Владислав Иноземцев: «Сегодня курс развития России ориентирован не на экономический рост»

Все новости по теме: Проблема-2016
В минувшую пятницу в Светлогорске, на семинаре «Российский регион в глобальном мире», организованном Московской школой гражданского просвещения, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев выступил с докладом «Россия и Евросоюз: идентичность Калининграда». «Новый Калининград.Ru» публикует тезисы доктора экономических наук — о текущей ситуации в экономике региона, потенциале её развития и причинах, из-за которых в ближайшие годы этот потенциал вряд ли будет востребован.

ino.jpg

Об особой экономической зоне:

...В 90-е годы любая страна, которая развивалась ускоренными темпами, стремилась сократить свой разрыв с развитыми странами, безусловно, использовала опыт так называемых особых экономических зон. Россия в этом отношении была не исключением с точки зрения риторики, но была очевидным исключением с точки зрения практики. Если в том же самом Китае, Мексике, Объединённых Арабских Эмиратах эти свободные экономические зоны открывались как территории, свободные для западных инвестиций, инвестиций в первую очередь в перерабатывающие отрасли, зоны, в значительной степени ориентированные на восприятие новейших технологий и экспорт готовой продукции в другие страны мира, то Калининград стал особой экономической зоной другого порядка. Он фактически стал воротами в Россию для иностранных производств, сборочных производств. В области выпускалась значительная доля российских телевизоров, холодильников, других товаров народного потребления. Даже российских «коньяков» здесь производилось 18% от общероссийского объема производства.

Но вся эта экономика была связана только с ёмкостью российского внутреннего рынка и не предполагала высокой конкурентоспособности с иностранными компаниями. Реэкспорт из области был близок к нулю. Опять-таки, повторю, в отличие от всех тех особых экономических зон, которые существовали в мире, начиная от ОАЭ, заканчивая Китаем и Мексикой.

Как следствие, в области сложилось достаточно неблагоприятная финансовая ситуация, бюджет был и остаётся дотационным, причём на значительные суммы, я думаю, больше 40 процентов. И какого-то серьёзного прорыва не произошло. Когда Россия вступила в ВТО, безусловно, и требования ВТО, и изменения своей налоговой политики РФ в связи с давлением лоббистов, как произошло в алкогольной отрасли, привели к постепенному сворачиванию особой экономической зоны. Что, в общем-то, привело к тому, что высокие темпы развития экономики области в 90-е и начале 2000-х годов, по сути, нивелировались с темпами развития в остальной России.

...То, что очевидным образом напрашивается в области, это та же самая особая экономическая зона, направленная на экспорт. Я думаю, что сочетание здесь российских стандартов и правил, которые предполагают возможность серьёзного отклонения от действующих в Европе в сторону облегчения для предпринимателей, и существование здесь российской шкалы налогообложения, которая уникальна для современного мира, и многих других российских преимуществ позволяет достаточно легко создать здесь предприятия, которые способны конкурировать с европейскими. Фактически — перенести сюда европейские предприятия, которые смогут работать на дальнейший экспорт.

Вся Восточная Европа прошла через этот путь. В 2009 году одна маленькая европейская страна, Словакия, о которой практически никто не знал до распада Чехословакии, произвела легковых автомобилей больше, чем Российская Федерация. И это было сделано на предприятиях, которые были перенесены из разных европейских стран, «Peugeot», «Renaut», «Citroen», «Volkswagen», в Словакию для снижения издержек. Если бы Калининградская область соединила европейские принципы защиты инвестиций и российские налоги, ничто не препятствовало бы этим предприятиям размещаться здесь. И не только им — сегодня почти что четверть мобильных телефонов, которые собираются в Европе, собираются в Венгрии, а могли бы собираться здесь. И этот список можно продолжать.

То есть в данном случае идея о том, что российская система экономического регулирования, российские налоги, транспортная инфраструктура и так далее могут быть соединены с европейскими инвестициями, для Калининградской области является очевидным и рациональным решением с точки зрения развития экономической деятельности.

