактором для развития отрасли: нигде в мире нет государственных ювелирных компаний. Позитивные результаты может дать и приватизация добывающего производства: если собственник - государство не сумело найти способы укрепления позиций предприятия на мировых рынках янтаря-сырца, то, возможно, это лучше получится у будущих частных акционеров комбината.

С другой стороны, чтобы комбинат в результате приватизации получил достаточные инвестиции, его надо должным образом готовить к продаже. Пока же государство не вкладывает в него денег даже в том объеме, который необходим для элементарного выживания предприятия, добыча янтаря постоянно прерывается мелким ремонтом оборудования.

Кроме того, "необходимо разделить добывающую и ювелирную составляющие комбината", - утверждает Сергей Козлов. Действительно, Янтарный комбинат, являясь монополистом на местном сырьевом рынке, одновременно конкурирует с остальными производителями на рынке готовых изделий. С точки зрения интересов отрасли, такая ситуация недопустима. С позиций комбината - наоборот: "ювелирка" обеспечивает гораздо большую рентабельность, чем добыча.
Янтарный против Янтарного

Описанные выше противоречия породили позиционную войну Янтарного комбината с Янтарным союзом. Комбинат стремится задавить предпринимателей малыми объемами и высокой ценой поставляемого сырья, которое, кстати, не всегда бывает надлежащего качества. С одной стороны, нехватка сырья на калининградском рынке, как уже отмечалось, связана со снижением нелегальной добычи янтаря - на это вроде бы не пристало обижаться. Однако предприниматели считают, что комбинат обязан был учесть это изменение, увеличив долю "белой" продажи сырья на внутренний рынок. Сейчас на многих частных предприятиях из-за дефицита янтаря-сырца работники остаются без дела и без зарплаты.

Руководство комбината с заявлениями о дефиците сырья на местном рынке не согласно: по официальным данным, за 9 месяцев 2004 года комбинат экспортировал 30 тонн янтаря, а 31,5 тонны было реализовано на внутреннем рынке, то есть соблюдается паритет. (Остальной объем добытого янтаря - а он, исходя из приведенных ранее цифр, должен составлять примерно 150 тонн, - направлен в запас, для обеспечения бесперебойной работы ювелирного производства: так говорят представители предприятия.)

Как утверждают независимые компании, комбинат лукавит: по словам "частников", предприятие создало на своей территории группу посреднических фирм - им продают крупную часть сырья и, таким образом, создается впечатление, что янтарь поступает на внутренний рынок. На самом деле посредники тут же отправляют значительный объем сырца за рубеж. Кроме того, благодаря деятельности посредников цена янтаря, который остается местным производителям, значительно возрастает. За пределами области такая стратегия не проходит: поскольку за рубежом комбинат не является монополистом по поставкам сырья, там ему цены диктует рынок. Представитель малого калининградского бизнеса, пожелавший остаться неизвестным, сообщил корреспонденту "Эксперта С-З", что "за время внешнего управления цена янтаря, который мы могли приобрести, поднималась трижды. После третьего повышения мы перестали быть конкурентоспособными по цене на российском рынке готовых изделий, являющемся для нас основным, по сравнению с польскими и литовскими ювелирами".
Охраняется государством

Важно отметить: ценовая неконкурентоспособность калининградских ювелиров связана не только с монополизмом комбината, но и с тем, что за рубежом янтарная отрасль пользуется серьезной поддержкой государства. В Польше обработка янтаря не лицензируется, обращение серебра освобождено от государственного контроля. При этом ввоз готовых изделий в Польшу сопровождается уплатой таможенной пошлины в размере 20% и НДС в размере 23%.

Приобретение сырья калининградскими ювелирами облагается НДС, в то время как экспорт необработанного янтаря из России свободен от этого налога. Свободен он и от таможенных пошлин, поскольку в КО действует режим особой экономической зоны. Поэтому при изготовлении сопоставимых изделий из янтаря зарубежные ювелиры имеют априори большую прибыль, чем калининградские. Очевидно, что оздоровление калининградской янтарной отрасли невозможно без вмешательства федеральной власти: предприниматели ждут от нее как смягчения налогового режима, так и ограничения монополизма Янтарного комбината. Малые компании убеждены, что по крайней мере в ближайшее время необходимо разделить комбинат по видам бизнеса, приватизировать его ювелирное производство, а также создать аукционную систему торговли сырьем, добываемым в Янтарном.

Кстати, если отвлечься от сиюминутных интересов, станет ясно, что разделение бизнеса пойдет на пользу и самому комбинату. Пока при нем существует лакомый ювелирный бизнес, менеджеры предприятия не будут активно наращивать объемы добычи сырца - заниматься хлопотным делом, требующим привлечения серьезных инвестиций и пока низкорентабельным. В то же время добыча янтаря - ключевая компетенция этого производства. Загубив основной бизнес, Янтарный комбинат лишится перспектив.
Источник: Эксперт Северо-Запад

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.