Россия запретит иностранцам ловить рыбу в приграничной зоне

Отечественная рыбная отрасль на пороге важных перемен. С января 2009 года вступят в силу изменения в федеральное законодательство, которые запретят иностранцам прямой вылов биоресурсов в 200-мильной зоне вокруг России (на договоренности в рамках межправсоглашений это не распространится), а также будет введена обязанность всё пойманное доставлять на таможенную территорию РФ. Об этом в среду на своей пресс-конференции сообщил глава Росрыболовства Андрей Крайний.

Введение этих ограничений вызвано тем, что российские биоресурсы в последнее время всё чаще уплывают в чьи угодно сети, но только не в наши. А потом уже совсем за иные деньги возвращаются к нам. В итоге рыбка на прилавках «кусается» («Барабулька, которая на Чёрном море идёт по семьдесят рублей, в Москве продаётся за тысячу шестьсот!» - сообщил Крайний), а также удивляет («На этикетке написано: «Минтай из Китая». Но там нет этой рыбы!» - продолжил чиновник). По словам главы Росрыболовства, в некоторых странах Азиатского, Тихоокеанского регионов созданы целые индустрии, которые перерабатывают наши, российские биоресурсы, причём добытые незаконно. На законодательном уровне будет зафиксировано (Госдума закон приняла, он сейчас на подписи у президента РФ), что приоритет в 200-мильной зоне отдаётся отечественным промысловикам.

Но два введенных ограничения серьёзно увеличивают нагрузку на береговую инфраструктуру рыбной отрасли - в частности, порты и портопункты. «Сейчас берег не готов принять все суда, которые работают в двухсотмильной зоне. На Черном море, например, рыбу перегружают так, как полвека назад, - борт в борт, и вилами перебрасывают. Поэтому в течение ближайшего года будут вестись приготовления. Мы разработаем совместные регламенты с пограничной и таможенной службами, чтобы рыбаки могли оформляться максимум за три часа, а потом приступать к разгрузке. Сейчас суда вынуждены стоять и ждать своей очереди до трех суток», - сказал глава Росрыболовства.

По его словам, на общую модернизацию российских береговых служб уйдёт не менее трех лет и понадобится до 35 миллиардов рублей. Все эти деньги будут потрачены в рамках разных федеральных целевых программ. Государство не будет размениваться на мелочи (например, холодильники для рыбы). Предстоит вкладываться в инфраструктуру - причалы, причальные стенки, краны, железнодорожные пути и прочее.

Крайний также подчеркнул, что рассчитывает на тесное сотрудничество с частными инвесторами. «Уже сейчас есть много желающих поучаствовать в модернизации береговой инфраструктуры в режиме государственно-частного партнерства. У нас по Невельскому порту, пострадавшему от землетрясения, есть, например, восемь заявок. Государство вложит в него три миллиарда рублей, а одна частная компания готова инвестировать полтора. Это сопоставимые цифры, это правильно», - добавил глава ведомства.

Говоря о состоянии Калининградского морского рыбного порта, которым он руководил до своего назначения в правительство РФ, Крайний заметил, что КМРП в столь существенных инвестициях не нуждается. «Здесь нужно укрепить причалы, построить холодильник. Это локальная вещь, и работы будут начаты уже в следующем году», - сказал чиновник.

Он также особо остановился на бюрократических трудностях, с которыми сталкиваются российские рыбаки в собственных портах. «Наша задача сделать так, чтобы порт стал для рыбака его родным местом. Сейчас получается, что рыбака в порту ждут контрольные службы с большой дороги, иначе я назвать это не могу. Каждый требует какие-то документы, навязывает свои платные услуги, грозя, что если не получит денег, то и бумажку свою не выдаст. В итоге мы подталкиваем людей к поиску всяких незаконных лазеек», - сказал Крайний. По его мнению, количество контролирующих структур необходимо свести к минимуму. «В порту должны присутствовать только портовые власти, таможенные и пограничные структуры. Санитарные службы пусть работают там, где биоресурсы реализуются. А ветеринарные вполне могут лично выходить в район промысла, делать там свои исследования, а потом говорить, пригоден этот участок для добычи или нет», - пояснил глава Росрыболовства.

В конце декабря он намерен провести в Москве совещание с представителями рыбопереработчиков и крупных торговых сетей, в рамках которого планируется обсудить возможные варианты установления более справедливых цен на рыбную продукцию. По словам Крайнего, нынешние цены завышены, причём чересчур. Высокие цены обусловлены не только солидной долей импорта (которая в РФ составляет около 35 процентов, а в Москве почти 80), но также и не всегда адекватными требованиями со стороны продавцов. «Рыбопереработчики жалуются, что войти со своим товаром в торговые сети практически невозможно. У них есть так называемая «плата за вход». Там прямо говорят: мол, если хотите, чтобы ваша продукция была представлена у нас, платите нам под двенадцать миллионов рублей. Я называю вполне реальные цифры. Но рыбаки - не

металлурги и не нефтяники. Они - средний и малый бизнес, это слишком много для них», - пояснил руководитель Росрыболовства.

Он также отметил, что какого-либо дефицита рыбной продукции (52 процента которой

изготавливается в Калининградской области) в России не наблюдается. «Но в то же время слишком много импорта, что опасно. Сегодня вам диктуют цены, а завтра - условия. Россия способна собственными силами заполнить всю товарную

линейку за небольшим исключением», - заметил Крайний.

Говоря о калининградской рыбопереработке, он пообещал, что в скором времени эту отрасль ожидает неплохое развитие. Ряд компаний Северо-Запада намерены разместить у нас свои производства. В частности, Мурманский траловый флот, по словам Крайнего, уже строит завод в Пионерском. «Здесь выгодно именно перерабатывать рыбу, делать продукт с высокой долей добавленной стоимости. Возить замороженную скумбрию через несколько границ нет смысла. А вот консервы, солёную, копчёную и прочую рыбу – это вполне выгодно», - добавил рыбный министр.
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.