1.jpgО визах:

...Чтобы сделать Калининград и Калининградскую область точкой пересечения и взаимодействия европейцев и россиян, самой очевидной нормой, которая могла бы быть введена немедленно одним указом президента, является односторонняя отмена виз для граждан стран ЕС. Мне напоминают такого рода решения ситуацию, которая имела место в Праге во второй половине 90-х годов. Когда в Чехии уже не было виз для европейцев и ещё не было виз для россиян. Город сделал очень мощный экономический рывок именно на бизнес-связях между Россией и Европой. Каждую неделю, каждый день там проходили многочисленные совещания, встречи бизнесменов, конгрессы, которые собирали представителей России и Украины с одной стороны, европейских стран с другой стороны. Логистически было наиболее просто проводить подобные встречи именно в этом месте. Если мы посмотрим на ту же самую гостиничную инфраструктуру Праги, то увидим, что она развилась именно в эти годы.

Превратив Калининград в такую точку, мы могли бы сделать очень многое для того, чтобы — особенно после Чемпионата мира 2018 года — превратить город и область в место, где могли бы проходить бизнес-конгрессы, семинары, сессии, рок-концерты и иные мероприятия, которые могли бы привлекать людей со всей России с одной стороны, а с другой стороны — из государств Балтийского региона, других стран Евросоюза. Это не представляет никаких угроз российской национальной безопасности, потому что один простой перевод рейсов, которые летают из Храброво в международные терминалы по всем городам России, исключает возможность несанкционированного проникновения граждан, приехавших в Калининград без виз, на остальную территорию Российской Федерации. Это такая же система, как, допустим, существует в Великобритании: рейсы с островов Мэн и Гэрнси прибывают в Хитроу в международный терминал, хотя это территория Англии. Учитывая, что там существуют оффшорные зоны, необходимо контролировать финансовые средства, эти внутрианглийские рейсы переведены в международный терминал. Такого же рода мероприятия в Калининградской области могло бы позволить здесь совершенно иной уровень развития и взаимодействия с соседними странами.

2.jpgОб аэропорте:

...Очевидным преимуществом является аэропорт, который абсолютно не выполняет вполне естественную для такого региона роль транзитного узла. Я могу ошибаться, но думаю, что прямые рейсы в российские города связывают Калининград максимум с 5-6 точками (прямые рейсы из «Храброво» осуществляются сегодня в 7 городов РФ: Белгород, Казань, Краснодар, Москву, Мурманск, Санкт-Петербург и Череповец — прим. «Нового Калининграда.Ru»). На самом деле, это совершенно логичная стратегия развития аэроузлов, мы видим её на примере аэропортов в Риге, в Праге, в Варшаве. Это строительство серьёзного аэроузла, который может собирать пассажиров со всей России, начиная от Екатеринбурга, ну и, допустим, до Самары, не говоря уже об Архангельске и прочих. Концентрировать их, направлять в страны Западной Европы.

Такого рода достижения можно обеспечить, даже не вкладывая особо ничего в реконструкцию аэропорта и развитие авиационного транспорта. Достаточно, на мой взгляд, разрешить иностранным компаниям летать из Калининграда в города Российской Федерации, считая это за пределами квот. И проблема решится сама собой. Если мы посмотрим на цены бюджетников в Европе, которые колеблются от 30 до 50 евро за перелёт между крупными европейскими столицами, то поймём, что для освоения российского рынка европейские бюджетные компании построили бы здесь с радостью современный аэропорт для того, чтобы их пустили на рейсы из различных регионов России в Калининград и дальше. По сути дела, в этом случае можно получить современный аэропортовый узел, вокруг которого концентрировались бы отрасли и площади — гостиницы, торговые комплексы, комплексы duty-free и так далее.

При этом сами западные компании, конкурируя, конечно, с российскими контрагентами, сами создали бы сеть воздушных перевозок. Это, конечно, был бы мощный удар по «Аэрофлоту». Зная, насколько не любят наши компании конкуренцию, помня, какова была судьба «КД-авиа», когда фактически усилиями «Аэрофлота» компания была выдавлена с рынка... Но, если говорить не о каких-то текущих играх в области конкурентной борьбы, а о значении и развитии региона, то создание здесь мощного транспортного хаба, безусловно, является совершенно очевидным решением. По тем деньгам, которые были израсходованы на аэропорт имени Фредерика Шопена, это примерно 184 млн евро. Это, думаю, в 2,5 раза меньше, чем будет стоить ваш стадион, который сейчас начинают строить. Но, с точки зрения экономической отдачи, это предприятие, которое обеспечивает намного большие доходы, намного большую занятость, намного большие отчисления в налоговой сфере.

