Промысловая рулетка

Несмотря на депрессию в рыболовецкой отрасли России, калининградские промысловые компании продолжают развиваться. Однако их рост не будет устойчивым, пока не снижены существующие в этом бизнесе риски

Калининградская область - регион во многом исключительный. В частности, с точки зрения развития рыболовецкого бизнеса: его динамика противоположна общероссийским тенденциям. Рыбопромысловая отрасль страны с постоянством, достойным лучшего применения, снижает уловы примерно на 10% ежегодно. Исключением был лишь 2003 год, когда падение составило менее 1%. По итогам текущего года в большинстве "рыбных" регионов снова прогнозируется 10%-ный спад.

Как считают специалисты, такая ситуация обусловлена вынужденной ориентацией национальных флотов на добычу биоресурсов в 12-мильной исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России. Для выхода за пределы экономзоны - в океан - компаниям необходимы не только дополнительные оборотные средства, но и более мощный флот. Океаническое рыболовство было развито в СССР, но когда в 1990-е годы рыбопромысловая отрасль лишилась господдержки, выходить в океан почти перестали.

По сравнению с общероссийскими показателями, результаты работы калининградских рыболовецких компаний выглядят убедительно: объемы добычи стабильно растут (спад был зафиксирован только в 2003 году), и есть предположения, что в текущем году они также превысят прошлогодний уровень. Успех региональных флотилий обусловлен как рядом объективных факторов (в частности, связанных с географическим положением Калининграда), так и удачными решениями некоторых игроков.

Однако локальный прогресс на фоне общей депрессии не может длиться долго - если российское государство не выработает внятную политику регулирования, в которой остро нуждается данная отрасль, ресурсы развития калининградских флотов будут исчерпаны через несколько лет.

Одна из главных причин калининградского феномена заключается в том, что 81% объема улова региональных рыбаков обеспечивается вне ИЭЗ страны. В Калининграде всегда аккуратно относились к судоремонту, и состояние флота после развала СССР долго позволяло совершать длительные океанические рейсы. В 1990-е годы, по сведениям главы Комитета по рыболовству администрации Калининградской области Виктора Осадчего, краткосрочную нехватку оборотных средств компании пополняли за счет продажи старых нерентабельных судов. И, как утверждают сами промысловики, они вынуждены изыскивать возможности работы в океане. Просто нет другого выхода - Балтика слишком тесна. Правда, издержки на дальние походы пришлось сократить. Если в советское время калининградские суда ходили в Тихий океан и Южную Атлантику, то с 1990-х годов рейсы стали ограничиваться Северо-Восточной Атлантикой, которая считается ближним районом. И только в прошлом году калининградцы вернулись в район Марокко.

Еще одна отличительная черта калининградского рыбного рынка - более высокая, чем в материковой России, концентрация. На долю четырех калининградских компаний приходится около 70% регионального вылова в океане (7% общероссийского вылова). Лидеры рынка - "Морская Звезда" (15 судов, в том числе не менее десятка крупнотоннажных), " Рыбфлот ФОР" (10 крупнотоннажных судов), " Вестрыбфлот" (четыре крупнотоннажных и более 10 среднетоннажных), " Атлантрыбфлот" (10 судов, которые, впрочем, гораздо сильнее изношены, чем у остальных игроков, и выловы в 1,5-2 раза ниже, чем у коллег). В России найдется только около 10 компаний такой величины, как три первых игрока из приведенного калининградского списка.

Примечательно, что экономическая эффективность работы калининградских промысловиков за постсоветский период увеличилась в полтора раза. Если в 1991 году на 303 единицы флота приходилось 688,6 тыс. т вылова (2,27 тыс. т на одно судно), то в 2003-м 91 судно обеспечивает объем добычи 332,3 тыс. т (3,65 тыс. т на судно). Впрочем, нет уверенности, что рост показателей эффективности сохранится в долгосрочной перспективе - состояние флота и кадровой базы компаний, скорее всего, не позволит его обеспечить.
Источник: Эксперт Северо-Запад

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.