Рыбный день

Уже не первый раз при наблюдении за развитием регионов России приходится видеть, как, образно говоря, деньги валяются под ногами. Чтобы их собрать, необходимо лишь одно незначительное усилие региональных властей. Часто прозрение наступает поздно: соберется, например, иной губернатор развивать электронную промышленность и высокие технологии – глядь, а в корпусах бывших славных на всю страну заводов – торговые центры с польско-китайским тряпьем.

Не только показательна, но и символична в этом смысле ситуация с реализацией государственной программы возрождения и поддержки рыбной отрасли в Калининградской области. Изменения федерального законодательства о рыболовстве можно с уверенностью назвать благой инициативой. По крайней мере, тот факт, что с 1 января 2009 года иностранным компаниям запрещена прямая добыча биоресурсов в 200-мильной зоне вокруг России, без сомнения можно назвать действенной мерой по защите продовольственной безопасности страны.

Нынешняя ситуация, когда в некоторых странах Азиатско-Тихоокеанского региона созданы целые индустрии, которые перерабатывают наши, российские биоресурсы, добытые незаконно, ненормальна для суверенного государства. "В наших магазинах продается по завышенным ценам китайский минтай, хотя всем известно, что в этой стране минтая нет", – сетовал по этому поводу на пресс-конференции в Калининграде руководитель Росрыболовства Андрей Крайний. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.

То же, что все-таки будет выловлено в рамках отдельных межправительственных соглашений, должно будет доставляться для досмотра на таможенную территорию России. Понятно, что такие меры требуют реанимации береговой инфраструктуры и рыбопереработки в тех регионах, где эта отрасль является традиционной. В Калининграде в том числе.

На общую модернизацию российских береговых служб уйдет не менее трех лет и понадобится до 35 миллиардов рублей в рамках различных федеральных целевых программ. Предстоит вкладываться в инфраструктуру - причалы, причальные стенки, краны, железнодорожные пути и прочее. Сейчас берег, попросту, не готов принять все суда, которые работают в двухсотмильной зоне. Местами приходится перегружать рыбу как полвека назад – вилами перебрасывать с борта на борт.

Нет и необходимых таможенных и пограничных регламентов. Рыболовецкие суда вынуждены ждать оформления документов до трех суток. За это время часть улова портится, что наносит значительные убытки и наносит также значительный удар по экологической обстановке береговой зоны. По окончании реформы предполагается, что на оформление документов будет тратиться не более трех часов драгоценного времени.

Вот как определил стоящие в рамках модернизации задачи по устранению бюрократии из российских портов Андрей Крайний:

- Наша задача сделать так, чтобы порт стал для рыбака его родным местом. Сейчас получается так, что рыбака в порту ждут контрольные службы с большой дороги, иначе я назвать это не могу. Каждый требует какие-то документы, навязывает свои платные услуги, грозя, что если не получит денег, то и бумажку свою не выдаст. В итоге мы подталкиваем людей к поиску всяких незаконных лазеек. В порту должны присутствовать только портовые власти, таможенные и пограничные структуры. Санитарные службы пусть работают там, где биоресурсы реализуются. А ветеринарные вполне могут лично выходить в район промысла, делать там свои исследования, а потом говорить, что этот участок пригоден или нет для добычи.

Кстати о господине Крайнем, Калининградскому региону в связи с предстоящей модернизацией явно повезло. Ведь этот правительственный чиновник, на плечи которого ложится основная нагрузка по реализации программы подъема отрасли, до своего назначения в правительство руководил как раз Калининградским морским рыбным портом. Уж, казалось бы, при таком раскладе в калининградскую прибрежную инфраструктуру и переработку морепродуктов должны бы потечь нескончаемым потоком и частные инвестиции. Ан нет… .

Напротив, не так давно один из крупнейших переработчиков отрасли в регионе, компания "Ледово", объявил о том, что переводит производство замороженных морепродуктов из города Светлый Калининградской области в Подмосковье. Компания сегодня ведет переговоры с Морским Банком, который действует в интересах клиента, занимающегося контейнерным бизнесом, вероятно, ориентированным на развитие экспортной торговли. Предполагается, что на месте нынешнего завода, по мнению экспертов, появится контейнерный терминал стоимостью около 500 миллионов долл.

Сумму сделки стороны не раскрывают, однако говорят, что речь идет о десятках миллионов долларов. Конечно же, руководство компании сегодня не скупится на успокоительные заявления и обещания потратить вырученные от сделки деньги на строительство в регионе нового перерабатывающего предприятия. Однако, местные эксперты подчеркивают другое – компания "Ледово" ограничено в развитии этой производственной площадки. Отсутствие инфраструктуры на этой территории для развития продуктового производства, а также окружение контейнерными терминалами значительно снижают потенциал использования площадки.

Вот так – пока правительственный чиновник рассчитывает на тесное сотрудничество с частными инвесторами в развитие портовой инфраструктуры, прибрежную полосу в Калининградской области занимают контейнерные терминалы, мешая развитию этой самой инфраструктуры рыболовства и рыбопереработки. На местах-то этой проблемой заниматься, вводя механизмы государственного регулирования, отмашки из Москвы до сей поры - никто не давал. А теперь - пока еще за несколько лет федеральная программа развернется. Прибрежная полоса, она, знаете ли, не резиновая. Того и гляди, останется рыбакам "рыбу" на берегу "добывать" - в домино играя.
Источник: Медиакратия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.