3.jpgО морском транспорте:

...Во всех развивающихся странах, которые в последние 20-30 лет совершили мощный рывок, начиная от Южной Кореи, Китая, Вьетнама, Мексики, основным конкурентным преимуществом был прибрежный характер. Есть очень чёткая статистика, в сегодняшнем мире порядка 68 процентов всей мировой экономики сосредоточено в регионах, которые отстоят от побережья морей и океанов не более, чем на 100 миль. При том, что эти регионы занимают приблизительно 14 процентов территории Земли.

В этом отношении пересечение торговых путей, открытые пространства для транспортировки товаров, поступления комплектующих, людей — это, безусловно, огромные конкурентные преимущества, которые в Калининграде, на мой взгляд, совершенно не используются. В условиях, когда средний тариф для перемещения любых грузов морским транспортом сегодня приблизительно в 8 раз дешевле, чем железнодорожным и автомобильным транспортом, неиспользование преимуществ открытого моря, побережья, портовой инфраструктуры это просто преступление, которое, на мой взгляд, не может найти никакого извинения, с точки зрения экономической политики страны.

...Можно было бы получить огромный экономический эффект в случае, если бы в Калининградской области был введён особый режим регистрации движимого имущества. В первую очередь тех же самых морских судов, самолётов и так далее. Многие страны зарабатывают на этом достаточно большие деньги. Учитывая сложности регистрации в РФ торгового флота, многие другие обстоятельства, думаю, мы могли бы здесь достаточно существенным образом продвинуться.

О мегапроектах:

...Мне кажется, что вряд ли они помогут. Хотя, конечно, шанс, достигнутый усилиями человека, являющегося сегодня заместителем представителя президента в СЗФО, шанс проведения матчей Чемпионата мира, есть выдающийся результат для области, который привлечёт сюда определённые инвестиции и даст серьёзный импульс в развитии на ближайший год. И господину Воскресенскому за это все должны быть благодарны. Что касается других мегапроектов, например — атомной станции, я, честно говоря, могу выразить очень странное мнение о том, что она никогда не будет построена. Мы посмотрим, конечно, как всё реализуется, но переизбытки мощности в регионе, ситуация в Литве, ситуация в Белоруссии, ситуация с перетоками, ситуация в сетях, изношенных на 75 процентов, которые не смогут использовать ту дополнительную мощность, которая будет введена... В любом случае, мегапроекты, за исключением Чемпионата мира, не имеют шансов дать толчок развитию региона.

4.jpgОб автомобильном транзите:

...Нужно понимать, как может использоваться географическое положение Калининградской области. И в первую очередь — то, что через Калининград лежит самый короткий путь между Польшей, Литвой, Латвией и дальше — Эстонией и Финляндией, через паромные переправы. Существует проект европейского коридора «Балтия». А Калининградская область будет, скорее всего, с учётом тех правил, которые существуют в России, обойдена этой дорогой. Хотя, на мой взгляд, в первую очередь необходимо, чтобы она прошла через регион.

Я не вижу ничего страшного в том, что скоростная автомобильная магистраль проходит через территорию Российской Федерации. Не существует проблем с охраной, если мы вспомним недавнюю историю: существовала серьёзная транзитная автомагистраль между ФРГ и Западным Берлином, проходившая через территорию ГДР, с которой не было особых проблем. Она действовала фактически как территориальный анклав, то же самое можно было бы сделать и в Калининградской области. Имея на будущее в виду, что когда-то, конечно, Калининградская область и Российская Федерация будут находиться в более адекватных отношениях с Европейским Союзом, визовые и прочие преграды снимутся.

Об университете:

...Думаю, все жители Калининградской области знают, насколько известным, по-моему, с 14 века, был Кёнигсбергский университет Альбертина (основан в 1544 году — прим. «Нового Калининграда.Ru»). Сейчас его не существует, сейчас существует Балтийский федеральный университет. Но, в любом случае, я считаю, что одним из важнейших моментов, в которых нуждается сегодня российское образование, является появление западных университетов, выдача западных дипломов, преподавание на английском и, возможно, немецком языках. Такой университет вполне мог бы быть создан в Калининграде, первым в России. Сегодня в Китае существует 6 университетов с иностранным преподаванием, в Турции уже три, у нас — ни одного, и не предвидится.

