Росморречфлот вернулся к идее построить глубоководный порт на Бальге

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»
Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) предлагает построить в Калининградской области глубоководный порт в районе мыса Бальга. Об этом глава агентства Александр Давыденко рассказал в среду в интервью «ИТАР-ТАСС».

По его словам, Калининградский порт — мелководный, он находится в черте города, и к нему ведет односторонний 50-километровый канал, в итоге заходящие в порт суда закрывают проход другим судам. «Другой порт — Балтийск — расположен в Калининградском заливе, в бухте Приморской. Но этот проект тупиковый, терминал обслуживает в основном город и частично „Автотор“, — сказал Давыденко. — Мы предлагаем строить глубоководный порт с другой стороны — на мысе Бальга, где будет терминал под нефть и нефтепродукты, удобрения и контейнеры».

По его словам, новый порт «должен принимать 100-тысячные суда». «Сегодня мы проигрываем портам Прибалтики, которые принимают, как минимум, 40-тысячные суда», — добавил глава Росморречфлота. Он также рассказал, что на первом этапе порт на мысе Бальга будет ориентирован на калийные удобрения из Белоруссии. «Белорусы — наши партнеры по Таможенному союзу — переведут отгрузку к нам, когда наш порт начнет принимать 40-тысячные суда. И тогда у нас гарантирован грузооборот в 15 млн тонн только за счет удобрений, — заявил он. — Следующая задача — организовать перевалку нефти и нефтепродуктов. Сейчас их завозят железной дорогой в цистернах. Гораздо дешевле построить вблизи порта НПЗ и поставлять нефть морем, тут же и перерабатывать. Так мы можем завозить для Калининграда и всей Восточной Европы до 100 млн тонн нефти в год».

Он также сообщил, что регион хочет построить порт в Приморской бухте (в Балтийске — прим. «Нового Калининграда.Ru»), поскольку это «простимулирует строительство объездной дороги, в чем заинтересованы власти». «Мы же планируем соединить порт на мысе Бальга с железной дорогой, которая уже есть и идет на Европу, и с автомобильной трассой в обход Калининграда», — отметил он.

Напомним, в конце ноября 2013 года региональное министерство развития инфраструктуры сообщило, что «правительство области и Минтранс России только прорабатывают вопрос о привлечении инвестора для строительства глубоководного порта в Калининградской области». В министерстве также сообщили, что наиболее предпочтительным вариантом признано строительство порта на западном побережье Балтийского моря южнее пос. Янтарного.

Год назад, в мае 2013 года, заместитель главы Минтранса Виктор Олерский сообщил, что Минтранс не отказался от идеи построить в Калининградской области порт, но отметил, что он будет, «наверное, точно не на Бальге». «Мы не видим там порта, и это подтверждается всеми, — заявил Олерский. — Мы выбираем из того, что было предложено Калининградской областью, это Приморская бухта и точка на побережье Балтийского моря, если не будут предложены другие варианты».

Идея строительства в Калининградской области глубоководного порта появилась еще в начале 2000-х годов. В мае 2010 года федеральное агентство морского и речного транспорта России приняло решение о строительстве глубоководного порта на полуострове Бальга в районе мыса Северный. Затем из-за протестов рыбаков — в Калининградском заливе нерестятся многие виды рыб — от идеи строительства на Бальге отказались.

В декабре 2012 года первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков заявил, что в целевой программе «Развитие транспортной системы на 2010–2015 годы» предусмотрена реализация инвестпроекта строительства глубоководного порта в Балтийске. Финансироваться проект должен из двух источников: федерального бюджета (20,4 млрд рублей) и внебюджетных поступлений от инвесторов в объеме 70,6 млрд рублей.

Отметим, власти региона не первый год ведут переговоры с Белоруссией о возможностях перевалки калийных удобрений через порт Калининграда, однако в настоящее время Белоруссия переваливает их через порт Клайпеды. По данным Клайпедского порта, в 2013 году через Клайпеду перевалено 8,52 млн тонн удобрений, на них по-прежнему приходится самая значительная доля грузооборота порта — 25,6%.

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.