Эксперт: ограничения калининградского транзита Литвой нужно рассматривать в рамках ВТО

Леонид Степанюк. Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»
Все новости по теме: Калининградский транзит
Калининградская область могла бы стать важным международным транзитным звеном евроазиатского транспортного коридора через территорию Евросоюза, но на сегодняшний день она является заложником негармонизированного права РФ, ЕС, Таможенного союза, ВТО, Белоруссии и Литвы. Об этом, как передает корреспондент «Нового Калининграда.Ru» в понедельник заявил на конференции в КТПП председатель комитета по транспорту Палаты Леонид Степанюк.

По его словам, географическое положение Калининградской области, все виды пропускных пунктов на госгранице, незамерзающий морской порт, развитая дорожная сеть, железнодорожная колея двух стандартов — российского и западноевропейского — делают ее наиболее подходящей для развития международного транзита. Но на деле регион оказался исключен из этого процесса. «В 2007–2013 годах Россия была исключена из программы развития регионов Балтийского моря, так как не являлась членом этой программы, — пояснил в своем докладе Леонид Степанюк. — А это означало, что перспективные планы пространственного развития региона, включая транспортную составляющую, строились без учета российских интересов». Кроме того, после образования Евросоюза, создания Таможенного союза, вступления России в ВТО Калининградская область оказалась заложником негармонизированного права России, ЕС, Таможенного союза, ВТО, Белоруссии и Литвы.

«Особенно это коснулось транзитных контейнерных перевозок, грузовых железнодорожных перевозок, грузовых автомобильных перевозок, — отметил Степанюк. — Таможенный кодекс РФ и Соглашение о Таможенном союзе вступили в противоречие со Стамбульской конвенцией по порядку перемещения грузов в контейнерах через территорию Калининградской области, через территорию ЕС, на остальную территорию России и Таможенного союза». Литва при вступлении в ВТО оставила за собой право не уравнивать железнодорожные тарифы для грузоперевозок в калининградском направлении, а грузовикам, ввезенным под режим ФЗ-16 «Об ОЭЗ в Калининградской области», ограничено перемещение в Россию и запрещен въезд в остальные страны Таможенного союза. «Сложившаяся ситуация прямо влияет на высокие издержки транспортно-логистического бизнеса, значительно увеличивает потери времени на оформление грузов и их контроль при пересечении нескольких границ, — подчеркнул Леонид Степанюк. — В итоге, имеющийся транзитный потенциал региона практически не задействован. Более того, транспортная отрасль утрачивает свое значение как ключевой фактор развития экономики области. Все соседние морские государства сполна используют свое географическое положение».

Для исправления этого положения нужно на федеральном уровне комплексно гармонизировать транспортное право, погранично-таможенные процедуры всех заинтересованных сторон в контексте действия норм ВТО, считает эксперт. Кроме того, тарифные ограничения транзита через территорию Литвы следует рассматривать как существенные барьеры, препятствующие либерализации торговли в рамках ВТО, и для их устранения Россия должна обратиться в Органы по разрешению споров ВТО.

Напомним, в декабре 2013 года губернатор Николай Цуканов сообщил, что президент Владимир Путин поручил подготовить иски к Литве в рамках обязательств и прав члена ВТО в связи с необоснованным повышением тарифов на железнодорожные перевозки на калининградском направлении.

Чуть позже Владимир Путин признал на встрече с журналистами, что Европа до сих пор использует ограничительные меры в отношении российских товаров химической промышленности, так как, по мнению Евросоюза, в России нерыночным образом складываются цены на природный газ, что дает российским производителям неоправданное преимущество. «Мы убеждены, что это не так, что это отговорки, — заметил глава государства. — Но при вступлении в ВТО мы сейчас имеем возможность и право оспорить эти решения в соответствующих инстанциях Всемирной торговой организации <...> Я, правда, не знаю, чем закончится это разбирательство, мы его еще не начали, но в целом такие шансы появляются», — добавил он. О калининградских проблемах президент не упомянул. 

Текст: Татьяна Новожилова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.