На мой взгляд, с учётом исторической практики, с учётом желания европейцев к сотрудничеству, не стоило бы труда создать за европейские, опять-таки, деньги серьёзный фонд, endowment для создания такого университета. Возможно, восстановить даже кампус на острове Канта, который существовал раньше. Не говоря уже о том, что тем самым область получила бы большие инвестиции, серьёзных профессоров из Европы и огромный приток молодёжи из регионов Российской Федерации. Которые бы, вместо того, чтобы уезжать учиться в Америку, Англию или Голландию, могли бы оставаться на российской территории, получая качественное западное образование, общаясь в повседневной жизни на русском языке со своими соотечественниками здесь, в Калининградской области.

5.jpgО сельском хозяйстве:

...Что касается сельского хозяйства — я уже говорил коллеге, с которым мы ехали из аэропорта, что по дороге из Храброво в Светлогорск мы не увидим ни одного распаханного поля. Действительно, не увидели. Проходит год, два, три — и продолжается то же самое. Хотя во времена Восточной Пруссии здесь удавалось снимать по два урожая в год. Поэтому я думаю, что необходимо пытаться разными методами возрождать сельскохозяйственные традиции прусских времён, торговые марки, которые были популярны в Германии, сдавать земли в долгосрочную бесплатную аренду, в том числе иностранным компаниям. Это было бы крайне полезно для того, чтобы реанимировать сельское хозяйство в регионе.

О строительстве:

...Калининградская область, окружённая Европейским Союзом, должна быть пионером для многих новаций в самой России. Переносить отсюда европейский опыт — как для выгоды самой себя, так и для выгоды России. Можно было бы говорить о тех же самых стандартах в строительстве. Существует очень серьёзная жилищная проблема, она стоит столь же остро, как и в остальной части Российской Федерации. Но при этом в жилищном строительстве России ТЭО-ёмкость составляет примерно 260 процентов от того, что используется в Европе. Соответственно, это также влияет на цену нашего жилья. Принять европейские стандарты строительства, европейские стандарты распоряжения в ограничении теплопотерь и так далее было бы абсолютно нормально и, помимо прочего, не только вызвало бы сокращение затрат и издержек, но и привело бы европейские строительные компании в область. Которые, в условиях определённого кризиса на рынке недвижимости по всему Балтийскому региону, могли бы очень серьёзным образом изменить и масштаб конкуренции, и в целом жилищное строительство в регионе.

О роли федерального центра:

...Вопиющим обстоятельством остаётся то, что Российская Федерация вынуждена торговать с Калининградом, как с иностранным государством. Сама по себе идея двойного проведения товара через таможню при загрузке его в местном порту и разгрузке в Питере — это нечто, чего не существует нигде в мире. И все остальные подобного рода «талантливые» методы регулирования, конечно, вызывают удивление у любого непосвящённого специалиста. Это, конечно, проблема, которую руководство региона должно постоянно ставить перед федеральным правительством. Сейчас, думаю, вполне можно, учитывая ситуацию, сложившуюся в РФ, делать это с удвоенной силой. Мы видим поразительную мультипликацию систем управления. На Дальнем Востоке, помимо федерального округа, создано министерство, мы видим Северо-Кавказский округ и недавно появившееся Министерство по делам Северного Кавказа, мы видим неприкаянного вице-премьера, который недавно отвечал за этот регион, а сейчас в непонятном статусе находится в Москве. Мы видим Крым как федеральный округ и Министерство по делам Крыма — и так далее.

Я думаю, что Министерство по делам Калининградской области в Правительстве РФ давно назрело в этой череде новаций. Потому что вы действительно имеете очень серьёзную возможность для продвижения интересов в Москве. Потому что, если мы сравним инвестпривлекательность Калининградской области, то мы увидим, что сюда приходит в расчёте на душу населения в 27 раз меньше инвестиций, чем в Эстонии. Это не может не вызывать очень серьёзное удивление. И возможности региона, и уровень подготовки рабочей силы, и в целом — этому нет иного объяснения, кроме бюрократического регулирования.

