На развитие села у властей зачастую нет средств

О запущенности нашей сельской глубинки уже сказано-пересказано, а перемен к лучшему пока не видно. Почему так? Вроде бы шаги по изменению ситуации на селе предпринимаются.

Тамара КЕВЛИЧ,

глава муниципального образования «Мозырьское сельское поселение»

Был принят Федеральный закон № 131 – «Об общих принципах организации местного самоуправления». С ним мы живем и работаем пятый год. Но вот толку мало. Закон плохой? Нет, идеи, заложенные в нем, здравые – дать больше возможностей власти на местах решать проблемы людей. А кто лучше первичного звена власти знает о проблемах сел, поселков, их населения, как не те, кто работает в самом низу? Тут не поспоришь. В ФЗ №131 к вопросам местного значения на уровне поселения отнесено 22 пункта, включающие в себя формирование бюджета, установление местного налога, содержание и строительство дорог, мостов и содержание муниципального жилищного фонда. А есть еще пункты – «обеспечение первичных мер пожарной безопасности», «организация библиотечного обслуживания населения», не забыли про сбор и вывоз мусора и организацию ритуальных услуг…

Почему говорю об этом так подробно? Это чтобы читатели, в основном сельские, могли представить, как широк круг вопросов, которыми приходится заниматься небольшому коллективу администрации муниципального образования. Но не для того, чтобы оправдаться за какие-то упущения. Просто «вилка» между обязанностями, возложенными на сельское поселение, и теми ресурсами, которыми мы обладаем, очень уж велика.

Мозырь часто и справедливо называют сельской глубинкой. До Правдинска, районного центра, от поселка – почти пятьдесят километров, до Калининграда – вдвое больше. А на территории поселения 832 двора - 26 населенных пунктов, и самый дальний из них находится от Мозыря за 25 километров. Целый район! Но это только «география». Хозяйств же на территории поселения – раз-два и обчелся, промышленных предприятий практически нет. А ведь они должны быть главными источниками финансовых поступлений в местный бюджет. Отсюда и наша бедность. К этому следует добавить, что и население у нас не то, каким оно было лет 15-20 назад, – в основном пенсионеры и работники бюджетной сферы. Нет работы, нет и работников, значит, и о налоге с физических лиц можно забыть.

Но как бы то ни было, люди живут, есть инфраструктура, жилой фонд, который надо поддерживать в нормальном состоянии. А вот тут-то начинаются проблемы. И главная – острая нехватка средств. Бюджет 2007 года вместе с субсидиями и субвенциями у нас был немногим более 6 млн рублей. А в этом году его урезали сразу на 25 процентов. Почему – никто нам не объяснил. По-видимому, в расчете на то, что мы будем справляться собственными силами. Но таких сил в сельском поселении нет: налоговая база не увеличилась, прироста населения тоже нет. Откуда взяться налоговым поступлениям?

Надо ли говорить, что жилищно-коммунальное хозяйство наших сел и поселков находится в плачевном состоянии? Да и как может быть иначе, если 70 процентов жилого фонда – довоенной постройки, водопроводная сеть (кроме мозырьской) изношена на 100 процентов. А у нас она немалой протяженности – 21,5 километра, это пять линий, девять скважин. В минувшем году на коммунальную службу нам выделяли 890 тысяч рублей, а в этом – 250 тысяч. Понятно, что наши трубы и скважины не «помолодели», а средств на их обслуживание да и на многое другое отпущено меньше.

Нам не потянуть самим реконструкцию водопроводной сети. А ведь еще есть мосты, дороги, освещение населенных пунктов. Здесь ситуация не лучше. Когда-то освещение улиц находилось на балансе хозяйств. Теперь их нет, они развалились, а ветшающие электросети остались. Причем нам никто не передал ни документацию, ни средства на обслуживание. То же самое – с дорогами и мостами. Вот мостом в поселке Подлипово надо срочно заниматься – того и гляди беда случится, а за мостом живет несколько десятков семей. Но нам этот мост на баланс никто не передавал, нет и документов, каков там процент износа. А чтобы построить новый, только на проектно-сметную документацию потребуется 900 тысяч рублей. Где их возьмет нищее поселение?

Или такой вопрос – строительство жилья на селе. Новое жилье поселению необходимо. У нас среди преподавателей Мозырьской школы много людей пенсионного и предпенсионного возраста, им нужна смена, а без жилья никто в поселок не приедет. Но на проектную документацию опять же требуются средства, которых у поселения нет. Равно как нет их и на проведение оценки износа старого и ветхого жилого фонда. Мы определяем степень износа «на глазок», а это непорядок. Когда я начинаю ставить эти вопросы, мне возражают: участвуйте в софинансировании и решайте свои проблемы. Да, работая по этой схеме, и уличное освещение налаживают, и дороги строят, и жилье, и мосты ремонтируют. Но нам софинансирование в таких пропорциях не осилить. Такая схема годится для города или крупных населенных пунктов, городских поселений, где есть налоговая база – возможность изыскать средства. А у нас даже земельный налог собрать – большая проблема, потому что с земельными паями в свое время здорово намудрили в хозяйствах. Большую часть паев у людей скупили, во многих случаях даже без должного оформления. Ко мне приходят бабушки, которые давно уже продали свои паи, а налог с них требуют. По закону – так и должно было быть, но когда все это делили и продавали, нас в известность никто не ставил. А теперь проблемы решать приходится власти на местах. Сбор земельного налога вновь вменяют поселению.

Все эти проблемы гирей висят на ногах. Мы бы и рады их решать, но без серьезной помощи не получается – ресурсов не хватает, хотя стараемся сделать все, что в наших силах.

Наши коммунальщики не сидят сложа руки, ЖЭУ, как может, зарабатывает деньги, – пашут огороды, заготавливают лес на дрова, есть свой магазин. Но этих средств недостаточно, потому что и огородов становится все меньше: деревня стареет, молодежь подалась в город, некому и картофель сажать. То же самое – с подсобным хозяйством. Еще недавно в Мозыре было 140 коров, теперь осталось 20. Кому тут сено косить?

Мы уже не первый год говорим о своих проблемах. Не раз писала о трудностях сельской глубинки и «Калининградская правда». Мы даже приглашали через газету чиновников приехать в наше сельское поселение, посмотреть на деле, как мы живем, окунуться в сельскую тематику. Но то ли нас не слышат, то ли далеко мы от областного центра живем… Недавно собрались в областное правительство, побывали на приеме у министра по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления, у заместителя министра финансов. Нас выслушали, а что будет дальше – пока не знаю. Хочется верить, что к нашим проблемам отнесутся с пониманием.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.