Пшеничный бунт

Калининградские крестьяне столкнулись с проблемой перепроизводства зерна, решать которую следует не путем возведения барьеров для импорта, а внедрением современных технологий в производстве и переработке

Калининградская область имеет репутацию зоны рискованного земледелия. Причины - морской климат (и, как следствие, нестабильные погодные условия), не очень питательные почвы, множество насекомых-вредителей. Однако, как показывает опыт последних лет, грамотный подход позволяет добиваться высокой рентабельности в агробизнесе. По данным заместителя начальника Главного управления сельского хозяйства администрации области Василия Хлопяника, при выращивании зерна рентабельность может достичь 80%, рапса - 130%.

Со временем калининградские аграрии научились управлять рисками. Но высокая урожайность 2004 года превратилась в бедствие. С осени область живет в условиях перепроизводства пшеницы и рапса. Рапс - экспортная культура - все же продается, пусть дешево и медленно. А вот ситуация со сбытом пшеницы стала поводом для народных волнений. В конце декабря около двух сотен крестьян блокировали федеральную трассу Калининград - Черняховск. В конце января в Калининграде состоялось пикетирование областных администрации и Думы. Митингующие требовали от властей добиться в федеральном правительстве введения квот на ввоз муки.
Урожай не в радость

Яровой урожай зерновых (прежде всего пшеницы) и масличных (в основном рапса) в 2004 году стал рекордным. Поскольку и продовольственная пшеница, и рапс выращиваются в области только с середины 1990-х, можно говорить об абсолютном рекорде. В некоторых хозяйствах урожай зерновых достиг 70, а в среднем по области, по данным Василия Хлопяника, - 34,4 центнера с гектара, что значительно выше, чем в предыдущие годы. Зерна и зернобобовых собрано 287 тыс. т, или 47% общего объема в Северо-Западном федеральном округе.

И все это - при почти полном отсутствии дотаций со стороны государства. Председатель аграрного комитета областной Думы глава растениеводческого предприятия АО "Мельниково" Виталий Федотов утверждает, что в ЕС дотации составляют 450 евро на 1 га земли, в Белоруссии этот показатель достиг 70 евро, а в Калининградской области - только 6 евро на гектар.

Объем собранного в регионе зерна на 30% превысил внутренние потребности области, и сбыть его сельхозпроизводители не в состоянии. В области действуют четыре крупных мукомольных предприятия (в Советске, Знаменске и два - в Калининграде) и около двадцати мелких. Все они ориентированы в основном на внутренний рынок: в прежние годы, перерабатывая где-то 240 тыс. т зерна в год, получали примерно 170 тыс. т муки и лишь 15-20% реализовали вне области. На экспорт шли отруби, доля которых в производстве составляет четверть веса зерна. Однако с 2004 года Литва ввела 80-процентные пошлины на импорт этого продукта, и отруби калининградских мукомолов идут теперь в отходы, увеличивая, таким образом, себестоимость муки. Да и мука не находит сбыта вне области.

Представители мукомольных заводов проявляют высокую общественную активность. Еще в июле они обратились с письмами к региональным властям. Высокий урожай предполагался уже тогда и, с учетом членства Литвы и Польши в ЕС, где сельхозпроизводитель защищен как дотациями, так и мерами регулирования ввоза-вывоза, переизбыток зерна в регионе был прогнозируем. Мукомолы предлагали областной власти потребовать от федеральной установления ограничений на ввоз в анклав муки импортного происхождения. На тот момент уже действовало (и до сих пор действует) постановление правительства РФ, ограничивающее ввоз в область муки с клейковиной менее 30% (до 5-6 тыс. т в год). Однако мукомолы требовали квотировать и ввоз муки с высоким содержанием клейковины.

Среди специалистов разных звеньев производственной цепи - от аграриев до розничных торговцев - существуют совершенно противоположные оценки возможных последствий такого решения и степени его полезности для местного производителя.
Источник: Эксперт Северо-Запад

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.