Невозможно понять любому человеку, взирающему со стороны, почему в Калининграде существуют те экономические проблемы, которые существуют. Безусловно, перспективы области лежат в том, чтобы политически принадлежать Российской Федерации, а экономически быть частью Европы. И это могло бы стать важнейшим подтверждением или опровержением того, есть ли у России европейский путь или нет. Лидерство Калининграда здесь очевидно, идя по этому пути, руководство региона и РФ способны обеспечить очень высокие прорывные результаты — и с точки зрения уровня жизни в регионе, и с точки зрения бюджетной самостоятельности Калининградской области. И в целом пользы для Российской Федерации. Я думаю, что вступление России в более разумное, справедливое, успешное и эффективное будущее естественным образом должно начинаться отсюда.

...Эти идеи озвучивались многократно. Я некоторым образом до сих пор являюсь внештатным советником губернатора и даже имею удостоверение для прохода в местную администрацию. Я общался многократно с господином Ярошуком, я в прекрасных отношениях с господином Воскресенским. Я член коллегии Минэкономразвития в Москве, эти вопросы там многократно поднимались. Но проблема, на мой взгляд, заключается в том, что сегодня курс развития России ориентирован не на экономический рост, а на решение проблем национальной безопасности, определённые идеологические меры и так далее.

Постоянно слышны одни и те же аргументы. Что это стратегический эксклав, мы не можем открыть территорию, потому что она на 40 процентов связана так или иначе с обороноспособностью России. Что проникновение европейского бизнеса сюда опасно. Что касается транзитных вещей — то же самое, что касается аэропорта — есть аргументы у монополистов в сфере перевозок. Находится очень много ответов. На самом деле, я думаю, конечно, какой бы ни была местная власть, она, безусловно, в значительной мере готова разделить подобные подходы, но основная проблема находится в Москве.

6.jpgО будущем и реальности:

...То, что я предлагаю, очевидно, настолько лежит на поверхности, что об этом невозможно не задумываться. Но сегодня для центральной власти в России гораздо выгоднее и проще делиться с областью дотациями и субвенциями, которые получаются от нефтяного изобилия, и не задумываться о том, чтобы каждый регион развивался. Я последние несколько лет занимаюсь Востоком, могу сказать, что там это подтверждается. То есть проблема развития регионов, которые разовьют Россию, не стоит. Речь идёт о том, что в стране так всё хорошо, что, если у кого-то что-то плохо, мы поможем, но только не нужно больше самостоятельности и больше централизации.

...Основная проблема заключается в том, что для этого не существует политической воли, на мой взгляд, не существует понимания того, что Калининградская область является уникальным субъектом в составе Российской Федерации. Когда я слышу про то, что необходимо создавать чуть ли не офшорную зону на Курильских островах, о том, что сейчас у нас Крым начинает получать огромные преференции — конечно, это всё хорошо. Но Калининградская область вместе с Российской Федерацией пережила тяжёлые годы после распада Советского Союза. Она всегда оставалась российской, частью нашей страны. Я думаю, что гораздо больше внимания было бы разумно уделять именно ей, чем нашей новообретённой территории. Тем более что потенциал Калининграда гораздо более высокий, чем многих других российских регионов.

...Не стоит ждать ничего из того, что было мной озвучено. Стоит ждать только того, что обещал Медведев. Я представляю приблизительно этот список, я следил за визитом, который был, здесь собирается коллегия Минрегионразвития в июле, как раз по итогам приезда премьера, будут анализировать предложения и слушать региональные власти. Но, в любом случае, я думаю, что это тот набор мер, который должен сдемпфировать эффект 2016 года. Опять-таки, на 2016 год приходятся выборы в Госдуму, в областную Думу. На этот год придутся определённые позитивные изменения, определённые дотации, субвенции из Москвы. Которые будут играть одновременно и экономическую роль, чтобы предприятия, которые выходят из режима ОЭЗ, не претерпели-таки тяжёлых последствий. С другой стороны, чтобы в области сохранялась стабильность в условиях предвыборной кампании. 2016 год очень критичен для области.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото автора и из архива «Нового Калининграда.Ru».

Текст: Алексей Милованов , главный редактор «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.