Представители бизнеса и власти "выясняли отношения" за "круглым столом"

И там и сям звучат апокалиптические пророчества о снижении инвестиционной привлекательности региона. Связывают это с вхождением наших соседей в ЕС и сложностями в пересечении границ, говорят о нестабильности законодательной базы, о неэффективности закона об ОЭЗ. В то же время объемы внешнеэкономической деятельности растут, инвестиции увеличиваются. Количество резидентов ОЭЗ перевалило за полсотни, а губернатор не успевает «резать ленточки» новых предприятий - таких, скажем, как «Содружество-СОЯ» или керамический завод, современнейших и крупнейших в масштабах всей РФ. Где истина?

Не от Версаче, а по-гусевски

«Круглый стол» промышленников и представителей муниципалитетов собрался в Гусеве не случайно. Город поднимается на ноги - медленно, как говорится, со скрипом, но ростки подъема зримо ощущаются. В угрюмой коробке хиреющего завода «Микродвигатель» обнадеживающим оазисом выделяется один этаж, взятый в аренду компанией – резидентом Особой экономической зоны. Десятки женщин нашли здесь работу, на современном конвейере выпускают телевизионную технику XXI века. Задачи, как говорят специалисты предприятия, поставлены перед ними амбициозные, но вполне реальные. Достичь уровня производительности труда и рентабельности не ниже аналогичных у китайских производителей. То есть продукция для потребителя должна быть не дороже ширпотреба с лейблом Made in China. А качество – значительно выше. Не зря в технологическом процессе отладкой, тестированием и «проверкой на прочность» аппаратуры занимается больше половины всех работников, и соответственно столько же задействовано оборудования.

Экскурсии на швейное предприятие предшествовала любопытная история, рассказанная одной из участниц. Прогуливаясь недавно по Берлину, заглянула в супермодный бутик известного европейского брэнда. Приглянулись брюки, цена, правда, для обычного русского туриста неподъемная – 70 евро, а когда разглядела этикетку, то с удивлением прочитала что пошиты они в Гусеве! Брюки, понятно, не купила, но гордости за наш край эта неожиданная «встреча» прибавила.

Инвестор ищет где больше

Прописная истина: потенциальный инвестор готов вкладываться туда, где ожидает наибольшей прибыли с наименьшими затратами. Он не придет в Калининград, что называется, «за красивые глаза», сколь бы ни нравился ему город и весь наш янтарный край. И, что важно, приходит он на конкретное место, собираясь там строить конкретное предприятие. А если уж говорить экономическим языком, то главный «момент истины» - соотношение доходности и риска. Только взвесив все составляющие, проанализировав и выведя некий коэффициент, инвестор принимает решение.

Так вот, риски у нас достаточно высоки. Один из менеджеров, занимающийся продвижением европейских компаний на калининградский рынок, доверительно мне сказал: «Я сам не понимаю, почему они к нам идут? Кажется, вот – Польша, вот - Литва, где инвесторам созданы поистине царские условия. И что их в нашем регионе привлекает?»

Не будем домысливать за наших западных партнеров. Нам, главное, для начала свой товар лицом показать. А вот этого делать мы толком еще не научились.

Участники «круглого стола», члены ассоциации иностранных инвесторов в Калининградской области, привели массу почти анекдотических случаев, когда на словах и бумагах было одно, а на месте оказывалось совсем другое. Скажем, приезжает бизнесмен осматривать место для будущей стройплощадки, а там, вопреки схемам и планам, нет подъездной дороги, а для обеспечения электроэнергией надо ЛЭП тянуть несколько километров. Глубже разбирается – вообще в районе нехватка энергомощностей и перспектив никаких не видно. Естественно, он пакует чемоданы и едет в другое место. Хорошо, если в соседний район. А может – в другую область российскую, а то и вообще в другую страну.

«В этот муниципалитет, раз посетив, я больше никогда не заеду», - делился обидами один крупный промышленник, не называя из деликатности конкретного адреса. Почему? А встретили его там так, что отбили всякую охоту к продолжению диалога. Вот вам и «привлечение инвесторов», и «повышение инвестиционной привлекательности»…За мудреными иностранными словами кроется простая русская безалаберность.

В режиме конструктивного диалога

Гусевский «круглый стол», кстати, уже второй подобный, проводился в рамках специальной программы по разработке комплекса мер для привлечения инвесторов. Программа эта, хотя и региональных масштабов, «спускается» на уровень муниципалитетов – в этом ее смысл. Ведь инвестор, повторюсь, приходит в конкретное место, в реальное муниципальное образование. И первые, кто его там встречает, – работники администрации.

- Особо важен, на мой взгляд, диалог между бизнесом и властью, в первую очередь на местах, - говорит исполнительный директор Ассоциации иностранных инвесторов в Калининградской области Олег Скворцов. – На таких мероприятиях происходит конструктивный диалог, партнеры начинают лучше понимать другу друга, могут откровенно высказаться по наболевшим проблемам.

Недавно в рамках этого проекта начала действовать экспертная группа, которая проводит исследования инфраструктуры муниципалитетов, определяет, каким образом и в каких направлениях работать с потенциальными инвесторами. Скажем, подготовлены рекомендации по Озерскому городском округу. Там не нужно крупных промышленных объектов – уголок уникальный, есть смысл сконцентрироваться на развитии туристско-рекреационного бизнеса. И, конечно, что не мешает основному направлению, поднимать сельское хозяйство. А в Нестеров неплохо было бы привлечь инвесторов для строительства крупного транспортно-логистического центра.

- У каждого муниципалитета – своя «изюминка», - рассуждает Олег Скворцов. – Только ее надо найти, обозначить и активно работать в этом направлении. И тогда никаких «депрессивных» районов у нас не будет. Все найдут свое место в общей экономике региона.

В общем, муниципалитеты, профильные министерства регионального правительства должны, образно говоря, печь калачи, которыми заманивать инвесторов. Пока это у них, по крайней мере у подавляющего большинства, судя по темпам экономического роста, неплохо получается.
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.